Права человека в конституционном праве зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание

Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы общения с той или иной религией (религиозной организацией) либо является атеистом. В современной конституционной доктрине и практике под естественным правом понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.

Содержание

Введение
§ 1. Историческая эволюция прав и свобод
1.1 Первый этап
1.2 Второй этап
1.3 Третий этап
§ 2. Конституционно-правовое понятие свободы
2.1 Значение естественного права
2.2 Институт прав и свобод граждан
2.3 Понятия «прав человека» и «прав гражданина»
§ 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1 Проблема гарантий прав и свобод
3.2 Международно-правовая защита прав человека
3.3 Европейская Конвенция о защите прав человека
и основных свобод
§ 4. Основные виды прав и свобод человека и гражданина
4.1 Этапы провозглашения основных прав и свобод
4.2 Основные социально-экономические права и свободы
4.3 Основные политические права и свободы
4.4 Основные личные права и свободы
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по КПЗС.docx

— 58.69 Кб (Скачать документ)

Естественное  право в его конституционно-правовом аспекте — более узкая идея, чем естественное право в философско-правовой доктрине, где оно на протяжении многих веков выступало как выразитель справедливости, моральных ценностей, религиозных начал и в качестве такой модели сопоставлялось с реально действовавшими правовыми системами, либо для их обоснования и оправдания, либо для их критической оценки.

Однако  именно идея «естественных, неотчуждаемых  и священных прав человека» сыграла особую роль в политической истории. Она поставила человека в центр общественного строя, на ее основе в результате антифеодальных революций появились нормы публичного права, которые выражали естественные права человека и в определенной степени гарантировали их.

Понадобилось  немало насыщенных событиями лет, чтобы «естественные, неотчуждаемые, священные права человека» стали постулатом конституционного и международного права, показателем правового государства. При этом каталог признанных этим государством прав и свобод существенно расширился, и различение «прав человека» и «прав гражданина» потеряло четкие очертания. Естественное право по-прежнему стоит в центре концепции прав и свобод личности.

Так, в  Великобритании, Канаде, Австралии, Новой  Зеландии и других странах правовые акты фиксируют не собственно права  и свободы личности, то есть то, что  может делать человек, а преимущественно то, что ему делать нельзя. Таким образом, все, что не запрещено, оказывается дозволенным. Западные юристы видят преимущества такой конструкции в том, что она сохраняет за человеком широкую возможность свободных действий, которые в полном объеме никогда не может предусмотреть и закрепить ни одна правовая система.

В то же время на конституционное право  ложится обязанность определить объем запрещенного, и не переступать  пределы вмешательства государства  в индивидуальную свободу. В праве  этих стран, следовательно, нет полного  закрепления прав и свобод граждан, хотя они и не отрицаются. Большинство  развитых государств предпочитают своеобразную смешанную систему, которая предусматривает как письменное закрепление прав и свобод граждан в конституциях и законах, так и признание неписаных, естественных прав и свобод.

Так, в  Конституции США «Билль о правах»  закрепляет личные и политические права  граждан, но завершается нормой, в  которой записано: «Перечисление  в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание  или умаление других прав, сохраняемых  народом». Такое косвенное признание  естественных прав личности, не перечисленных  в законе, свойственно и многим другим странам.

2.3 Понятия «прав человека» и «прав гражданина»

Подчеркивая две составные части в формуле  «права человека и права гражданина», конституционно-правовая теория исходит  из того, что первые проистекают  из естественного права, а вторые - из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер.

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству. Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся как к общепризнанным правам человека, так и ко всем правам гражданина, признаваемым в данном государстве, а не гражданин - лишь первой частью этого комплекса.

Эта «дискриминация»  допускается международным сообществом  и объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить весь комплекс прав только лицам, устойчиво  связанным с судьбой страны и  в полной мере несущим конституционные обязанности.

Некоторые права предоставляются исключительно  гражданам по соображениям исторического  и экономического порядка (во многих государствах право частной собственности относится к категории прав человека, в то время как право частной собственности на землю является только правом граждан).

При возрастающей миграции населения разных стран, и, прежде всего рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто избирает ее местом своего жительства много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи  с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен...». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право».

Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина. Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся: конституционно-судебный механизм; судебная защита; административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав; международно-правовой механизм. В ряде стран этот механизм носит более разветвленный характер - будучи дополнен административной юстицией, а также трудовой юстицией.

 

§ 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

3.1 Проблема гарантий прав и  свобод

Юридические гарантии, существующие в странах с демократическим режимом, опираются, прежде всего, на авторитет конституций, в которых закреплены основные права и свободы. В этом плане для всех граждан очень важно, чтобы как можно больше прав и свобод было в тексте именно конституций.

Однако  конституции далеко не всегда закрепляют права и свободы в полном объеме. В США, нет ни одной конституционной  нормы о социальных правах и свободах. Верховный суд этой страны не считает  ряд таких прав и свобод «фундаментальными», то есть конституционно охраняемыми.

Перечень  прав и свобод в конституциях Швеции, Австралии, Новой Зеландии и других стран вообще отсутствует. Далеко не всегда закрепление того или иного  права в конституции ведет  впоследствии к принятию закона или  вынесению судебных решений, которые  содержали бы необходимую детализацию  и уточнения для его реализации.

Конституционные гарантии в таком случае оказываются  ограниченными. Практически более  важными являются судебные гарантии. Они заключаются в предоставлении гражданину права обращения в  суд с требованием признать неконституционным  тот или иной закон, который ограничивает какое-то конституционное право  данного гражданина, или издать приказ в адрес административного органа вплоть до правительства об осуществлении предусмотренного законом действия или о воздержании от какого-то действия, нарушающего субъективное право граждан.

