Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:40, доклад
Само словосочетание "политическая власть" своим происхождением обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия "политическая власть" отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов - законов, полиции, судов, тюрем и т. п.
Существует ряд определений, способствующих, по нашему мнению, пониманию феномена политической власти.
Третий тип легитимности - харизматическая легитимность, имеющая в своей основе веру общества в исключительные качества политического лидера. Харизма этого человека, своеобразный ореол обаяния переносится на все, с чем связан, ассоциируется данный человек, в этом случае, на систему власти, политическую партию. Нужно отметить, что, к сожалению, вера в харизматического лидера, может привести к некритичному отношению к методам правления такого лидера, формированию культа личности. Интересная закономерность была подмечена рядом исследователей (Г. Авцинова, А. Сосланд и др.): так в своей статье «Харизматическая личность в психотерапии» авторы отмечают, что чаще всего харизматические лидеры появляются в эпоху перемен - время нестабильности, революций, переворотов. Действительно, в период разрушения привычного порядка и норм людям необходимо на что-то опереться, но прежнего уже не существует, а новые идеалы еще не сформировались. Харизматический лидер, проявить себя которому гораздо легче именно в такой период, олицетворяет надежду на лучшее, получая поддержку, которая и формирует этот авторитет.
Содержание власти.
В структурном отношении основными компонентами
власти являются:
-субъект;
-объект;
-ресурсы(средства).
Субъект власти воплощает в себе ее активное,
направляющее начало. Им может быть личность,
орган, организация, социальная общность
и др. Для реализации властных отношений
субъект должен обладать рядом таких качеств,
как желание властвовать и воля к власти.
Помимо этого субъект власти должен быть
компетентным, должен знать состояние
и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта
в отношениях власти является широко распространенное
отождествление власти с ее носителем.
Так, говорят о решениях власти, о действиях
властей, о произволе власти и т.п., подразумевая
под властью управленческие органы или
отдельных лиц.
Субъект определяет содержание властного
отношения через: 1) приказ (распоряжение)
как властное повеление подчиниться воле
субъекта власти; 2) подчинение как поведение
частной воли под всеобщую волю власти:
3) наказание (санкции) как средство воздействия
на отрицание господствующей воли; 4) нормирование
поведения как совокупность правил в соответствии
с всеобщим интересом.
Объект власти в свою очередь должен подчиняться,
поскольку без этого условия просто не
возникнет властного отношения. Где нет
объекта, там нет власти. Власть - это всегда
двустороннее взаимодействие субъекта
и объекта, предусматривающее социальные
нормы, закрепляющие право одних отдавать
приказы тем, кто обязан им подчиниться
и позволяющие применять определенные
санкции (наказание или поощрение) в зависимости
от поведения объекта (неповиновение или
подчинение). Качества объекта политического
властвования определяются, прежде всего,
политической культурой населения. С этой
точки наибольшую покорность обеспечивает
патриархальная и подданническая типы
политических культур.
Границы отношения объекта к субъекту
властвования простираются от ожесточенного
сопротивления, борьбы на уничтожение
до добровольного, воспринимаемого с радостью
повиновения. Готовность к подчинению
зависит от ряда факторов: от собственных
качеств объекта властвования, а также
от восприятия руководителя исполнителями,
наличие или отсутствие у него авторитета.
Преобладание в обществе людей, привыкших
повиноваться, жаждущих твердой руки,
является благоприятной питательной средой
авторитарных и тоталитарных режимов.
Какими же мотивами руководствуется объект
властвования? Что заставляет его подчиняться?
Одним из важнейших внутренних побуждений
к подчинению является страх перед наказанием.
Страх -- это очень сильный мотив, но крайне
непрочный. Специалисты в области психологии
отмечают, что сила власти, основанная
на страхе перед санкциями за неповиновение,
прямо пропорциональна тяжести наказания
и обратно пропорциональна вероятности
избежать его в случае непослушания. Более
стабильной является власть, основанная
на интересе, поскольку личная заинтересованность
побуждает подчиненных к добровольному
выполнению распоряжений, делает излишним
контроль и применение негативных санкций.
