Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:01, реферат
Но главный парадокс политической науки состоит в том, что с одной стороны, она существует с тех пор, как сложилась публичная власть и общество разделилась на управленческие и управляемых, но с другой стороны политическая жизнь в современном смысле жизни возникает лишь в демократическом обществе признающем несовпадении групповых интересов и допускающем их соревнование в форме политического соперничества. В традиционных обществах нет политической жизни (следовательно, и политической науки) как процесса, в ходе которого определяются носители власти – они там заранее известны.
Политическая идеология – форма политического сознания, представляющая собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы какой-либо группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большого числа людей соответствующим целям и задачам использование власти. При таком понимании политической идеологии не возможно создания идеологии, базирующийся на «общечеловеческих ценностях» или «научной идеологии».
«Общечеловеческие ценности» разные и идейные воззрения на них, так же различные. У каждой определенной группы людей одна, у других другая ценность, поэтому невозможно понять, на чем нужно строить идеологию, и что защищать и как, чтобы не затронуть ценности других. Научная идеология строится по научному, на определенных правилах или законах, защищает интересы не определенной группы, а всего населения, однако не происходит подчинения индивидуальных помыслов и поступков.
3. Какие
черты должны отличать
Идеологию, которая способна выполнить интегрирующую функцию в России необходимо иметь точно систематизированную совокупности идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы людей, требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков (подчинение должно быть очень строгим) большинства людей определенным целям и задачам использования власти.
Тема 22. Социальная утопия и антиутопия в политике
1. Следует
ли из логики К. Мангейма, что
мы «обречены» на
Из логики К. Мангейма следует, что мы так сказать «обречены» на использование утопий в политике. Ведь каждый политический процесс проходит несколько стадий: образование, развитие, утопия. Если не будет утопий в политике, то не будут и происходить смена режимов и процессов. Каждый режим содержит какие-либо действия, которые обречены на утопии. Могут помочь обществу избежать «тотального» воплощения какой-либо утопии некоторые политические механизмы:
создание нескольких различных партий, отличающиеся друг от друга по взглядам;
контроль общества над властью и аппаратом;
власти должны отчитываться перед народом за свои дела.
2. Можно
ли рассматривать «великую
«Великую американскую мечту» идеал «свободной страны», в которой живет англичанин и «свободу, равенство, братство» Великой французской революции можно рассматривать в качестве примеров, удачно воплощенных утопий ни одна вышесказанная идея не были воплощены в жизнь, т.к. это просто невозможно все эти высказывания утопические, их нельзя достичь используя даже самые различные методы. Эти высказывания были сделаны для того, чтобы привлечь к себе внимание большого числа населения и их поддержки. Использование какой-либо из вышеназванных идей на российской почве не реально. Ведь каждый народ имеет свои определенные черты характера. Традиции, и для каждой нации необходимы свои определенные нули, которые еще не были подвержены утопию (а данные идеи уже являются утопическими и их невозможно воплотить в реальность).
3. Утопии доказали свою действенность, а в какой мере антиутопии способны повлиять на развитие реальных социальных процессов?
Антиутопии способны повлиять на развитие реальных социальных процессов следующим образом: они способны предотвратить нежелательные процессы в случае утопической идеи. Ведь антиутопия претендует на роль каких-либо негативных действий к опасности, который грозит «если» и тем самым ставит задачу избежать «нежелательного развития событий».
Тема 23. Политическая культура
1. Чем,
«культурная колонизация»
На мой взгляд «культурная колонизация» отличается от «культурного обмена» тем, что культурный обмен происходит на добровольном основе, субъекты обмена на равных правах решают, когда чем и на сколько они обменяются, то при «культурной колонизации» происходит обмен не на добровольной основе: один субъект (государство) навязывает интересы другому – субъекту; 2-ой субъект обязано подчинятся и принять все, что ему навязывает, даже если они не согласны с какими – либо предложениями.
2. В
чем видите особенности
Особенности русской
политической традиции видится в
том, что жители и их мнения заидеологизированы,
обуславливают непримиримость к
людям с нетрадиционными воззре
3. Можно
ли рассматривать, как
Реальное движение политической культуры проявляется в истории в 3-х формах: духовно-психологический (опыт, традиции, ценности, психологические особенности, идеи, нравы); институциональной (определенные политические институты и способы их взаимодействия) и функциональной форме (стиль и методы политической деятельности, политического процесса). Их можно рассматривать как равнозначные. Каждая форма, в определенном времени, играла не последнюю роль для развития политической культуры и для достижения различных перед ней.
