Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:44, контрольная работа
Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы общения с той или иной религией (религиозной организацией) либо является атеистом. В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.
Введение
§ 1. Историческая эволюция прав и свобод
1.1 Первый этап
1.2 Второй этап
1.3 Третий этап
§ 2. Конституционно-правовое понятие свободы
2.1 Значение естественного права
2.2 Институт прав и свобод граждан
2.3 Понятия «прав человека» и «прав гражданина»
§ 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1 Проблема гарантий прав и свобод
3.2 Международно-правовая защита прав человека
3.3 Европейская Конвенция о защите прав человека
и основных свобод
§ 4. Основные виды прав и свобод человека и гражданина
4.1 Этапы провозглашения основных прав и свобод
4.2 Основные социально-экономические права и свободы
4.3 Основные политические права и свободы
4.4 Основные личные права и свободы
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет «Юридический»
Кафедра «Конституционного и административного права»
«Права человека в конституционном праве зарубежных стран»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Руководитель работы, к.ю.н.,
доцент кафедры
_____________А.П.Гаранжа
________________ 2012 г.
Автор работы,
Студент группы Ю- 182 ______________И.Ю.Бельская
_______________ 2012 г.
Челябинск 2012
Содержание
Введение
§ 1. Историческая эволюция прав и свобод
1.1 Первый этап
1.2 Второй этап
1.3 Третий этап
§ 2. Конституционно-правовое понятие свободы
2.1 Значение естественного права
2.2 Институт прав и свобод граждан
2.3 Понятия «прав человека» и «прав гражданина»
§ 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1 Проблема гарантий прав и свобод
3.2 Международно-правовая защита прав человека
3.3 Европейская Конвенция о защите прав человека
и основных свобод
§ 4. Основные виды прав и свобод человека и гражданина
4.1 Этапы провозглашения основных прав и свобод
4.2 Основные социально-экономические права и свободы
4.3 Основные политические права и свободы
4.4 Основные личные права и свободы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Современная
концепция прав и свобод — плод
длительного исторического
Именно
конституционные нормы
Например, правом является возможность участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность. Свобода — это установленная возможность, позволяющая субъекту совершать все виды юридически значимого поведения, за исключением тех ограничений, которые закреплены законом.
Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы общения с той или иной религией (религиозной организацией) либо является атеистом. В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.
В доктрине конституционного права можно встретиться с самыми различными попытками содержательно объяснить появление прав с момента рождения человека: концепциями религиозного плана, антропологическими теориями, согласно которым естественные права исходят из природы вещей. Наконец, из свойств человека как «социальной личности».
Однако все эти трактовки сходятся в одном: естественные права и свободы не зависят от воли государства, не оно дарует их людям. Наоборот, государственная власть связана этими правами в том смысле, что обязана признавать, соблюдать и гарантировать их. Гарантии конституционных прав и свобод принято разделять на социальные, политические и юридические.
В современных демократических государствах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяется юридическим гарантиям. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства.
§1. Историческая эволюция прав и свобод
1.1 Первый этап
Первый из них был обусловлен победой антифеодальных революций 17-18 веков и становлением демократического конституционного государства, которое отвергло абсолютизм и провозгласило свободу личности. На этом этапе конституции и другие правовые акты закрепили неприкосновенность личности, свободу слова, право избирать и быть избранным. Концепция прав и свобод была разработана в трудах великих философов Д. Локка (Великобритания), Т. Джефферсона и Т. Пэйна (США), Ф. М. Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо (Франция).
Главным в учениях этих философов было обоснование высшего приоритета свободы и необходимости ее закрепления в конституционно-правовом порядке.
Так, в
Декларации независимости США 1776 года
говорилось: «Мы считаем очевидными
следующие истины: все люди сотворены
равными и все они одарены
своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми
правами, к числу которых принадлежит:
жизнь, свобода и стремление к
счастью. Для обеспечения этих прав
учреждены среди людей
В Декларации прав человека и гражданина 1789 года (Франция) сказано: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
В этих документах были сформулированы смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где утвердилось свободное гражданское общество, были достигнуты большие успехи в развитии демократии и прав человека, а также экономики, культуры, науки и техники.
Большое историческое значение приобрел закон, принятый английским парламентом в 1679 году Его точное название «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями» («Habeas Corpus Act»). Законом вводился приказ «Хабеас корпус», который означал указание суда шерифу и другим тюремщикам в случае, если нет основания для пребывания под стражей, освободить арестованного или отпустить его под залог до рассмотрения его дела судом; при этом устанавливалось, что любой арестованный человек вправе потребовать при своем аресте предстать перед судом, а суд обязан решить вопрос о его отправлении в тюрьму или об освобождении в течение двух дней.