Не менее сильной мотивацией подчинения
объекта является его внутренняя убежденность
в необходимости подчинения, которая связана
с преклонением перед умом, опытом, или
какими-либо другими качествами субъекта
власти, иначе говоря, преклонения перед
авторитетом. Максимальная же сила власти
достигается при идентификации, отождествлении
объекта власти с субъектом. В этом случае
объект властных отношений воспринимает
дело субъекта как свое личное дело, он
абсолютно доверяет своему руководителю.
Сила власти, подчиненность объекта субъекту
зависит также еще от одного важного фактора
-- неравенства. Власть, -- возникающая на
основе естественного неравенства, всегда
носит характер межличностного взаимодействия,
всегда персонифицирована. Возникает
подчинение конкретному человеку. И если
в новой ситуации он окажется неспособным
продемонстрировать свое преимущество,
едва ли его распоряжения будут выполняться.
Власть, основанная на социальном неравенстве,
утрачивает свою персонифицированную
форму. На службе мы вынуждены выполнять
распоряжения начальника независимо от
того, нравится он нам или нет, сильнее
он физически или слабее. Именно такая
власть носит более определенный и устойчивый
характер. Она воспроизводится в обществе
независимо от ее конкретных участников.
Власть основана на использовании различных
методов и средств, получивших название
ресурсов власти. Для общества характерно
неравномерное распределение ресурсов
власти. Субъекты, обладающие ими, могут
трансформировать их во власть, предоставляя
те или иные ресурсы в обмен на подчинение.
Ресурсы власти так же разнообразны, как
многообразны средства удовлетворения
различных потребностей и интересов людей.
Широко распространена их классификация
в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности
общества:
1) экономические ресурсы - материальные
ценности, необходимые для общественного
и личного производства и потребления,
деньги как их всеобщий эквивалент, техника,
плодородные земли, полезные ископаемые
и т.п.;
2) социальные ресурсы - способность изменения
социального статуса или ранга, места
в социальной стратификации. Включают
такие показатели, как должность, престиж,
образование, социальное обеспечение
и т.п.;
3) культурно-информационные ресурсы -
знания и информация, а также средства
их получения и распространения: институты
науки и образования, средства массовой
информации и др. Далеко не во всех странах
знания и информация имеют приоритет над
экономическими, социальными и силовыми
ресурсами, но тенденция повышения значимости
культурно-информационных ресурсов в
современном мире очевидна;
4) принудительные (силовые) ресурсы - оружие,
институты физического принуждения и
специально подготовленные для этого
люди. В государстве их ядро составляют
армия, полиция, службы безопасности, суд
и прокуратура с их вещественными атрибутами:
зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами
и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается
наиболее эффективным ресурсом власти,
поскольку его использование может лишить
человека жизни, имущества и свободы -
высших ценностей.
Интересна классификация ресурсов у Тоффлера.
Он выделяет три основных ресурса власти:
силу, богатство и знание. По его мнению
в современном обществе решающим ресурсом
являются знания, а сила и богатство отходят
на второй план и утрачивают свое влияние.
Специфическим ресурсом является сам
человек - демографические ресурсы. Люди
- универсальный, многофункциональный
ресурс, который производит другие ресурсы.
Человек - создатель материальных благ
(экономические ресурсы), солдат и член
партии (политико-силовые ресурсы), обладатель
и распространитель знаний и информации
(культурно-информационные ресурсы) и
т.д. Личность выступает ресурсом власти
лишь в одном из своих многочисленных
измерений - будучи использована как средство
реализации чужой воли. В целом же человек
- не только ресурс власти, но и ее субъект
и объект.
Использование ресурсов власти приводит
в движение всю ее структуру, делает реальностью
ее процесс, который происходит по следующим
этапам (формам); господство, руководство,
организация и контроль. Как уже отмечалось,
ресурсы общества ограничены и распределены
неравномерно - это приводит к постоянной
борьбе индивидов и групп за их перераспределение,
а также к взаимному соперничеству и противоборству
в этой сфере власти управляющих и влияния
управляемых. Управляющие обладают организованным
контролем над общегосударственными ресурсами
и административным аппаратом, а управляемые
располагают лишь своими частными ресурсами
потенциалом мобилизации граждан со стороны
партий и движений, которые постоянно
ведут борьбу за выгодное им перераспределение
общественных ресурсов и усиление над
ними социального контроля.