Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:57, лекция
Политическая система — система отношений, посредством которой государство реагирует на те или иные воздействия со стороны общества (в теории систем это называется «вводом» или «входом» в систему) соответствующими решениями, политическими программами и направлениями политики («выход»). Режим,есть такая «система правления», которая сохраняется при всех и всяких сменах правительства. Правительства могут сменяться в результате выборов, смены династий, государственных переворотов и т.д., режимы изменяются вследствие либо военного вмешательства извне, либо революционного переворота изнутри. Государственное управление. Под государством можно понимать любой механизм или институт, управляющий обществом, поддерживающий в нем установленный порядок, обладающий способностью вырабатывать коллективные решения и осуществлять их. Термин «государственное управление» обычно относят к тем официальным и институциональным процессам, посредством которых на национальным уровне поддерживаются закон и порядок, осуществляются действия коллективного характера. Центральными функциями государства являются выработка и принятие законов (законодательство), их претворение в жизнь (механизмы исполнительной власти) и их толкование (судебная система).
Конспект
по политологии
на тему: Правительства, политические системы и режимы.
Традиционные системы классификации
Первый вопрос здесь — что такое «правительство» и чем прави
тельства отличаются от «политических систем», или «режимов». Термин «правитель
ство» относится к институтам и процессам, в рамках которых обычно принимаются
коллективные и при том, как правило, обязательные к исполнению решения. Политическая система , или режим, выступает более широким понятием, охва
тывающим не только механизмы власти и институты государства, но также структу
ры и процессы, через
которые государство
Политическая система — система отношений, посредством которой государство реагирует на те или иные воздействия со стороны общества (в теории систем это называется «вводом» или «входом» в систему) соответствующими решениями, политическими программами и направлениями политики («выход»). Режим,есть такая «система правления», которая сохраняется при всех и всяких сменах правительства. Правительства могут сменяться в результате выборов, смены династий, государственных переворотов и т.д., режимы изменяются вследствие либо военного вмешательства извне, либо революционного переворота изнутри. Государственное управление. Под государством можно понимать любой механизм или институт,
управляющий обществом, поддерживающий в нем установленный порядок, обладающий способностью вырабатывать коллективные решения и осуществлять их. Термин «государственное управление» обычно относят к тем официальным и институциональным процессам, посредством которых на национальным уровне поддер
живаются закон и порядок, осуществляются действия коллективного характера. Центральными функциями государства являются выработка и принятие законов (законодательство), их претворение в жизнь (механизмы исполнительной власти) и их толкование (судебная система).
Зачем классифицировать политические системы?
Классификация политических систем для нас важна по двум причинам. Первая причина — она существенно облегчает понимание политики и государственного управления.
Что касается классификации систем управления, то это просто способ сделать нашу операцию сравнения более методичной и последовательной. Вторая причина — классификация облегчает не только анализ, но и оценку явлений.
У всех систем классификации, однако, есть свои недостатки. Велика опасность не заметить и того, что одно и то же явление в разных условиях может иметь существенно неодинаковый смысл. Поэтому проводя сравнительный анализ, нужно постоянно иметь в виду опасность этноцентризма (ethnocentrism). Этноцентризм — свойство этническо
го сознания приписывать иным народам ценности и идеи собственной культуры;
предполагает наличие предубеждений в отношении иных этносов и групп. Классификации могут быть искажены теми или иными ценностными влияниями. Всем нашим системам классификации присущ еще один недостаток — во главу угла они ставят государство, а страны рассматривают как целостные и самодовлеющие системы.
