Постсоветская Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:47, реферат

Описание

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств перед каждой из бывших республик кроме задачи формирования собственной государственности стояла проблема выбора своего пути выхода из кризиса: от
традиционно умеренного социального реформирования до радикальных либеральных реформ. В новых условиях перед Россией открылись различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на деле означало коренную перестройку всей экономики, переориентацию ее на наукоемкие отрасли, демилитаризацию страны.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономические процессы в постсоветской России: достижения и потери 4
2. Политические изменения в России 1990-х годов.
Первые итоги и причины трудностей демократических преобразований 9
3. Россия и мир в конце XX века 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.30 Кб (Скачать документ)

условиях обострения экономического кризиса,  разрыва  хозяйственных  связей,

обнищания    населения    элита    национальных    республик     подогревала

националистические чувства. К осени  1991  года  все  автономные  республики

провозгласили  себя  суверенными   государствами.   Большинство   автономных

областей заявило о  своем преобразовании в республики. Края и  области  также

начали свою борьбу за равноправие  субъектов  Федерации.  Судьба  российской

государственности во  многом  определялась  противостоянием  республиканских

региональных властей  с федеральной властью. Угроза распада  России  нарастала

в течение всего 1992 года.

      К лету  десятки субъектов Федерации   –  Татарстан,  Башкорстан,  Якутия

(Саха),  Удмуртия,  Новосибирская,  Тюменская  области  –   задерживали   или

прекращали перечислять  налоги в федеральный бюджет. Более  того,  они  начали

сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.[5]

      Отдельные  субъекты Федерации все настойчивее  предлагали  преобразовать

ее  в  конфедерацию.  Ситуация  осложнялась   непоследовательностью   самого

правительства. Советник по  межнациональным  отношениям  Г.В.  Старовойтова,

например, считала, что полные  суверенитеты  всех  народов  бывшего  СССР  –

неизбежный этап становления  государства, а в перспективе  РФ  превратиться  в

одну  из  форм  конфедерации   (объединение   государств   при   их   полной

политической  и  юридической   самостоятельности,   отсутствии   центральной

власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла  поддержку  в

правительстве. В течение 1992 года  продолжалось  финансовое  субсидирование

республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять  налоги  в

федеральный  бюджет.  В  основе   сепаратизма   лежало   желание   республик

самостоятельно распоряжаться  плодами своего труда. И поэтому  так  болезненно

воспринималось то, что, например, в Татарии почти  безвозмездно  проводилась

перекачка нефти, в  Якутии  –  алмазов.  Край,  дающий  более  80%  алмазных

поступлений России не был  способен прокормить себя.

      Первым  серьезным  шагом  на  пути  сохранения  единства  России  стал

Федеративный договор, включивший в себя три близких по  содержанию  договора

о  разграничении  полномочий  между  федеральными  органами  государственной

власти и органами субъектов  Федерации всех  трех  типов  (республик,  краев,

областей, автономных областей и округов, городов Москва и  Санкт-Петербург).

Работа над этим договором  началась еще в 1990 году, но шла  очень  медленно.

Тем не менее в 1992 году был  подписан Федеральный договор  между  субъектами

Федерации (89 субъектов). С  некоторыми  субъектами  позднее  были  подписаны

договоры  на  особых  условиях,  расширяющих  их  права,  началось   это   с

Татарстана.

      Обостряются  межнациональные отношения в  некоторых регионах —  конфликт

между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская  республика

разделилась на  две  части,  затем  произошли  кровавые  столкновения  между

ингушами и северо-осетинами.  Особенно  напряженные  отношения  сложились  у

федерального центра с  Чечней, приведшие в последствии  к  затяжному  военному

конфликту "по наведению  конституционного  порядка",  отличившемуся  большими

жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных  жителей.  В  Россию

хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней  Азии  (с

1991 года общая их численность  достигла 1 миллион  человек).  Две  трети  из

них – русские по национальности.

