Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:05, контрольная работа
Права человека и гражданина – явление социально-историческое.
Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории
человечества.
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э.
в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе.
Институт прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина(1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация, так или иначе, испытывали влияние этих документов.
Введение…………………………………………………….. стр. 3-4
Глава Ι. Права и свободы человека и гражданина. ……………….. стр.5-14
1.1. Понятие права и свободы человека и гражданина………. стр.5-8
1.2. Правовой статус человека и гражданина ………………... стр.9-10
1.3. Типология прав человека и гражданина …………………. стр.10-12
1.4. Основные нарушения прав и свобод человека и гражданина ………………………………………………… стр.13-14
Глава ΙΙ. Гарантии человека и гражданина…………………………. стр.15-17
Заключение…………………………………………………. стр.18
Список использованной литературы……………………
План работы
Введение…………………………………………………….. | стр. 3-4 | |
Глава Ι. | Права и свободы человека и гражданина. ……………….. | стр.5-14 |
1.1. | Понятие права и свободы человека и гражданина………. | стр.5-8 |
1.2. | Правовой статус человека и гражданина ………………... | стр.9-10 |
1.3. | Типология прав человека и гражданина …………………. | стр.10-12 |
1.4. | Основные нарушения прав и свобод человека и гражданина ………………………………………………… | стр.13-14 |
Глава ΙΙ. | Гарантии человека и гражданина…………………………. | стр.15-17 |
Заключение…………………………………………………. | стр.18 | |
Список использованной литературы……………………… | стр.19 |
Введение
Права человека и гражданина – явление социально-историческое.
Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории
человечества.
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э.
в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе.
Институт прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина(1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация, так или иначе, испытывали влияние этих документов.
В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина
является неотъемлемой составной частью конституций демократических
государств.
Появившаяся конституционная идея - это принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека.1
Проблема прав человека как самостоятельная политическая проблема актуализировалась по мере развития общества и усложнения взаимоотношений между обществом, государством и индивидом.
В рамках современных концепций прав и свобод человека также утверждается их неотъемлемый и универсальный характер. Однако, несмотря на признание противоречивости отношений индивида и государства, в них допускается частичное изменение его прав и свобод содержания. И все же, даже временно подавляя некоторые из прав, государство не в силах отнять их у человека. Поэтому современные политологи приводят аргументы против чрезмерной концентрации прав «наверху», а тем более против группового диктата правящей элиты в вопросах определения объема и характера предоставляемых человеку прав и свобод. Но и при этом особый упор делается все-таки на взаимную ответственность человека и государства за гарантированность и использование прав.3
Вопрос о правах и свободах в настоящее время особо актуален, так как каждый человек и гражданин должен знать свои права в государстве, в котором он проживает, и отстаивать их. У гражданина страны существуют и гарантии с государством, которым посвящена вторая глава контрольной работы.
Данная
работа раскрывает понятие, типологию,
гарантии, а также нарушения прав и свобод
человека как гражданина и субъекта политической
категории.
Глава Ι. Права и свободы человека и гражданина.
1.1.
Понятие права и свободы
человека и гражданина
Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценностей применения власти являются права человека. Права человека представляют собой совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.2
Права человека имеют нормативное и институциональное (реальное) содержание. В первом своем качестве они выступают в виде универсальных требований к организации любой политической системы, которые могут применяться как критерии оценки международных и внутриполитических отношений. С этой точки зрения права человека существуют как система универсальных политических норм и стандартов, которые действуют независимо от характера режима правления и конституционной системы конкретной страны. Это некая планка требований, к которым должна приспосабливаться каждая система власти. Особенно показательно действие этой нормативной системы в международных отношениях.
Например, в документах ОБСЕ соблюдение прав человека рассматривается выше принципа невмешательства во внутренние дела отдельных государств. Это заставляет все страны, стремящиеся быть членами Евросоюза, соответствующим образом изменять свои конституционные и политические порядки, стиль деятельности на международной арене. В целях защиты данных принципов Европейское сообщество осуществляет коллективные (в том числе вооруженные) акции против стран, где имеют место массовые нарушения прав человека.
