Правовое государтсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:07, контрольная работа

Описание

Правовое государство - что это?

Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.

Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. Входе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

Содержание

1.Правовое государство – понятие……………………………………………………..3
2.Признаки правового государства………………………………………………….....5
3.Заключение…………………………………………………………………………...12
4.Список литературы…………………………………………………………….…….13
5юПриложение (задача № 15)…………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

право.docx

— 47.69 Кб (Скачать документ)

    Важным  гарантом  незыблемости  прав  и  свобод   гражданина   является конституционное  положение  соответствии  с которыми   властные   структуры государства  обязаны  обеспечить   каждому   возможность    ознакомиться   с документами  и  материалами,  непосредственно  затрагивающие  его  права   и свободы. В правовом  государстве   признается  и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными  законом.

    Все  это  вместе  взятое   делает  государство    ответственным   перед гражданином.  В  свою  очередь  гражданин  несет  ответственность  за   свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

    Так например, Уголовный кодекс  РФ  предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством.  Уголовная  ответственность  - это   предусмотренные    законом    неблагоприятные    последствия(уголовное наказание,  судимость),  наступающие  для  лица,  совершившего  преступление после приговора суда.

    Так  же  выделяется  административная  ответственность  личности  перед государством.  Этот  вид  ответственности  рассматривается  в   Кодексе   об Административных  правонарушениях   РФ.   Административную   ответственность характеризуют как меру принуждения,  осуществляемая  от  имени  государства, управомоченым  органом к лицу,  совершившему  преступление,   за   которое предусмотрено применение мер административного воздействия.

    Подводя итог, можно сказать, что  государство, устанавливая  в   правовых законах  меру  свободы  человека,  в  то  же  время  ограничивает   себя   в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву,  государственные  органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за  нарушение  или невыполнение  этих  обязанностей.  Обязанность  закона  для  государственной власти (органов) обеспечивается системой мер,  которые  призваны  ограничить ее произвол. К ним относятся:

    -   политическая   ответственность   правительства    перед    органами

государственной власти;

    - политическая ответственность  депутатов перед своими избирателями;

    - юридическая ответственность должностных  лиц государства любого уровня

за  невыполнение своих обязанностей; 

    На тех же правовых основах   должна  строится  ответственность личности перед государством. Применение государственного  принуждения  должно  носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства  и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в  обществе права. Соблюдение правовых требований  -  юридическая  обязанность  всех,  и прежде всего  -  государства,  что  является  характерной  чертой  правового

государства. 

   3). Разделение  властей. 

    Важной особенностью правового  государства является реализация  принципа разделения властей.

    Идея разделения  законодательной,  исполнительной  и  судебной  властей сопровождает поиск человеком идеального  государства  на  протяжении  многих веков.  В  зачаточном  состоянии  они   присутствовали   уже   во   взглядах древнегреческих   философов,    таких    как    Аристотель,    Полибий.    А основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина  Дж. Локка (1632-1704 г.) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).

     “Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти  могли бы взаимно  сдерживать  друг  друга.”   -   писал   Шарль-Луи   Монтескье.   А принадлежащая  ему  теория  о  разделении  властей  как  основе   устройства государственной власти, сыграла значительную роль в формировании  буржуазно- демократического общества. Первые же  конституции  США  1787  года,  Франции 1789 год - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя  в нем важный элемент равновесия трех основных  ветвей  государственной  власти для  осуществления  главной  функции  государства:  охраны  свобод  и   прав человека.

    На протяжении XIX - XX  века разделение  властей завоевывало  все   более широкие  позиции,  превратившись  со  временем  в   общепризнанный   принцип цивилизации и демократии.

     Теория Шарля-Луи Монтескье была  воспринята неоднозначно. Например, Жан-Жак  Руссо  (1712-1778  г.)  -  французский  философ   просветитель,  отрицал разделение властей, в социально-политическом смысле,  указывая  на  то,  что власть должна исходить от народа. Русский ученый-юрист А. А.  Жилин  отмечал ущербность властей, их согласованность, взаимодействие.  А   Н.  М.   Курнов считал, что правильнее говорить не о разделении властей, а  о  распределении функций между самостоятельными органами единой государственной власти.

    Своеобразно  расценивалась   теория  разделения  властей   в  современной юридической литературе. Так,  профессор  И.  Д.  Левин,  писал  :”Разделение властей  представляет  собой  систему  государственно-правовых   институтов, направленных   на   обеспечение   юридическими   средствами    относительной независимости отдельных  органов  государства  друг  от  друга,  ограничения власти  каждого  органа  путем  выделения  для   него   определенной   сферы деятельности.  Возможность  органов  противопоставить  свою  точку   зрения, воспрепятствовать приведению в исполнение решения другого органа  без  права замены его своим решением.”

    Шло время, изменился процесс  обновления  всех  сторон  жизни   общества, сопровождающийся стремлением пересмотреть устоявшиеся взгляды. Изменилось  и отношение к теории разделения  властей.  Если  первоначально  говорилось  не только о положительных, но и об отрицательных ее сторонах, то в последующем речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без  каких-либо изъянов.

    Разделение властей, однако, было  отвергнуто  марксизмом-ленинизмом.  В соответствии с этим учением в России,  а  затем  и  в  других  странах  было построено тоталитарное  государство,  отказавшееся  от  принципа  разделения властей.

    В  президентской  республике  разделение  властей  проводится  наиболее последовательно. В  США  этот  принцип  был  существенно  дополнен  системой “сдержек и протевовесов”, которые позволили не только разделить три  власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою  историю  не знали  глубоких  конституционных  кризисов,   хотя   столкновения   властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически все же происходили.

    Существенные  особенности  свойственны   системе  разделения  властей   в государствах с парламентской формой правления, в частности  в  парламентских республиках и парламентских монархиях. Здесь, как и в любом  конституционном государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и  независимость законодательной, исполнительной и судебной  власти,  но  баланс  между  ними поддерживается.  Так,  баланс  законодательной   и   исполнительной   власти обеспечивается, в частности, тем, что  парламент  может  выразить  недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

    Есть свои  особенности  и   в  полупрезидентских  республиках.  Согласно французской  доктрине,  например,  применение  принципа  разделения  властей отнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти. А  напротив,  должно служить сотрудничеству и соединению всех ее ветвей.  В  современной  Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым  он  является  в определенной  мере  носителем  исполнительной  власти,   при   осуществлении которой  он  не  несет  ответственности  перед   парламентом.   Двухпалатный парламент  остается  высшим   законодательным   органом   страны,   но   его полномочия,  равно  как  и  сфера  применения  закона,   строго   ограничены конституцией. А столкновения  по  вопросам  компетенции  всех  трех  властей должны разрешаться в основном Конституционным Советом.

    В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые   закреплен  в Декларации о государственном  суверенитете  РСФСР,  а  позже  был  введен  в Конституцию РСФСР.

    А принятая, всенародным голосованием  на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип  разделения  властей  в Российской Федерации. Статья  10  Конституции  РФ  гласит:  ”Государственная власть  в  Российской  Федерации  осуществляется  на  основе  разделения  на законодательную,  исполнительную   и   судебную.   Органы   законодательной. Исполнительной и судебной власти самостоятельны.”

    Важной особенностью российской  Конституции является то,  что   Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он  глава государства и обязан обеспечивать  согласованное  функционирование   и   взаимодействие   органов государственной  власти.  Президент  не  вправе  вмешиваться  в   полномочия Федерального  Собрания  или  судебных  органов  -  Конституция   РФ   строго разделяет их полномочия (Гл.  5,  ст.  108,  109  и  гл.  7,  ст.  118,  120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции  указывают  на  то, что  фактически  Президент  РФ  признается  главой  исполнительной   власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83  п.

”б”, Конституции РФ).

    Многие страны, в том числе  и Россия, в основу правового   регулирования, в основу правовых отношений положили принцип разделения властей.

    А давайте зададимся вопросом - что представляет сам принцип   разделения властей, его содержание?

    Чрезвычайно важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен  рассматриваться  традиционно  и  сводиться лишь к взаимодействиям законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Представляется возможным выделить  четыре  основных  уровня  реализации данного  принципа,  олицетворяющие  основные  направления  осуществляемой  в стране политической реформы.

    Первый  связан  с  передачей   власти  и   управленческих   функций   от политическо-государственных структур первичным социальным  субъектам -  то есть народу, нации.

    Второй уровень  разделения  властей  охватывает  сферу   взаимоотношений государства    с    политическими    партиями,    массовыми    общественными организациями, общественными движениями.

    Третий уровень разделения властей  предполагает  традиционное  понимание вопроса как  функционирование  законодательной,  исполнительной  и  судебной властей.

    Наконец, выделяется и четвертый   аспект,  связанный  с  взаимодействием республик, штатов и других национально-государственных  образований  друг  с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).

    Конкретное содержание принципа  разделения властей состоит в  следующем:

    - законы должны обладать высшей  юридической силой и приниматься   только законодательным (представительным) органом;

    -  исполнительная  власть  должна  заниматься  в  основном  исполнением законов и  только  ограниченным  нормотворчеством,  быть  подотчетным  главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

    - между законодательным и исполнительным  органом должен быть  обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных  решений,  а  тем более всей полноты власти на одного из них;

    - судебные органы независимы, и  в пределах своей компетенции   действуют самостоятельно;

    - ни одна из трех властей,  не должна вмешиваться в   прерогативы  другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

    -  конституционная  система   должна  предусматривать  правовые  способы сдерживания  каждой  власти  двумя  другими,  то  есть  содержать   взаимные противовесы для всех властей.

    Подводя итог, обобщая  все   выше  сказанное,  можно  дать  более  узкую формулировку данному принципу. И так,  разделение  властей  -  это  правовой принцип,  суть  которого  заключается  в  недопущении  сосредоточения   всей полноты государственной власти  в  руках  какой-либо  одной  из  ее  ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым  предотвратить возможность злоупотребления властью. 

    4). Гарантия прав и свобод личности. 

    Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя.  Его закрепление ст. 2 Конституции РФ свидетельствует  о  решительном  отказе  от тоталитарного подхода  к  проблеме  “человек  -  государство”,  при  котором государство  берется  за  решение  основных  вопросов  жизнеобеспечения,   а человек  превращается  в  “винтик”  большой  государственной   “машины”   по всеобщему “осчастливливанию”.

Информация о работе Правовое государтсво