      Другим   важным   вопросом   суверенитета   был   вопрос    российской

государственности,  о  выборе  формы  правления:  президентская   республика

(сильный президент, формирующий  правительство и  имеющий   право  на  роспуск

парламента при определенных условиях) или парламентская республика  (сильный

парламент, назначающий правительство) или смешанная  форма  —  президентско-

парламентская  республика.  На  протяжении  1992  года  шла   борьба   между

законодательной  и  исполнительной  ветвями  власти.   Разочарование   ходом

радикальных реформ  значительной  части  общества,  экономические  трудности

лишили реформаторские силы поддержки  многими  слоями  населения  и  усилили

блок старой номенклатуры. В условиях,  когда  власть  продолжала  оставаться

главным  источником  собственности,  стратегия  оппозиции   изменилась.   Ее

перестала устраивать возможность  влиять на  исполнительную  власть  за  счет

численного  преобладания  в   парламенте.   Целью   становилась   власть   и

возможность контролировать правительство. Именно  эту  цель  отражал  лозунг

митингов "Трудовой России" и Фронта национального  спасения  –  "Вся  власть

Советам". В свою очередь, к весне  1992  года  сторонники  жесткой  линии  в

окружении Президента взяли  курс на роспуск парламента.[6]

      В феврале  1992 года Президент предложил законодательной  власти сделать

выбор: или заключить  с  исполнительной  властью  соглашение  о  продолжении

радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на  референдуме

выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.

      На протяжении 1992 года борьба вокруг  конституционного  строя  России

шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с  Хасбулатовым все  более

активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть  и  в

центре и на местах была представлена органами  Советской  власти.  В  стране

фактически возникло двоевластие.

      12 декабря  1993 года состоялся первые выборы  законодательной власти  и

референдум  по  одобрению  проекта  новой  конституции,  получил  одобрение.

Конституция установила  принцип  разделения  властей  на  3  самостоятельные

ветви  власти   (исполнительную,   законодательную   и   судебную).   Главой

государства является Президент, избираемый прямым голосованием  на  4  года,

определяет основные направления  внутренней  и  внешней  политики,  формирует

Правительство. Законодательная  власть — Федеральное Собрание,  состоящее  из

двух палат (Совет Федерации  и Государственная Дума).  Выборы  в  Федеральное

Собрание и принятие Конституции  закрепило  суверенитет  России.  Декабрьские

выборы — первые выборы на многопартийной основе показали,  что  общественное

мнение  колеблется,  основная  часть  населения  испытывает  психологическую

усталость и  дискомфорт  в  условиях  резко  меняющейся  жизни.  Результатом

явился выбор большой  части  населения:  25%  голосов  получила  партия  ЛДПР

(Жириновский), "Выбор России" Гайдара  получил  15%.  Создание  Федерального

Собрания и принятие  Конституции  способствовали  стабилизации  общества,  в

апреле  1994  года   большинством   политических   партий   и   общественных

организаций был подписан Договор об общественном согласии.

      В 1995 году  состоялись  выборы  в  6  Государственную   Думу.  Наиболее

представительными оказались 4 партии и движения:  КПРФ,  ЛДПР,  "Наш  дом  —

Россия", ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и  ЛДПР.  В  1996  году  состоялись  выборы

президента, победил Ельцин с преимуществом в 13% голосов у  Зюганова  (КПРФ).

В  ходе  выборов  президент  опирался  на  определенную  часть  промышленно-

банковской  элиты,  в  какой-то  мере  эта  часть  элиты   оказалась   более

влиятельной при принятии решении  государства,  что  явно  прослеживалось  в

ходе  2  этапа  денежной  приватизации.  А  это  в  свою   очередь   вызвало

недовольство   другой   части,   что   усиливало    общественно-политическую

нестабильность.

 

                       3. Россия и мир в конце XX века

 

       Распад  СССР изменил  положение   России  на  международной   арене,  ее

политические и  экономические  связи  с  внешним  миром.  Внешнеполитическая

концепция Российской Федерации  выдвигала приоритетными  задачами  сохранение

территориальной  целостности  и  независимости,  обеспечение   благоприятных

условий для развития рыночной экономики и включения  в  мировое  сообщество.

Предстояло добиться  признания  России  в  качестве  правопреемницы  бывшего

Советского Союза в  ООН, а также помощи западных  стран  в  проведении  курса

реформ.  Важная  роль  отводилась  внешней  торговле  России  с  зарубежными

странами. Внешнеэкономические  связи  рассматривались  как  одно  из  средств

преодоления хозяйственного кризиса в стране.