В частности, на этой политико-правовой норме была разработана стратегия «гуманитарной агрессии» стран НАТО при вторжении в югославскую провинцию Косово для прекращения «этнических чисток» режимом Милошевича. 3
Некоторые страны, где господствуют коллективистские ценности, не признают универсальный характер прав человека (Китай, Иран, Бангладеш, Сирия, Малайзия и др.).2
Однако к таким заявлениям следует относиться как к сугубо политическим позициям. Ведь личность всегда есть порождение конкретного общества, и потому стремление ограничить ее права и свободы по преимуществу говорит о недостаточной демократичности этих стран. В настоящее время появляется все больше оснований утверждать, что формирование отношения людей к себе как к полноценным гражданам, требующим уважения их прав и достоинства, является поистине общемировым процессом. Об этом же свидетельствует и нарастание демократических настроений и движений в названных странах, что указывает на расширение и усиление потребности людей в свободе, уважении человеческого достоинства и личном самовыражении. Все это говорит о том, что национальные особенности не являются препятствием для реализации прав человека.
Вместе с тем права человека фиксируют реальную защищенность и гарантированность прав и свобод в конкретном государстве.
Таким образом, выступая как реальный политический институт, права человека свидетельствуют о наличии в конкретном государстве конституционных и законодательных норм, специальных учреждений по охране прав и свобод, ресурсов, идущих на обеспечение данных целей, и т.д.
Иными словами, в качестве политического института права человека фиксируют ту или иную степень реализации универсальных требований в конкретной стране. В целом институциональное содержание прав человека зависит от уровня демократичности существующих политических порядков, сложившихся традиций и обычаев населения, от наличия материальных ресурсов страны, степени ее вовлеченности в систему мировых хозяйственных и политических отношений.
Например, даже в некоторых демократических странах Запада равные права женщин были признаны лишь после Второй мировой войны (в Японии и Франции – в 1940 г., в Швеции – в 1974-м, а в графстве Лихтенштейн – в 1981 г.).
В настоящее время в отдельных странах этот институт власти все еще не укоренен, в некоторых странах он способен обеспечить выполнение лишь определенной части прав человека.
Например, в Российской Федерации права человека закреплены в виде конституционной нормы, существует должность постоянного представителя Президента по правам человека, полномочия которого дают ему возможность применять санкции к любым политическим структурам и лицам в случае нарушения ими соответствующих норм и законов. Но, несмотря на наличие таких политических инструментов, в России имеются многочисленные факты преследования и дискриминации людей по этническим мотивам, в тюрьмах и отделениях милиции применяются пытки и т.д.3
Вместе с тем опыт мирового развития показывает, что национальные особенности не являются препятствием для реализации прав человека. Впервые свое юридическое выражение права человека получили в 1776 г. в Вирджинской декларации, которая впоследствии была положена в основу Билля о правах (конституции) США. Такую же роль сыграла Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции в 1789 г.. Права человека были зафиксированы в провозглашенной ООН Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина (1948). Европейская конвенция о защите прав и свобод человека была принята в 1950 г. и получила свое развитие в «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966) и в ряде других документов. В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - первостепенной обязанностью государства.
Впервые
представления о правах человека
сформировались в V1-V вв. до н.э. в рамках
теорий естественного права, которые
развивали китайский мыслитель
Мо Цзы, софисты в Древней Греции, Аристотель
и т.д. Их основные идеи состояли в признании
равенства людей от рождения и наделении
их одинаковыми, обусловленными человеческой
природой, правами. Либеральные мыслители
XVII-XV11I вв. в качестве основных рассматривали
политические и гражданские права индивида,
не придавая особого значения социально-экономическим
возможностям их обеспечения. Видя свою
главную задачу в ограждении человека
от внешней агрессии со стороны государства,
либералы чрезмерно изолировали личность
от общества и государства, не замечая,
что формальное равенство лишает наименее
защищенные слои населения возможности
реально пользоваться его плодами.2
1.2.
Правовой статус человека
и гражданина.
Основы правового положения личности складываются в области
отношений «общество – государство – личность». При этом данные
отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.
Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение
индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое
его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно
обусловливается
особенностями социального
данный период развития государства и общества.
Центральное место в содержании основ правового положения личности
принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина.
Основные права человека и гражданина, определенные Конституцией, фиксируют фундаментальные гарантии свободы и принципиальные ценностные ориентиры. Они призваны формировать правовую политику.
Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают