Правовые основы архивного дела в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:41, реферат

Описание

Цель работы – изучение правовых основ архивного дела в Российской Федерации.
Задачи:
1) рассмотреть понятие «архивное дело», «архивный документ»;
2) проанализировать конституционные основы архивного дела;
3) изучить другие нормативно-правовые акты, регулирующие архивное дело.

Содержание

Введение 3
1. Понятие архивного дела 6
2. Нормативно-правовое регулирование архивного дела 6
2.1 Конституционные основы архивного дела 7
2.2 Федеральное архивное законодательство 9
Заключение 14
Библиграфический список 15

Работа состоит из  1 файл

Правовые основы архивного дела в РФ.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

 

Правовые основы архивного дела в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в следующем. Архивы во всем цивилизованном мире - это государственное дело. В каждом государстве ведется архивное дело, и архивы имеют большую значимость.

Во-первых, они сохраняют документы, то есть сохраняют национальную историю, национальную память.

Во-вторых, обновляют эту память, то есть свежие документы о текущих событиях должны своевременно поступать в архивы. Эти три или два процента от общего объема документов должны быть репрезентативны, отражать все основные события, которые происходят в стране, чтобы потом можно было судить о главных событиях, которые происходят сейчас.

В-третьих, документы объединяются в справочно-поисковые системы, чтобы можно было быстро найти интересующую информацию. Граждане должны иметь доступ к ним и использовать их при необходимости.

Главное направление государственной политики заключается в создании условий для того, чтобы можно было хранить эти документы в нормальных условиях в соответствии с установленными требованиями. Реализует государственную политику государство через нормативные акты, в которых и закрепляются правовые основы архивного дела.

Документы как  государственных, так и частных  архивов служат юридическим основанием при установлении и регулировании  отношений между гражданином и государством, между гражданами, а также иными субъектами права. Без документа, наделенного определенным правовым статусом, не могут осуществляться как доказательственные функции при судебном разбирательстве, так и управленческие действия в публичных или гражданских отношениях.

Цель работы – изучение правовых основ архивного дела в Российской Федерации.

Задачи:

  1. рассмотреть понятие «архивное дело», «архивный документ»;
  2. проанализировать конституционные основы архивного дела;
  3. изучить другие нормативно-правовые акты, регулирующие архивное дело.

Вопросы данной темы разрабатывались в диссертациях Беловой С.И.1 и Беликовой С.В.2. Белова С.И. подробно рассматривает правовое обеспечение архивного дела в РФ и правовые формы административных производств по архивным делам.  Беликова С.В. отметила, что фактически архивное законодательство в современных условиях развивается по пути формирования комплексной отрасли законодательства. Беликова С.В. предложила классификацию норм права архивного законодательства на 5 уровней системы архивного законодательства РФ (Конституционный, международный, федеральный, региональный и местный).

Диссертация И.Г. Асфандиаровой рассматривает развитие правовых основ архивного дела в субъектах РФ, анализирует правовые проблемы, стоящие перед органами исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, а также в органах муниципального самоуправления3.

Система нормативно-правового регулирования архивного дела в РФ стали предметом научного исследования работ  Алексеевой Е.В.4, Артизова А.Г.5, Асфандияровой И.Г.6, Козлова В.П.7, Телегиной Т.И.8, Тюнеева В.А.9, Шестаковой Н.К. 10 и др.

Названные авторы обращаются к теоретическим и практическим проблемам формирования федерального и регионального законодательства об архивных фондах и архивах, анализа тех его положений, обеспечивающих доступ к архивным документам, касаются вопросов изменения правового сознания в архивной среде.

В основу данной работы было положено рассмотрение таких нормативно-правых актов как, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российском государственном историческом архиве»и др.

 

 

 

 

 

1. Понятие архивного дела

 

Согласно Федеральному закону от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в  Российской Федерации» архивное дело в РФ – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов.

В свою очередь архивный документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства11. Документ Архивного фонда РФ - архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.

Архивный фонд РФ - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

В состав Архивного  фонда РФ входят находящиеся на территории РФ архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Архивные документы  включаются в состав Архивного фонда РФ на основании экспертизы ценности документов.

 

 

2. Нормативно-правовое регулирование архивного дела

 

Все законодательные  и нормативно-методические акты, касающиеся архивной сферы, подразделяются по тематическому  признаку на три самостоятельные группы:

1) акты фундаментальные,  регламентирующие весь комплекс  вопросов, относящихся к компетенции  архивной сферы;

2) акты, регламентирующие  процессы комплектования, хранения, учета и вывоза архивных документов;

3) акты, регламентирующие  доступ к архивным документам и их использование.

