Правовое государтсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:07, контрольная работа

Описание

Правовое государство - что это?

Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.

Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. Входе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

Содержание

1.Правовое государство – понятие……………………………………………………..3
2.Признаки правового государства………………………………………………….....5
3.Заключение…………………………………………………………………………...12
4.Список литературы…………………………………………………………….…….13
5юПриложение (задача № 15)…………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

право.docx

— 47.69 Кб (Скачать документ)
 
 

Оглавление 
 
 

  1. Правовое  государство – понятие……………………………………………………..3
  2. Признаки правового государства………………………………………………….....5
  3. Заключение…………………………………………………………………………...12
  4. Список литературы…………………………………………………………….…….13
  5. Приложение (задача № 15)…………………………………………………………..14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие правового государства.
 

Правовое  государство - что это?

    Этим вопросом задаются  миллионы  людей,  пытаясь  понять  смысл   этого выражения.

    Термин “правовое государство”  появился в России еще в  XIX веке,  точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил.  Входе  перестройки термин  “правовое государство”  стал   употребляться   в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

    И только Конституция Российской  Федерации, принятая в декабре  1993 года закрепила данный термин.

    В данной работе речь пойдет  именно о правовом государстве,  как об одном из типов государства. В ней будут рассмотрено понятие и   признаки  правового государства.

    Статья  1  Конституции  Российской  Федерации  гласит  :  “ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство  с республиканской формой правления.”

    Российская Федерация - правовое  государство. Но что понимается  под этим словом, какая это Россия, что в себя включает понятие правовое?

Комментарий к Конституции Российской   Федерации,  в частности  с  комментария  к  Статье  1.  В  ней   говориться   :”Российская Федерация есть правовое государство. Правовое  государство  не  есть  просто государство, соблюдающее законы.  Это  общество  и  государство,  признающее право  как  исторически  развивающуюся  меру   свободы   и   справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации  прав  и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается  из  аппарата властвования прежде всего в социальную  службу  для человека  и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”

    Так характеризуется государство,  которое  во  всей  своей   деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение  прав  и  свобод человека.  Для  создания  правового  государства  недостаточно  одного   его провозглашения, оно должно  фактически  сложится  как система гарантий  от беспредельного   административного   вмешательства   в    саморегулирующееся гражданское  общество,  от  попыток  кого  бы  то  ни  было   прибегнуть   к неконституционным методам осуществления власти.  Правовое  государство-  это высокий уровень авторитета  государственности,  реальный   режим  господства права, обеспечивающий все права человека  и  гражданина  в  экономической  и духовной  сферах.

    Идея правового государства возникла  в начале прошлого века, но  идеи, на базе  которых  она  формировалась,  выдвигалась   намного   раньше.   Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились  еще в Древней Греции. Один из величайших  мыслителей  античности  Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом  над всеми возвышаются правители как  личности,  а  во  втором  -  законы.  Все  блага, которые боги могут даровать государству, учил  Платон,  бывают  только  там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы.”

    Другой знаменитый философ древних  времен - Аристотель ( 384-322 гг.  до н.  э.)  полагал,  что  в  наиболее  правильно  устроенном   государстве   - государством правят не люди,  а  законы,  поскольку  даже  лучшие  правители подвержены страсти,  закон же есть “уравновешенный разум”.  Другими  словамисказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть  закона,  нет места и какой-либо форме государственного строя.

    В  средние  века  Н.  Маккиавелли   и   Ж.  Боден   обосновали   задачу государства, которая состоит в охране  прав  и  свобод  граждан.   Ж.  Боден определял государство как правовое управление  многими  семействами  и  тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению,  состоит  в  том, чтобы обеспечить права и свободы. Н. Маккиавелли в своей теории,  на  основе многовекового  опыта  существования  государств   прошлого   и   настоящего, предпринял попытку  объяснить принципы политики. Цель государства  он  видел в возможности свободного пользования имуществом и  обеспечении  безопасности для каждого.

    Так же  идеи правового государства,  идеи его развития волновали   ученых так называемой эпохи  начинавшихся  демократических  революций,   охвативших XVII - XVIII века.

  Но  все-таки, кто был родоначальником теории “правового государства?”

    Мнения специалистов, в области  истории политических  учений,  по  этому

вопросу расходятся.

    В  разные  эпохи,   разными   учеными-юристами   давались   различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое  государство характеризуют   следующими   словами:   ”Правовое    государство    -    это всеохватывающая   политическая   организация   общества,    основанная    на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия,  функционирующая  на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав,  свобод  и  обязанностей каждой личности.” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.   Признаки правового государства. 

    Правовое  государство  обладает  чертами,   которые   присущи   всякому государству.   Однако,   в   дополнение   к   ним,   правовое    государство характеризуется  следующими  особенностями,  которые   являются   признаками правового государства:

    - верховенство закона;

    - взаимная ответственность государства  и личности;

    - разделение властей;

    - гарантия прав и свобод личности; 

   1). Верховенство закона. 