Указанные гарантии, получившие обобщенное наименование «Хабеас корпус», оказали огромное влияние на мировую практику. Запрет произвольного ареста и судебный контроль за неприкосновенностью личности получили широкое распространение, стали непременным атрибутом правового государства. Все демократические конституции и поныне закрепляют эту гарантию в том или ином виде. Однако первоначальная концепция прав и свобод страдала известной ограниченностью.
Исходя
из индивидуалистического
Подобная либеральная концепция была разработана в 19 веке в трудах А. Смита, И. Бентама и Дж. С. Милля. Такое антисоциальное понимание свободы придало ей формальный характер, безразличный к судьбам простых людей. В течение 19 века в странах Запада нарастала классовая борьба, в ходе которой трудящиеся массы требовали признания социально-экономических прав и утверждения социальных функций государства.
В результате этого, но уже в 20 веке развитие капитализма внесло существенные коррективы в откровенно антисоциальное понимание свободы, ибо сопровождалось усилением государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь и ограничением предпринимательского произвола по отношению к наемным работникам.
1.2 Второй этап
Второй этап был связан с появлением в 20 веке тоталитарного государства, которое, отвергнув индивидуальную свободу, политические и экономические права, провозгласило социалистические ценности, а с ними широкий спектр социальных прав и свобод (право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья). Возникшая в мире обстановка борьбы двух систем, особенно после второй мировой войны, заставила страны Запада также конституционно закрепить эти права и свободы.
В то же время с 60-х годов в Советском Союзе и ряде других стран Восточной Европы стало складываться демократическое общественное мнение, формироваться диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма. Этому способствовала и развернувшаяся в мире борьба за права человека, приведшая к принятию Генеральной Ассамблеей ООН международных пактов о гражданских, политических, культурных, социально-экономических правах человека.
Движение
за свободу и права человека подточило
тоталитарные устои социализма в
его марксистско-ленинской
1.3 Третий этап
Третий этап характеризуется крахом тоталитарной системы в Советском Союзе и странах Восточной Европы и возрождением в этих странах демократической государственности. Права и свободы в их полном объеме признаются высшей ценностью, а их защита объявляется обязанностью государства. В целях защиты прав и свобод в новых демократических государствах создаются конституционные суды и внедряются судебные гарантии.
Почти все государства мира признают международно-правовую защиту прав человека, что ведет к унификации национальных правовых институтов. Под давлением мирового общественного мнения из практики многих стран постепенно исчезают апартеид, расовая дискриминация, избирательные цензы, ограничения свободы печати.
Каталог прав и свобод расширяется за счет включения в него прав национальных меньшинств, права на информацию, права на благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем получают распространение новые формы угрозы правам и свободам — терроризм, организованная преступность, что требует расширения правоохранительной деятельности государств и ее международной координации.
§ 2. Конституционно-правовое понятие свободы
2.1 Значение естественного права
Под свободой в широком смысле понимается естественное состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. В таком значении этот термин выполняет роль основополагающего философского принципа, реализующегося через весь комплекс конституционно-правовых норм.
В более узком смысле свобода означает субъективную возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека. Учение о свободе как естественном состоянии человека разрабатывалось еще философами древности, но конституционно-правовые теории свободы стали развиваться с 17 - 18 веков.
Современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:
- все
люди свободны от рождения, и
никто не вправе отчуждать
их естественные права.
- свобода
состоит в возможности делать
все, что не приносит вреда
другому и общему благу.
- границы
свободы могут быть определены
только законом, который есть
мера свободы. Свобода и
- часть
дозволенного определяется
2.2 Институт прав и свобод граждан
В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.
В доктрине конституционного права можно встретиться с самыми различными попытками содержательно объяснить появление прав с момента рождения человека: концепциями религиозного плана, антропологическими теориями, согласно которым естественные права исходят из природы вещей, из свойств человека как «социальной личности».
Однако все эти трактовки сходятся в одном: естественные права и свободы не зависят от воли государства, не оно дарует их людям. Наоборот, государственная власть связана этими правами в том смысле, что обязана признавать, соблюдать и гарантировать их.
Информация о работе Права человека в конституционном праве зарубежных стран