Первую группу представляют главный архивный закон  страны – «Об архивном деле в  Российской Федерации» и «Положение об Архивном фонде Российской Федерации». К ним примыкают и законы об архивном деле субъектов Российской Федерации.

Во второй группе основное место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых  других министерств и ведомств, в  тексте которых упоминаются условия  функционирования их собственных архивов (главным образом, право на долговременное и депозитарное хранение архивных документов).

Особенностью  третьей группы является то, что  входящие в нее акты регламентируют не только и даже не столько доступ к архивным документам и правила  их использования, сколько рассматривают  более общие проблемы защиты прав и интересов гражданина, обеспечение информационной открытости общества, соблюдение тайны личной жизни, а также коммерческой и государственной тайны.

Среди современных  тенденций развития архивного законодательства можно выделить:

1) усиление внимания вопросам информатизации и защите информации;

2) усиление внимания  формированию новых фондов и  сохранению уже имеющихся;

3) рассмотрение  вопросов международного сотрудничества  с точки зрения архивного права;

4) усиление ответственности  за нарушение архивного законодательства12.

 

2.1 Конституционные основы архивного дела

 

Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Ч.4 ст. 29 Конституции  РФ провозглашает право каждого  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом13.

В соответствии со ст. 44 Конституции  РФ граждане обладают правом на участие  в культурной жизни и пользование  достижениями культуры, доступа к  культурным ценностям. Это обеспечивается общедоступностью ценностей, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети бесплатных архивных учреждений, музеев и библиотек14. Также в этой статье закреплены обязанности человека и гражданина  заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Конституция РФ не выделила архивное дело в отдельный  предмет ведения, но, рассматривая содержание ч.1 п. «д» (охрана памятников истории и культуры) и п. «е» (общие вопросы науки, культуры) ст.72, архивное дело можно отнести к совместному ведению РФ и ее субъектов.

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся также «защита прав и свобод человека и гражданина» (п. «б» ст.72).   Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления (ст.18 Конституции РФ), в том числе  уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, муниципальных архивов и других архивных учреждений. 

Ст. 23  Конституции РФ гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, означающее предоставление человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера, которые могут содержаться в различных документах. Конституция в качестве обязательного условия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица устанавливает согласие этого лица. В соответствии со ст.24 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Также ст. 29 Конституции РФ устанавливает ограничение на действие с информацией, составляющей государственную тайну.

 

2.2 Федеральное архивное законодательство

 

Правовые нормы  федерального законодательства призваны обеспечить соблюдение на всей территории Российской Федерации единых принципов  организации архивного дела, хранения, использования, комплектования и учета архивных документов.

Архивы в своей деятельности используют Федеральный закон «Об  архивном деле в Российской Федерации», «Правила организации хранения,  
комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», «Положение об Архивном фонде Российской Федерации», другие нормативные акты федеральных органов государственной власти и субъектов государственной власти, а также нормативные акты, если они по законодательству имеют непосредственное отношение к деятельности архивов и хранимой документации.

В ст. 5, 6 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» определен состав и порядок включения архивных документов в состав Архивного фонда РФ. Данный закон четко определяет порядок разграничения собственности на архивные документы внутри самого государства, какие документы являются федеральной собственностью, а какие – собственностью субъектов РФ.

Необходимо также отметить, что п. 2 ст.10 ФЗ № 125-ФЗ имеет отсылочную норму на законодательство субъекта РФ и муниципальные правовые акты при решении вопроса о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности в собственность РФ, других субъектов РФ и (или) муниципальных образований15

ФЗ № 125-ФЗ посвятил проблемам доступа к архивным документам главу 6, в которой определено, что  пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (норма дана в развитии и в соответствии с Конституцией РФ). В соответствии со ст. 25 доступ может быть ограничен в соответствии с международным договором РФ, распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности, а также содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую тайну.

Устанавливается ограничение  на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливаются на срок 75 лет со дня создания указанных документов.

В ст. 26 ФЗ № 125-ФЗ констатируется, что государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки обеспечивают пользователю архивными документами условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов. Также необходимо отметить норму права об обязанности госорганов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающих их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ16.

Информация о работе Правовые основы архивного дела в Российской Федерации