Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:05, контрольная работа
Права человека и гражданина – явление социально-историческое.
Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории
человечества.
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э.
в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе.
Институт прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина(1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация, так или иначе, испытывали влияние этих документов.
Введение…………………………………………………….. стр. 3-4
Глава Ι. Права и свободы человека и гражданина. ……………….. стр.5-14
1.1. Понятие права и свободы человека и гражданина………. стр.5-8
1.2. Правовой статус человека и гражданина ………………... стр.9-10
1.3. Типология прав человека и гражданина …………………. стр.10-12
1.4. Основные нарушения прав и свобод человека и гражданина ………………………………………………… стр.13-14
Глава ΙΙ. Гарантии человека и гражданина…………………………. стр.15-17
Заключение…………………………………………………. стр.18
Список использованной литературы……………………
особое значение для индивида и тем более для государства.
Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все – индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.
Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида.
Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства.
Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие.
В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. Они являются исходной базой для приобретения других прав, предусмотренных законами и подзаконными актами. Основные права
находят свою конкретизацию в нормах текущего законодательства.
В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет
принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду
исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима
ему как
творческой личности.1
1.3.
Типология прав человека
и гражданина
С более содержательной точки зрения права и свободы человека разделяются на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические.
Гражданские, или личные, права – это тот круг присущих человеку от рождения прав, которые конституируют его автономность и индивидуальность, достоинство и самобытность, предохраняют его от посягательств и произвола власти. К ним, как правило, относят право на жизнь и достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение данных прав государство гарантирует на основе законодательного закрепления презумпции невиновности, публичного и независимого суда, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, выбора места жительства, а также свободы любых действий, не противоречащих закону.
Политические права обеспечивают возможности участия граждан в управлении делами государства и общества. К такого рода правам относятся свобода слова, печати, совести, право на получение информации, право на объединение с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свобода избирать и быть избранным в представительные органы государства, свобода союзов, демонстраций и т.д.
Гражданские, а равно и политические права первоначально были основным предметом борьбы человека и власти, государства и общества. Именно благодаря утверждению этих прав «первого поколения» личность постепенно обретала новые возможности в обществе, усиливала свое влияние на государство и проводимую им политику. Вехами на этом историческом пути стали: утверждение всеобщего избирательного права, конституционные гарантии прав в демократических государствах, включение их в международные документы. Огромный гуманистический заряд несет с собой и отмену в большинстве современных европейских стран смертной казни.
Социально-экономические права – это права и возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной деятельности. Их называют правами «второго поколения», которые стали результатом борьбы за социальные гарантии и защиту личности в сфере производства, активно начатую еще со второй половины XIX в. Во второй половине XX в. под влиянием социалистических партий на Западе, а также стран бывшего социалистического блока, первыми, закрепившими в своих конституциях широкий спектр социальных и экономических гарантий населения, эти права получили и международное юридическое признание, войдя в 1948 г. во Всеобщую Декларацию прав и свобод человека и гражданина.
К таким правам относятся право на собственность, свободу экономической деятельности, индивидуальные трудовые права (право на труд, справедливую оплату труда, защиту от безработицы, выбор профессии) и право на коллективные действия по защите трудовых прав, а также право на жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни. В настоящее время наиболее полно эта группа прав обеспечивается в правовых социальных государствах – Швеции, Германии, Канаде, США и некоторых других, где достигнут самый высокий уровень социально-экономического обеспечения населения.
Проблемы общественного развития последней трети XX в., связанные, к примеру, с усилением взаимозависимости государств в современном мире и, как следствие, формированием новой системы международных отношений или экологическим кризисом, вызвали к жизни права «третьего поколения», делающие акцент на отношения между государством и личностью в сфере культуры и экологии. К этим правам можно отнести право человека на мир и социальное развитие, здоровую экологическую внешнюю среду, приобщение к понимаемым как общее достояние человечества культурным ценностям, свободное передвижение по миру и т.д.
Обеспечение
этой группы прав затруднено из-за целого
ряда обстоятельств, а именно: из-за политики
режимов, склонных к деспотизму и не заинтересованных
в контактах своего населения с народами
других стран, из-за многообразия политических,
в том числе вооруженных, конфликтов; вследствие
разницы в материальных ресурсах и необходимости
колоссальных затрат национальных государств
и мирового сообщества в целом на сохранение
здоровой окружающей среды и т.д. В значительной
мере реализация именно этой группы прав
приближает человечество к той цели, которую
предрекали его многие величайшие умы,
и в частности русский ученый В. И. Вернадский,
к объединению человечества в единый в
экономическом, информационном и других
отношениях – организм. Однако на этом
пути сегодня еще слишком много противоречий.3
1.4.
