Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:47, реферат
После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств перед каждой из бывших республик кроме задачи формирования собственной государственности стояла проблема выбора своего пути выхода из кризиса: от
традиционно умеренного социального реформирования до радикальных либеральных реформ. В новых условиях перед Россией открылись различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на деле означало коренную перестройку всей экономики, переориентацию ее на наукоемкие отрасли, демилитаризацию страны.
Введение 3
1. Социально-экономические процессы в постсоветской России: достижения и потери 4
2. Политические изменения в России 1990-х годов.
Первые итоги и причины трудностей демократических преобразований 9
3. Россия и мир в конце XX века 13
Заключение 16
Список литературы 17
условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей,
обнищания населения элита национальных республик подогревала
националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики
провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных
областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также
начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской
государственности во многом определялась противостоянием республиканских
региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала
в течение всего 1992 года.
К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия
(Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или
прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали
сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.[5]
Отдельные
субъекты Федерации все
ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого
правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова,
например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР –
неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в
одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной
политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной
власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в
правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование
республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в
федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик
самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно
воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась
перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных
поступлений России не был способен прокормить себя.
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал
Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора
о разграничении полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев,
областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург).
Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно.
Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами
Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны
договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с
Татарстана.
Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах — конфликт
между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика
разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между
ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у
федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному
конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими
жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию
хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с
1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из
них – русские по национальности.
Другим важным вопросом суверенитета был вопрос российской
государственности, о выборе формы правления: президентская республика
(сильный президент,
парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный
парламент, назначающий правительство) или смешанная форма — президентско-
парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между
законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом
радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности
лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили
блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться
главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее
перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет
численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и
возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг
митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения – "Вся власть
Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в
окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.[6]
В феврале
1992 года Президент предложил
выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении
радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме
выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.
На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России
шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более
активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в
центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране
фактически возникло двоевластие.
12 декабря 1993 года состоялся первые выборы законодательной власти и
референдум по одобрению проекта новой конституции, получил одобрение.
Конституция установила принцип разделения властей на 3 самостоятельные
ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой
государства является Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года,
определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует
Правительство. Законодательная власть — Федеральное Собрание, состоящее из
двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума). Выборы в Федеральное
Собрание и принятие Конституции закрепило суверенитет России. Декабрьские
выборы — первые выборы на многопартийной основе показали, что общественное
мнение колеблется, основная часть населения испытывает психологическую
усталость и дискомфорт в условиях резко меняющейся жизни. Результатом
явился выбор большой части населения: 25% голосов получила партия ЛДПР
(Жириновский), "Выбор России" Гайдара получил 15%. Создание Федерального
Собрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества, в
апреле 1994 года большинством политических партий и общественных
организаций был подписан Договор об общественном согласии.
В 1995 году состоялись выборы в 6 Государственную Думу. Наиболее
представительными оказались 4 партии и движения: КПРФ, ЛДПР, "Наш дом —
Россия", ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и ЛДПР. В 1996 году состоялись выборы
президента, победил Ельцин с преимуществом в 13% голосов у Зюганова (КПРФ).
В ходе выборов президент опирался на определенную часть промышленно-
банковской элиты, в какой-то мере эта часть элиты оказалась более
влиятельной при принятии решении государства, что явно прослеживалось в
ходе 2 этапа денежной приватизации. А это в свою очередь вызвало
недовольство другой части, что усиливало общественно-политическую
нестабильность.
3. Россия и мир в конце XX века
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее
политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая
концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение
территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных
условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.
Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего
Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса
реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными
странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств
преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991
г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским
президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся
первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании
суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР
заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены
соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и
Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной
НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав
Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими
банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия
вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы
культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства
поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую
экономику.[7]
Заметно
повысилась роль внешней
Разрушение
распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию
внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен
режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными
экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской
Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии
России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и
Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические
предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились
торговые контакты между
по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.
Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам.
Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и
химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской
торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с
Содружеством Независимых Государств занимало важное место во
внешнеполитической
входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах
центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам,
связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми
из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры,
определившие условия перевозки российских грузов по их территории за
рубеж.[8]
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими
республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ.
Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде
всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары
народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути
развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы
финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В
середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи
между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан
Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.
Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был
заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав
СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой
оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР
складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела
Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с
правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией
проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностыо некоторых