    Государство устанавливает в  законах общеобязательные правила  поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития.   В правовом государстве ни один  государственный  орган,  ни  одно  должностное лицо или общественная организация, ни один человек  не  вправе  посягать  на закон.

    Конституция  РФ  -  это   основной   закон   Российского   государства, утвержденный  высшим  органов  власти,  устанавливающий  основные   принципы устройства государственной власти и  основы  правового  положения  личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит:  ”Конституция  РФ  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется  на  всей  территории РФ. Законы  и  иные  другие  правовые  акты  принимаемые в РФ,  не  должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция  РФ  -  это закон законов, и ни какой другой закон или  акт,  не  вправе  исправить  или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

    Конституция,   ее   положения   обязательны    абсолютно    для    всех государственных и самоуправленческих   органов,  учреждений  и  организаций, общественных  объединений,  любых  должностных  лиц,  а   так   же   частных физических  и  юридических  лиц,  находящихся  на   российской   территории, независимо от их государственной принадлежности. Комментарий  к  Конституции РФ   содержит  пункт,  в  котором  рассматривается  отношение  учреждений  и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России  и ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех  них Конституция РФ является законом, и носит обязательный характер.

    Так же в комментарии к Конституции  РФ рассматривается такое   положение, как отношение дипломатических  и  консульских  представительств  иностранных государств,  отношение  представительств   международных  организаций  и  их сотрудников,   находящихся   на    российской    территории,    пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть  неприкосновенностью),  к Конституции РФ.  Они обязаны уважать и не нарушать ее.

     Все должностные лица - от главы государства до рядового чиновника  -  обязаны  действовать  в  соответствии  с  законом, обязаны соблюдать и не нарушать его.  А  за  нарушение  они  должны  понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной  или гражданской ответственности.

     Так же недопустимо “обогащать”  закон подзаконными актами, вкладывать  в его содержание такой  смысл,  который  не  был  предусмотрен  законодателем. Кроме   того   и   все   рядовые   граждане   должны   в   своем   поведении руководствоваться законом. А для этого  помимо  всего  прочего,  они  должны быть проинформированы  о  его  содержании.  В  нашей  стране  это  положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции  РФ,  она  гласит:  “Законы  подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные  законы  не  признаются.  Любые нормативные  правовые  акты,  затрагивающие  право,  свободы  и  обязанности человека и гражданина,  не  могут  применяться,  если  они  не  опубликованы официально для всеобщего сведения.”

    Официальное  опубликование   имеет  целью  довести   их   содержание   до всеобщего сведения, что абсолютно необходимо для  их  реализации.  При  этом именно официальное опубликование  служит  гарантией  того,  что  публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, то есть тому тексту,  который  был принят законодательным органом  или  референдумом  и  подписан  компетентным должностным лицом.

     Федеральные конституционные  законы   и   федеральные   законы   подлежат   официальному опубликованию в течение 7 дней  после  дня  их  подписания  Президентом  РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного  текста  в  “Российской  газете” или  “Собрании  Законодательства   Российской   Федерации”.  

    Пока закон официально не опубликован,  он  не  может вступить в  силу,  а следовательно, не может и применяться. Невозможны в  этом  случае  и  другие формы  его  реализации  -  соблюдение,   исполнение,   использование.   Если предполагается, что гражданин обязан знать  законы(фактическое  незнание  не освобождает его от ответственности за их  нарушение),  то  их  опубликование есть необходимое условие получение гражданином такого знания.

   Небезызвестно, что даже в Древнем Риме властители доводили до  сведения своих граждан содержание принятых законов. Об  этом  свидетельствуют  Законы XII таблиц, в Древнем Риме, получившие свое название в связи с тем, что они были выполнены на двенадцати деревянных досках. И эти доски были  выставлены на  городской  площади  для  всеобщего  обозрения.  Поэтому  никто  не   мог “отговориться”   незнанием   закона.   Более   того,   от   всякого   юноши, становившегося гражданином Рима, требовалось знание этих  законов  наизусть. Считалось, что без этого  невозможно   исполнять  обязанности  гражданина  и осуществлять государственные полномочия.

    В наши дни  так же  является  важным  обязательное  знание  Федеральных законов, основы которых преподаются даже в школах. 

     2).  Взаимная ответственность государства и   личности. 

    Взаимная ответственность государства  и личности - неотъемлемый  признак правового государства. В  недемократическом  государстве  признается  только ответственность гражданина перед государством. Он как   бы  дарует  права  и свободы и определяет  его  статус.  В  правовом  же  государстве,  напротив, делаются акценты на ответственность государственных  органов  и  должностных лиц перед гражданами за  их  посягательство  на  их  права  и  свободы.  Эта ответственность   обретает   реальный   характер    только    при    наличии соответствующих   нормативно-правовых    актов,    закрепляющих    процедуру привлечения к ней должностных  лиц,  виновных  в  нарушении  прав  и  свобод граждан и предусматривающих жестокие санкции за это.

Информация о работе Правовое государтсво