Основные нарушения
прав и свобод человека
и гражданина
В современном мире существует множество различных политических режимов с собственными моделями взаимоотношений государства и личности, своими стандартами соблюдения прав и свобод человека. Демократические режимы соседствуют с авторитарными, либеральные с коммунистическими. Изъятия отдельных прав сочетаются с массовыми нарушениями прав человека. А как писал русский ученый М. Бакунин, всеобщая свобода присутствует лишь там, где «она распространяется на каждого», где свободное общество представлено совокупностью «массовых примеров».
В принципе в определенных условиях государство, в зависимости от своих реальных возможностей, может менять содержание экономических или социальных прав. В чрезвычайных условиях, для защиты конституционного строя оно может даже приостанавливать реализацию определенных гражданских прав, ограничивать свободы, поражать в правах тех или иных лиц (например, лишать лиц, обвиняемых в уголовных преступлениях, права быть избранными в органы власти) или группы (запрещая экстремистские партии и движения). Однако и здесь существуют четкие границы возможностей для государства, ориентированного на соблюдение прав и свобод личности. Например, даже при чрезвычайных обстоятельствах законодательно устанавливаются пределы и сроки действия таких ограничений. И при этом ряд основополагающих прав, к примеру, право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповеданий, право на жилище или право на судебную защиту, вообще не подлежат отмене.
Но есть и такие способы действий режимов, которые направлены на ограничение прав как фундаментальных начал в отношениях государства и человека. К таким способам относятся, например, введение неоправданных (возрастных, материальных, территориальных) цензов, ограничивающих возможности граждан на формирование органов власти и на участие в их работе; или закрепление разрешительного вместо регистрационного порядка регулирования политической активности населения, при котором власть берет на себя правоустанавливающие функции, что, в конечном счете, отрицает фундаментальный характер политических прав.3
С учетом мирового опыта, можно выделить следующие четыре группы нарушений прав человека со стороны государства и отдельных политических сил:
а) геноцид и этнические «чистки», гражданские войны, политический терроризм;
б) апартеид, расовая дискриминация, сегрегация;
в) ограничение политических прав гражданина;
г) уничтожение природы, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям.2
Поэтому
историческая траектория современного
развития требует сильного демократического
государства, которое стояло бы на страже
прав и свобод личности.
Глава
ΙΙ. Гарантии человека
и гражданина.
Во многом реализация основных прав и свобод личности зависит от тех
гарантий культурного, социально-экономического, материального,
политического, организационного и юридического характера, которые
устанавливаются и обеспечиваются государством.
Особое место в системе гарантий прав и свобод граждан занимают
юридические
гарантии, посредством которых
стадии процесса осуществления, охраны и защиты прав и свобод граждан. В
обществе действует развернутая система гарантий субъективных прав
граждан. Однако, в конечном счете, эта система обеспечения субъективных
прав реализуется лишь через юридические гарантии, нормы
правоустанавливающего
и правовосстанавливающего
непосредственно обеспечивают реальный правовой статус личности.
В правовой науке под гарантиями понимается система социально-
экономических, политических, нравственных, юридических,
организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих
равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и
интересов. Юридические гарантии прав и свобод граждан – это
совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи
которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы,
пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.
К юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека и
гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их
осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их
обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры
поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.
Защита и непосредственное обеспечение прав человека и основных
свобод осуществляются прежде всего во внутригосударственном
законодательстве.
Внутригосударственные институты защиты прав человека
и гражданина – это система культурных, социально-экономических,
политических и правовых средств и условий, обеспечивающих
непосредственную защиту прав человека и гражданина.
Международные механизмы гарантий прав личности – это меры,
направляемые мировым сообществом на обеспечение и защиту прав человека
и гражданина. Эти меры включают культурные, политические,
организационные и правовые средства международного характера.
Политико-правовая система международных гарантий прав человека, в
частности, включает: систему международных пактов и конвенций по правам
человека; Комиссию по правам человека в рамках ООН; Комитет по правам
человека; Европейскую комиссию по правам человека; Европейский Суд по
правам человека и ряд других механизмов, способных установить
международно-правовую ответственность за ординарные нарушения прав