       Россия  и страны дальнего зарубежья.  После августовских  событий  1991

г. началось дипломатическое  признание России. Для переговоров  с  российским

президентом прибыл глава  Болгарии Ж. Желев. В конце того же  года  состоялся

первый официальный визит  Б.Н.  Ельцина  за  рубеж  -  в  ФРГ.  О  признании

суверенности России, о  переходе к  ней  прав  и  обязанностей  бывшего  СССР

заявили страны Европейского  Сообщества.  В  1993-1994  гг.  были  заключены

соглашения  о  партнерстве  и  сотрудничестве  между  государствами   ЕС   и

Российской Федерацией. Правительство  России  присоединилось  к  предложенной

НАТО программе "Партнерство  во имя мира".  Страна  была  включена  в  состав

Международного  валютного  фонда.  Ей  удалось  договориться  с  крупнейшими

банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г.  Россия

вступила  в  Совет  Европы,  в  компетенции  которого   находились   вопросы

культуры, прав человека, защиты окружающей  среды.  Европейские  государства

поддерживали действия  России,  направленные  на  ее  интеграцию  в  мировую

экономику.[7]

       Заметно  повысилась роль внешней торговли  в развитии экономики России.

Разрушение народнохозяйственных связей между  республиками  бывшего  СССР  и

распад   Совета   Экономической    Взаимопомощи    вызвали    переориентацию

внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России  был  предоставлен

режим  наибольшего  благоприятствования  в  торговле  с   США.   Постоянными

экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока  и  Латинской

Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся  странах  при  участии

России строились тепло- и гидроэлектростанции  (например,  в  Афганистане  и

Вьетнаме).  В  Пакистане,  Египте  и  Сирии   возводились   металлургические

предприятия и сельскохозяйственные объекты.

       Сохранились  торговые контакты между Россией  и странами  бывшего  СЭВ,

по территории которых  пролегали газо-  и  нефтепроводы  в  Западную  Европу.

Экспортируемые  по  ним  энергоносители  продавались  и  этим  государствам.

Ответными предметами торговли  выступали  медикаменты,  продовольственные  и

химические товары. Доля стран  Восточной Европы  в  общем  объеме  российской

торговли сократилась  к 1994 г. до 10%.

       Отношения   с   государствами   СНГ.   Развитие   взаимоотношений   с

Содружеством   Независимых   Государств    занимало    важное    место    во

внешнеполитической деятельности  правительства.  В  1993  г.  в  состав  СНГ

входили,  кроме  России,  еще  одиннадцать  государств.  На   первых   порах

центральное место в отношениях между ними занимали переговоры  по  вопросам,

связанным с разделом имущества  бывшего СССР. Устанавливались границы  с  теми

из стран,  которые  ввели  национальные  валюты.  Были  подписаны  договоры,

определившие  условия  перевозки  российских  грузов  по  их  территории  за

рубеж.[8]

       Распад  СССР  разрушил  традиционные  экономические  связи  с   бывшими

республиками. В  1992-1995  гг.  падал  товарооборот  с  государствами  СНГ.

Россия продолжала  поставлять  им  топливно-энергетические  ресурсы,  прежде

всего нефть и газ. В  структуре  импортных  поступлений  преобладали  товары

народного  потребления  и  продовольствие.  Одним  из  препятствий  на  пути

развития торговых отношений  являлась образовавшаяся  в  предшествующие  годы

финансовая  задолженность  России  со  стороны  государств  Содружества.   В

середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.

       Российское  правительство стремилось  сохранить   интеграционные  связи

между бывшими республиками в  рамках  СНГ.  По  его  инициативе  был  создан

Межгосударственный комитет  стран Содружества с центром  пребывания в  Москве.

Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном  и  др.)  государствами  был

заключен договор о  коллективной безопасности, разработан и  утвержден  устав

СНГ.  Вместе  с  тем  Содружество  стран  не   представляло   собой   единой

оформленной организации.

       Межгосударственные  отношения  России  с  бывшими   республиками  СССР

складывались  непросто.  Велись  острые  споры  с  Украиной  из-за   раздела

Черноморского  флота  и  владения   Крымским   полуостровом.   Конфликты   с

правительствами    государств    Прибалтики    вызывались     дискриминацией

проживающего  там  русскоязычного  населения  и   нерешен-ностыо   некоторых

Информация о работе Постсоветская Россия