Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:47, реферат
После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств перед каждой из бывших республик кроме задачи формирования собственной государственности стояла проблема выбора своего пути выхода из кризиса: от
традиционно умеренного социального реформирования до радикальных либеральных реформ. В новых условиях перед Россией открылись различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на деле означало коренную перестройку всей экономики, переориентацию ее на наукоемкие отрасли, демилитаризацию страны.
Введение 3
1. Социально-экономические процессы в постсоветской России: достижения и потери 4
2. Политические изменения в России 1990-х годов.
Первые итоги и причины трудностей демократических преобразований 9
3. Россия и мир в конце XX века 13
Заключение 16
Список литературы 17
Постсоветская Россия
Содержание
Введение 3
1. Социально-экономические
процессы в постсоветской
достижения и потери 4
2. Политические изменения в России 1990-х годов.
Первые итоги
и причины трудностей
3. Россия и мир в конце XX века 13
Заключение 16
Список литературы 17
После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств перед
каждой из бывших республик кроме задачи формирования собственной
государственности стояла проблема выбора своего пути выхода из кризиса: от
традиционно умеренного социального реформирования до радикальных
либеральных реформ. В новых условиях перед Россией открылись различные
варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление
было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному
обществу, что на деле означало коренную перестройку всей экономики,
переориентацию ее на наукоемкие отрасли, демилитаризацию страны.
Как известно,
существует два направления
кейнсианство, признающее необходимость существенного вмешательства
государства в экономику, и либеральное направление, обычно называемое
монетаризмом и выступающее за свободу рынка. В истории 20 века были периоды
преобладания и того и другого направления: после кризиса 1929 года в
мировой экономике преобладали теории Кейнса и Фридмана с Хайеком, но другой
мировой кризис 1973-1975 годов толкнул мир в сторону либерализма, взятого
на вооружение Рейганом и Тетчер. Как видно из этого примера реакция на
кризис может быть диаметрально противоположной. Возможно это явилось одной
из причин вступления России после долгих лет плановой экономики и
государственного
Цель
данной курсовой работы –
постсоветской России.
Для этого
нами будут рассмотрены
- рассмотреть
социально-экономические
России;
- рассмотреть
политические изменения в
- рассмотреть
внешнеэкономическую политику
1.
Социально-экономические
достижения и потери
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая
внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих
геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных
баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от
России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников
в Восточной и Центральной Европе (социалистический лагерь распался), но и
получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно
настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась
от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
Значительно
пострадала обороноспособность,
границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском
море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики
национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях.
Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики.
Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое
влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и
Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и
НАТО.
Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из
соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ
(Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это
ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы. Приоритетным
становились отношения с ближним зарубежьем, но руководство не сразу
осознало это.[1]
В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые с
внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что ядерные ракеты
не направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента
Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано
окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не
рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения
характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном
доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической
свободе". Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом
любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США.
Это вызывало критику со стороны оппозиции.
Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела
ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы
управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от
двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного
государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря
этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие
республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России.
Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось
множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и
обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном
Карабахе, Молдове.
В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За
1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках
Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности
подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан,
Таджикистан, Туркмения).[2]
Но с началом экономических реформ в России (особенно с освобождением
цен на энергоносители и изменением структуры экспорта) Содружество пережило
в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился
вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран
СНГ из рублевой зоны.
Итоги первого (92) года реформ:
1. спад промышленного
достигли 3,5 трлн. рублей;
2. не удалось добить успеха в финансовой реформе — жесткая кредитная
политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов
сменилась политикой уступок (даны новые кредиты убыточным предприятиям,
денежная масса увеличивалась в 4 раза);
3. увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;
4. внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода
страны;
5. снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост
безработицы, забастовки.
К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации
(«ваучерная»), в результате реально появился частная собственность,
возникают экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптация
производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок.
Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось
обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия
постепенно интегрировалась в мировое хозяйство.[3]
В 1994 году
правительство сосредоточило
уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой
поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных
кредитов и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая
финансовая политика с целью обуздать инфляцию. В 1996 году — прекращение
падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось
снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не
оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в
Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная
финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики и
отпугивала западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный)
выявил противоречия в политической и промышленно-финансовой элите,
разразились скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов. На
фоне падения производства (многие отрасли с высоким уровнем технологий
угасали) все заметнее становился перекос в сторону производства сырья.
Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста как Газпром
составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фоне
снижения производства продуктов питания. В 1997 году удалось остановить
падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая
энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары
неконкурентоспособными. Экспорт единственное что росло в годы реформ,
теперь уже сокращаются в 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в
1997 году составил 6,8%. Падение за все предыдущие годы производства
достигли 50%, 45% предприятий убыточны, взаимонеплатежи между предприятиями
и невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство
оборудование не заменяется и не обновляется. Инфляция не высока, курс
доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам
Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30%
доходов. Высокая социальная напряженность, вызванная скрытой безработицей
невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий, за чертой бедности от 30
до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки, голодовки, перекрытие
железных дорог.
Издержки
реформ можно объяснить
1. Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с
распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм
управления и нужно было создавать новый. Нестабильная политическая
обстановка, обесцененный
рубль, отсутствие
СССР, отсутствие в
стране продовольственных
напряженность, диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и
добывающей промышленности и тяжелой индустрии.
2. Ошибки, половинчатость и непоследовательность реформ, обусловленные
политической нестабильностью, борьбой законодательной и исполнительной
властей, а затем
между финансово-промышленными
3. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке
ситуации и последствий принимаемых решений ("хотели как лучше, а вышло
как всегда"). Например, расчеты на приток инвестиций и подъем
производства после стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не
оправдались.
Нельзя сказать,
что данный курс не дал
импульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного
психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и
появление рыночных механизмов. Однако негативные последствия реформ явно
перевесили положительные. Одним из главных следствий ценовой либерализации
стало быстрое сближение внутренних цен на сырье, материалы и энергоресурсы
с мировыми. Это нанесло тяжелейший удар по основной массе традиционно
низкоэффективных производств в обрабатывающей промышленности и сельском
хозяйстве, которые оказались нежизнеспособными.[4]
2. Политические изменения в России 1990-х годов. Первые итоги и причины
трудностей демократических
Важной задачей того времени стало сохранение территориальной
целостности России. В 1991 году возникла угроза распада, республики,
входившие в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от статуса
автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей
самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен
федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из
РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В