Правительства, политические системы и режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:57, лекция

Описание

Политическая система — система отношений, посредством которой государство реагирует на те или иные воздействия со стороны общества (в теории систем это называется «вводом» или «входом» в систему) соответствующими решениями, политическими программами и направлениями политики («выход»). Режим,есть такая «система правления», которая сохраняется при всех и всяких сменах правительства. Правительства могут сменяться в результате выборов, смены династий, государственных переворотов и т.д., режимы изменяются вследствие либо военного вмешательства извне, либо революционного переворота изнутри. Государственное управление. Под государством можно понимать любой механизм или институт, управляющий обществом, поддерживающий в нем установленный порядок, обладающий способностью вырабатывать коллективные решения и осуществлять их. Термин «государственное управление» обычно относят к тем официальным и институциональным процессам, посредством которых на национальным уровне поддер­живаются закон и порядок, осуществляются действия коллективного характера. Центральными функциями государства являются выработка и принятие законов (законодательство), их претворение в жизнь (механизмы исполнительной власти) и их толкование (судебная система).

Работа состоит из  1 файл

Традиционные системы классификации.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Как и другие системы, восточноазиатские  режимы неодинаковы. Здесь прояв­

ляются культурные различия между  Китаем (вместе с родственными ему Тайванем

и Гонконгом), Японией и такими этнически  смешанными государствами, как Сингапур и Малайзия.

 

                                  Исламские режимы

Подъем ислама как политической силы оказал глубочайшее воздействие  на сферу 

политики в Северной Африке, части Азии и на Ближнем Востоке. Чисто исламским

государством со времени своего возникновения в 1932 г. является Саудовская Ара­

вия. В Иране революция 1979 г. привела  к созданию исламской республики во

главе с аятоллой Хомейни (1900—1989) —  пример, которому позже последовали

Судан и Пакистан.

Политический ислам стремится  к созданию теократического государства, в ко­

тором политические и всякие иные отношения были бы подчинены «высшим»

принципам веры. Однако существуют самые  разные его течения, подчас резко от­

личающиеся друг от друга: от непримиримого  фундаментализма до форм, вполне

совместимых с политическим плюрализмом.

Фундаменталистская версия ислама обычно ассоциируется с Ираном. После  смерти Хомейни в 1989 г. его преемник Хашеми Рафсанджани перешел к более прагматичной и менее идеологизированной политике, шариатское право (Sharia law) здесь до сих остается господствующим правовым и моральным кодексом. С еще большей силой революционный фундаментализм заявил о себе в Афганистане, где режим Талибан в 1997— 2001 годах ввел чисто теократическое правление, исключив женщин из образования, экономики и вообще общественной жизни. Не менее важную роль фундаментализм играет в Саудовской Аравии, где он также приобрел абсолютистские оттенки, хотя консервативный суннитский режим страны отличается куда более мягкими формами, нежели революционный популизм шиитского Ирана.

Шариат — исламское право, базирующееся, по убеждению мусульман, на божественном от кровении и идущее от Корана, учения Мухаммеда и других источников. В 1988 г. у режима тем не менее ооозначились авторитарные тенденции, когда после волны арестов и введения жесткой цензуры в стране по существу прекратила действовать независимая система судопроизводства.

 

                                    Военные режимы

В то время как большинство политических систем формируется под воздей­

ствием той или иной комбинации политических, экономических, культурных и 

идеологических факторов, в мире остаются и такие режимы, которые  опираются на

чисто военную силу, систематическое принуждение и репрессии, — военные режи­

мы. Их относят к более широкой  категории «авторитарных». Авторитаризм военно­

го образца всегда был распространен  в Латинской Америке, на Ближнем  Востоке,

в Африке и Юго-Восточной Азии. В  период после Второй мировой войны военные

диктатуры также образовались в Испании, Португалии и Греции. Хотя все формы военного правления глубоко репрессивны, между ними есть и свои различия. В некоторых диктатурах армия присваивает себе прямой контроль над правительством. Классическим выражением этой разновидности является военная хунта (junta).

Хунта — буквально, совет; клика (обычно военная), пришедшая к власти в ходе

революции или государственного переворота. Другая форма военного режима — это личная диктатура при военной поддержке. В такого рода случаях в хунте или режиме выделяется один человек; часто при этом имеет место культ личности и стремление сформировать власть харизматического толка. Наконец, мы видим военные диктату­

ры, где главным фактором является общая позиция армии, сам же генералитет

предпочитает оставаться в тени и лишь «дергать за ниточки». Именно такую карти­

ну, к примеру, являла собой Бразилия после Второй мировой войны, где  армия,

дабы придать системе большую  легитимность, предпочла сохранить деление на

политические и военные органы власти.

 

                                                       Выводы

 

• Правительство следует понимать как любой механизм, через который  осуществ­

ляется упорядоченное управление; главная его черта — способность выносить коллективные решения и обеспечивать их исполнение. Понятие «политическая система», или «режим», охватывает не только механизмы управления и институты государства, но также структуры и процессы, посредством которых государство взаимодействует с обществом.

• Классификация политических систем служит двум целям: (1) облегчает понимание 

через сопоставление явлений, через  выявление в них моментов подобия  и различия;

(2) помогает нам дать оценку  тем или иным качествам и  достоинствам политических систем.

• Исторически существовали разные критерии для классификации режимов. Клас­

сические типологии, идущие от Аристотеля, исходили из общего устройства (конститу­

ции) и отдельных институтов общества, тогда как концепция «трех  миров» отталкива­

лась от экономических и идеологических различий между теми системами, что суще­

ствовали в «первом» капиталистическом, «втором» социалистическом и «третьем»  раз­

вивающемся мире.

• Крах коммунизма и прогресс демократии привнесли серьезнейшие трудности  в 

уяснение политических контуров нового мира. Традиционные системы классификации

устарели, тем более что  классификации вообще носят временный  характер. Тем не ме­

нее сегодня политические системы можно классифицировать по тому, как в них взаи­

модействуют факторы политического, экономического и культурного порядка.

• Теоретики «конца истории» провозгласили, что история кончилась  либо скоро 

закончится с наступлением полной победы принципов западной либеральной  демокра­

тии. Сегодня мы и впрямь видим, что большинство политических систем современного

мира являют собой ту или иную разновидность демократии. Есть, однако, серьезные 

основания считать, что на самом деле политические системы мира становятся более 2.

сложными и разнообразными, как это и видно из сравнения западных полиархий, но­

вых демократий, восточноазиатских  режимов, исламских режимов и  военных диктатур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как бы вы охарактеризовали современный политический режим в России?

 

Политические процессы, происходящие в современной России, в общем  можно охарактеризовать как переходный период от посттоталитарного политического режима к демократическому. С этим и связаны все те противоречия, трудности и перспективы, которые проявляются в нашей стране в последнее десятилетие. Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики. В Конституции 1993 года был впервые закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); а также законодательных собраний субъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и органы исполнительной власти на местах. Судебная система состоит из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды. Во взаимодействии ветвей власти в современной России произошел конституционный перекос в сторону чрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской власти). Т.к. парламент отстранен от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения и законы. Все это приводит к противостоянию исполнительной и законодательной властей, причем последняя больше занята внутрифракционными и партийными конфронтациями. 


Информация о работе Правительства, политические системы и режимы