Право судов  принимать такие иски вытекает из их обязанности служить гарантами  законности, что является важным элементом  принятых в большинстве государств официальных концепций правового  государства и господства права. Широкий круг вопросов, связанных  с исками граждан против административных органов, а также деятельность квазисудебных органов по рассмотрению таких исков составляют в ряде стран предмет административного права.

Судебная  практика содержит большое число  норм, регламентирующих личные и политические права граждан. Конституционное  право предусматривает возможность  отмены конституционных и судебных гарантий ряда прав и свобод законом  и на законных основаниях. Ограничения  прав и свобод всегда наступают при  объявлении чрезвычайного положения  в случаях войны или массовых беспорядков. При этом расширяются  полномочия полиции, которая может  более широко проводить обыски и  аресты; запрещаются митинги и  демонстрации; вводится цензура на газетные публикации. Одновременно предоставляются  большие права военной юстиции, в том числе и по делам граждан.

Институт  чрезвычайного положения закреплен в конституциях Австрии, ФРГ, Франции, Италии, Индии и ряда других стран. Еще более значительны ограничения прав и свобод при введении военного положения, что предусмотрено в конституциях многих стран. Важную роль в защите прав и свобод граждан играют омбудсмены - должностные лица, избираемые (назначаемые) парламентом (за исключением Франции) и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Омбудсмен ответствен перед парламентом, однако в повседневной деятельности вполне самостоятелен, частично он может действовать  по собственной инициативе, но чаще всего — по жалобам и заявлениям граждан. Попадающие в сферу его рассмотрения действия администрации омбудсмен оценивает с точки зрения не только их соответствия закону, но также их целесообразности и справедливости.

В большинстве  государств граждане имеют прямой и достаточно легкий доступ к омбудсмену. Однако некоторые страны используют так называемый «парламентский фильтр»: омбудсмен получает жалобы и обращения граждан от парламентариев. Акты и решения, принимаемые омбудсменом, не обладают обязательной юридической силой и в принципе соответствующий управленческий орган может оставить их без серьезных последствий. Но на практике так бывает редко, особенно в странах с «сильным» омбудсменом (Швеция, Дания, Польша).

Управленческий  орган или должностное лицо, попавшее в публикуемую омбудсменом документацию (особенно в его периодические  отчеты парламенту) как нарушитель прав человека, рискует серьезно подорвать  свою репутацию. О значимости этого  института говорит и то, что  он учрежден на надгосударственном уровне - Европейским Союзом.

Орган ЕС - Европейский парламент назначает омбудсмена, он наделяется полномочиями принимать жалобы от любого человека, находящегося под юрисдикцией государства - члена Европейского Союза или зарегистрированного в нем юридического лица, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов Европейского Союза.

Европейский Союз рекомендовал всем государствам-членам ввести у себя эту должность. Близкий  по функциям Верховный комиссар по правам человека существует в Организации  Объединенных Наций. Он назначается  Генеральной Ассамблеей ООН.

Мировая практика подтвердила достаточную  эффективность института омбудсмена как одной из важных форм защиты конституционных прав и свобод граждан. Юридические гарантии прав и свобод закрепляются и в современных конституциях социалистических государств. Каталоги прав и свобод в этих конституциях часто весьма обширные. Однако на практике они оказываются по существу не гарантированными, формальными.

Господство  в политической жизни одной партии, контролирующей печать, исключает свободу  слова и информации, всесильные органы безопасности следят за передвижением  людей и выбором места жительства. Самое же главное, пожалуй, состоит  в отсутствии независимого суда, что  ставит человека в беззащитное положение  по отношению к государству.

Современные социалистические государства, опасаясь мирового общественного мнения, редко  прибегают к массовым репрессиям, но такая опасность постоянно  сопровождает жизнь людей.

Наряду  с юридическими большое значение имеют морально-политические гарантии прав и свобод. Они заключаются в воздействии общественного мнения, которое в наше время стало важным элементом демократической политической системы. Правящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воздерживаться от грубых форм ограничения гражданских прав.

Эти круги  в каждой стране испытывают и давление мирового общественного мнения. Международные  кампании солидарности и протеста не раз предотвращали судебные расправы над демократическими деятелями, приводили  к освобождению политических заключенных.

Материальные  гарантии заключаются в реальных возможностях для людей пользоваться своими правами и свободами. Общество с рыночной экономикой провозглашает равные возможности, но в связи с социальным расслоением людей не обеспечивает в полном объеме их интересов.

Государство через свои правоохранительные органы в состоянии гарантировать личные и политические права граждан, но не обладает необходимыми рычагами для  обеспечения социально-экономических  прав. Этому препятствует безработица, рост стоимости здравоохранения, общий  рост цен и другие экономические  факторы.

Нельзя  считать достаточной гарантией  права на труд такие нормы, как, например, положения Конституции Италии («Республика  поощряет условия, которые делают это  право реальным») или Конституции  Дании («следует стремиться, чтобы каждый мог работать»).

Крайне  затруднена реализация многими лицами наемного труда прав на участие в  управлении предприятиями, охрану здоровья, получение жилища. В реализации этих прав они могут полагаться только на государственные системы социального  обеспечения, бесплатного среднего образования, охраны труда.

Однако  социальная политика даже высокоразвитых в экономическом отношении государств часто носит неустойчивый и половинчатый характер, не обеспечивая ликвидации нужды и нищеты многих людей. Трудное  экономическое положение препятствует осуществлению многих прав людей  в постсоциалистических странах, которые переходят от планового к рыночному хозяйству.

Информация о работе Права человека в конституционном праве зарубежных стран