Классические типологии
Исторически наиболее авторитетной системой классификации систем правле
ния всегда была та, которую в IV в. до н. э. разработал Аристотель. Власть может находиться в руках одного человека, кучки людей или многих граждан, и в каждом из этих случаев она может служить либо узким, подчас даже откровенно эгоистическим интересам самих правителей либо интересам всего сообщества. Абсолютизм — это теория и практика правления, традиционно ассоциируемые с абсолютной
монархией. Правление в
такой системе носит «
Типология «трех миров»
В XX в. ход истории еще раз изменил критерии политических типологий. Меж
ду двумя мировыми войнами возникли новые формы авторитаризма — в сталинс
кой России, фашистской Италии и нацистской Германии; в глазах многих людей
мир оказался разделенным на две системы — демократических и тоталитарных
государств. Со временем популярность приобрела так называемая концепция «трех
миров» — идея о том, что политически мир может быть поделен на три блока:
• капиталистический «первый мир»
• коммунистический «второй мир»
• развивающийся «третий мир»
У этой классификации есть свои экономические, идеологические, политические и военно-стратегические измерения. Между «первым» и «вторым» миром шла ожесточенная идеологическая борьба.
«Первый мир» исповедовал чисто капиталистические принципы — свободу частно
го предпринимательства и
социального равенства, коллективного
труда и централизованного
ной на принципе партийного соперничества за власть на выборах. Режимы «второ
го мира» были однопартийными государствами, где безраздельно господствовали
«правящие» коммунистические партии. «Третий мир» являл собой пеструю карти
ну авторитарных режимов самого разного типа — монархий, диктатур, прямого
военного правления. Однако с конца 1970-х годов данная система классификации становилась все менее и менее адекватной. Но самый сокрушительный удар по концепции «трех миров» нанесли, конечно, восточноевропейские революции 1989—1991 годов. Их результатом стал крах ортодоксального коммунизма в СССР и других странах бывшего социалистического лагеря, начало политической либерализации и рыночных реформ.
Либеральная демократия — это форма демократического правления, в которой найдено равно
весие между принципом ограниченного
правительства и принципом
Ее «либеральное» содержание проявляется в наличии целой системы внешних и внутренних «сдержек» власти, призванных гарантировать свободу личности и обеспечить защиту граждан от чрезмерного государственного вмешательства. Ее «демократическое» содержание проявляется в наличии системы регулярных и состязательных выборов, проводимых на основе всеобщего избира
тельного права и политического равенства (см. с. 69). Вполне выражая собой определенную политическую философию, термин, однако, чаще используется для характеристики соответствующего политического режима. Особенностями такого режима являются:
• конституционно созданная система государственного управления, зиждущаяся на формальных (как правило, правовых) основаниях
• гарантии гражданских свобод и прав личности
• разделение властей, наличие сдержек и противовесов между ними
• регулярно проводимые выборы - по принципу «один человек - один голос»
• состязательные отношения между партиями, политический плюрализм
• наличие в обществе независимых групп интересов
• частнопредпринимательская
Режимы современного мира
С конца 1980-х годов в политологии в общем-то не было серьезных попыток
предложить что-то новое по части классификации политических систем. От кон
цепции «трех миров» отказались, но какими должны быть новые линии деления на
политической карте мира, так до сих пор и не ясно. До сих пор, однако, многие не перестают говорить о превосходстве «мира либеральных демократий» и специфически западной модели развития, не вполне, может быть, понимая, что в действительности за этой моделью стоит, собственно говоря, лишь американский опыт, и, возможно, отнюдь не стоит настаивать на универсальной применимости таких ценностей, как индивидуализм, права человека и право выбора.
Что касается контуров новой системы классификации, нужно видеть еще одну
трудность — отсутствие четких критериев.
Как правило, при выборе критериев следует ответить на следующие вопросы:
• Кому, собственно, принадлежит власть? Ограничивается ли политическое уча
стие верхами общества либо оно охватывает все население?
• Как достигается общественное согласие или подчинение — через примене
ние силы или угрозы силой, через переговорный процесс и «торг», через
компромисс?
• Носит ли правительственное управление централизованный или децентрали
зованный характер? Какие сдержки и противовесы действуют в политичес
кой системе?
• Как происходит завоевание и передача власти? Является ли система откры
той и соревновательной или она
закрыта для конкуренции
• Каковы отношения между государством и индивидом? Как распределяются
права и обязанности между
• Каков уровень экономического развития страны? Каков в ней уровень жиз
ни, насколько ровно в ней распределено материальное богатство?