Тема 24. Методы моделирования и прогнозирования в политике: современная футурология и политика
1. Возможно
ли, смоделировать «желательный
образ будущего» и, навязав
его общественному сознанию в
качестве истинного, сделать
На мой взгляд, смоделировать
желательный образ будущего и
навязав его общественному
2. Являются
ли футурологические
Футурологические исследования являются попыткой выработки эффективной политики на долгосрочную перспективу. Именно данные исследования помогают разобраться, что необходимо сделать, чтобы политика и экономика развивалась и какие методы приведут к негативному последствиям. Ведь прогнозирование и планирование учитывает различные факторы (улучшение или ухудшение), проходят много этапов, разрабатываются многими людьми, помогает достичь различные цели и сконцентрировать внимание на определенных моментах.
3. Какой смысл вкладывается в понятие глобального кризиса культуры в условиях научно-технической революции?
В понятии глобального
кризиса в условиях, научно –
технической революции
Тема 25. Международные отношения и внешняя политика
1. Какие
формы зависимости
Высокоразвитыми странами для давления на государство «третьего мира» используют некоторые формы зависимости:
политические формы зависимости;
финансовые формы зависимости;
экономические формы зависимости;
экологические формы зависимости;
внешние формы зависимости.
Использование этих форм, на мой взгляд, зависимости является более эффективным, чем применение силы или угрозы применения силы. Ведь «третьи миры» плохо развиты во всех отраслях и если они начинают выставлять ультиматумы, то их можно «взять» не с помощью силы, а с помощью блокад во всех отраслях – блокады в области экономики и политики. Они остаются, отрезанными от всего мира и это значительно действует на данные страны (т.к. они остались один на один со своими проблемами), чем применение сил (т.к. силы иногда могут быть равны или уступать немного друг другу).
2. Можете
ли согласиться с мнением
Я согласна с мнением Николаса Спайкмена (США) что «могущество, в конечном счете, сводится к способности вести успешную войну» именно сильные, могущественное государство может защитить интересы свои и своих наций (будь это силовым путем или нет). Чтобы провести успешную «войну» необходимо также умение строить тактику, принимать правильные решения, уметь воплощать их в жизнь, а также необходимо много средств (как денежных, так и людских). А это может позволить себе всякое государство, только то, что является развитием во всех направлениях (как экономическом, так и в политическом) и являющиеся могущественными во всех сферах.
3. В какой мере внешняя политика государств является продуктом традиции, укорененной в национальной культуре и стереотипах национального мировосприятия, и в какой она зависит от объективного изменения обстановки? Какой из этих факторов является определяющим, и почему?
Внешняя политика государств является продуктом традиции, укорененной в национальной культуре и стереотипах национального мира восприятия в мере того, что внешняя политика не включает внутригосударственные аспекты, именуемые обычно «положение национальных меньшинств», разрабатывается стратегия действий на перспективу, четко определяет иерархию целей, рассчитывает силы и средства ведет непрерывное изучение ситуаций, продумывает методы влияния на противника, организует союзы, в лице посланцев вырабатывалась уважительная форма общения и правила поведения и т.д. Но, однако, внешняя политика зависит от объективного изменения в стране, как в области экономики, так и в области политики. Оба эти фактора являются определяющими т.к. внешняя политика строится и зависит от того, как развита страна в этих областях какие существующие трудности и т.д.
4. Как вы оцениваете место России в современном мире? Является ли наша Родина по – прежнему великой державой или она уже не может играть в международной политике ту роль, которую играл Союз Советских Социалистических Республик?
Конечно, наша Родина в связи с произошедшими изменениями в последние 15-20 лет несколько утратила свое могущественное влияние. Но в последние годы мы уверенно вмешиваемся в политические события, происходящие в мире. Экономическая независимость страны также способствует усилению роли нашего государства в решении международных вопросов. В настоящее время, в связи с увеличением цен на нефть, наша страна имеет большие доходы в бюджет, что позволяет расплачиваться с внешними долгами, возникшими еще во времена СССР. Улучшается внутренняя экономическая стабильность государства, что позволяет нашей стране участвовать в Большой восьмерке, участвовать в решении международных экономических проблем.
Использованная литература:
Гаджиев К.С. Политическая наука. – М.: Международные отношения, 1996.
Гаджиев К.С. Основы политологии. – М., 1994.
Политология: Курс лекций / Под ред. – М.Н. Марченко.- М., 1997.