Правохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение функций правоохранительных органов государства. В этой работе мы попытаемся четко разграничить функции правоохранительных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Правоохранительные органы РФ - основные положения
1.1. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов.
1.2. Функции правоохранительных органов
1.3. Основные направления деятельности
2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации
2.1 Судебная система Российской Федерации и прокуратура
2.2 Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации
2.3 Органы внутренних дел
2.5 Органы юстиции Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Право охраните.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

      Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.

      В качестве суда первой инстанции он рассматривает гражданские и  уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения  и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с  момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.10

     Как кассационная инстанция Верховный  Суд РФ проверяет приговоры и решения областных, городских судов, и иных судов.

      В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу, решения кассационных, надзорных приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанции.

      Районный (городской) суд Рассматривает в  качестве суда первой инстанции многие гражданские и уголовные дела. К подсудности этих судов относятся  все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду, военным и мировым судам.

      Помимо  уголовных и гражданских дел  районный (городской) суд рассматривает  дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы связанные с исполнением приговора.

      Районный (городской) суды являются апелляционной  инстанцией, проверяющей решения  и приговоры мирового судьи. Он проверяет  обоснованность и справедливость решения  или приговора мирового судьи.

      Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют свою власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.

      Военные суды могут рассматривать гражданские  и административные дела о защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных сил РФ, других войск, формирований, граждан. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, или уволенные с военной службы, дела об административных правонарушениях, совершенными военнослужащими, или лицами имеющими отношение к Вооруженным Силам РФ.

      Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

  • нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
  • нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти.
 

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством.11

          Управления и отделы прокуратуры создаются в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры (управление по надзору  за расследованиями преступлений, управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным, гражданским делам, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и др).

          Функции прокуратуры:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • участие в рассмотрении дел судами;

    Прокурорский  надзор  - это действия прокуроров по наблюдению за законностью решений  органов власти и управления, хозяйствующих  субъектов и объединений, затрагивающих  права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

    Прокурор  может рассматривать и проверять  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимать меры по предупреждению и  пресечению нарушения прав и свобод человека  гражданина.

    Военная прокуратура – неотъемлемая часть  единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры.

    Свои  полномочия органы военной прокуратуры  осуществляют в Вооруженных Силах  РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами. Функции Военной прокуратуры такие же как и у Прокуратуры РФ, только свои функции Военная прокуратура реализует в военной сфере. 
 

2.2 Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации.

Совет Безопасности РФ – Конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.12

      Правовую  основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция РФ, федеральные  законы, международные договоры РФ по вопросам безопасности, указы и  распоряжения Президента РФ, а так  же Положение о Совете Безопасности РФ.

      Основные  функции Совета Безопасности РФ:

  • Определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
  • Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ её обеспечения;
  • Подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально – политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;
  • Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
  • Разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
  • Совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

    В состав Совета безопасности РФ входит: председатель, секретарь, постоянные члены Совета Безопасности, члены Совета Безопасности.

      Председателем Совета Безопасности является Президент  РФ, который руководит всей работой  Совета Безопасности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности и назначается на должность Президентом РФ. Секретарь обеспечивает деятельность Совета Безопасности и руководит его аппаратом. Постоянными членами Совета Безопасности РФ являются: премьер-министр, министры иностранных дел, обороны, директор ФСБ и другие.

      Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами  Совета Безопасности и вступают в  силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.

      Федеральная служба безопасности РФ – федеральный орган исполнительной власти, который в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства.13

      Руководство деятельностью органов Федеральной  службы безопасности осуществляет Президент  РФ и Правительство РФ. Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности органов Федеральной службы безопасности, принятия им решений в ФСБ РФ образуется коллегия в составе директора ФСБ, первого заместителя директора и заместителей директора, а также руководящих работников органов ФСБ.

      Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и иные направления, определяемые законом об органах ФСБ.

      Контрразведывательная деятельность – это деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленный на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

      Органы  Федеральной службы безопасности в  соответствии с законодательством  РФ осуществляет оперативно-розыскные  мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению, и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и  других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.

      Внешняя разведка Российской Федерации – это совокупность специально создаваемых государством органов, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.

      Цели  разведывательной деятельности:

  • Обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • Обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • Содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

    Разведывательная  деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.

    Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России) – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. 14

    Система ФПС РФ включает: органы пограничного контроля, органы внешней разведки, оперативные органы, органы пограничной  стражи, пограничные войска и др.

    Основные  функции ФПС России:

  • Участие в разработке и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации и федеральных пограничных программ;
  • Участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению ФПС России;
  • Участие в разработке Плана применения Вооруженных сил РФ, федеральных государственных программ вооружения, развития оборонного промышленного комплекса и оперативного оборудования территории России в целях обороны и в отражении агрессии против Российской Федерации органами и войсками ФПС России, а также осуществление иных полномочий в области обороны в соответствии с федеральным законодательством;
  • Сотрудничество с международными организациями по проблемам государственных границ, участие в международных переговорах по пограничным вопросам, а также организация международного сотрудничества ФПС России, органов ФПС России с органами пограничной охраны зарубежных государств;
  • Организация пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу;
  • Организация невойсковой охраны отдельных участков государственной границы и другие.

Информация о работе Правохранительные органы