• Как организована экономическая жизнь? Ориентирована ли экономика на
рынок или на централизованное планирование, какова экономическая роль
правительства?
• Насколько стабильна система? Сколь долгую историю имеет данный режим,
обладает ли он способностью реагировать на новые требования и вызовы?
В концепции «трех миров»
был заложен экономико-
Сами политические системы сегодня изменяются столь быстро, что клас
сифицировать их в высшей степени сложно: это вечная гонка за постоянно изме
няющейся политической реальностью.
Однако в современном мире можно выделить пять основных типов режимов:
• западные полиархии (western polyarchies)
• новые демократии (new democracies)
• восточноазиатские режимы (East Asian regimes)
• исламские режимы (Islamic regimes)
• военные режимы (military regimes)
Новая волна демократизации в мире, согласно Хантингтону, началась в 1994 г. Главным здесь было введение многопартийных выборов в политике и начало рыночных реформ в экономике. Эти режимы, следовательно, лучше всего квалифицировать как новые демократии(new democracies) или полудемократии (semi-democracies). Особенность посткоммунистических режимов сегодня заключается в том, что
им приходится иметь дело с политико-культурными последствиями коммунистического правления вплоть до не изжитого еще наследия сталинского тоталитаризма.
Как результат сегодня в России мы видим слабую и раздробленную партийную систему, очевидно не способную выражать подлинные интересы общества. Еще один ряд проблем связан с процессом экономической перестройки. «Шоковая терапия», сопровождавшая по рецептам Международного валютного фонда переход от центрального планирования к свободному капитализму, из-за роста без
работицы и инфляции существенно ухудшила положение многих слоев общества и
усилила социальное неравенство. Наконец, еще один круг проблем здесь связан со слабостью государственной власти, особенно заметной перед лицом центробежных сил, в коммунистические времена подавлявшихся. Крах коммунизма в СССР сопровождался и распадом прежней советской империи: среди тех пятнадцати независимых государств, что пришли ей на смену, в нескольких, включая Россию, национальные проблемы стоят самым острым образом. В 1992 г. Перестала существовать Чехословакия, разделившись на Республику Чехия и Словакию. Но наиболее драматичные формы национально-этнический конфликт принял в Югославии, где он вызвал самую настоящую войну между Сербией и Хорватией в 1991 г. и гражданскую войну в Боснии в 1992—1996 годах.
Новые демократии — политические режимы, в которых еще не завершены процессы демократической консолидации; при которых «дело не ограничивается демократией» (Пжеворский, 1991)
Полудемократия — политический режим, при котором демократические и авторитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу.
Наконец, нельзя забывать и об уникальности самой России, проистекающей из ее им
перского прошлого, склонности российской
государственности принимать
тарные и экспансионистские формы, и из того, наконец, обстоятельства, что со
времен Петра Великого здесь противостояли западнические и славянофильские
ориентации и потому сегодня ей, возможно, непросто определиться в своих куль
турных и политических судьбах.
Восточноазиатские режимы
Совершенно нельзя исключать того, что начавшийся на исходе XX в. подъем
Восточной Азии в конце концов может оказаться даже куда более важным глобаль
но-историческим процессом, чем крах коммунизма. За это время центр мировой
экономики заметно сдвинулся с Запада на Восток. Куда меньше говорят об особой восточноазиатской политической системе.
Приходится признать, что особые азиатские ценности, резко отличные от западных, все же существуют.
Азиатские ценности — ценности, предположительно отражающие историю, культуру и исторические предпосылки формирования азиатских обществ; в качестве примеров можно привести социальную гармонию, уважение к власти и веру в семейные ценности. В том или ином отношении все восточноазиатские режимы имеют что-то общее. Они всегда организованы в большей степени вокруг экономических, нежели политических целей; их главная задача — содействовать экономическому росту и благосостоянию, а не расширять тот круг индивидуальных прав и свобод, который мы видим на Западе.
Информация о работе Правительства, политические системы и режимы