Причины и особенности изменения форм государственного политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 07:37, курсовая работа

Описание

Формы и управление государством, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы государственного устройства 6
1.1 Концепции государственного устройства 6
1.2 Принципы государственного устройства. 10
2. Формы правления 13
2.1 Монархия 13
2.2 Республика 16
3. Формы государственного устройства 21
3.1 Унитарное государство 21
3.2 Федерация 22
3.3 Конфедерация 24
4. Формы государственного режима 25
4.1 Антидемократические режимы 25
4.2 Демократический режим 26
5. Причины и особенности изменения форм государственного политического режима 28
Заключение 29
Список используемых источников 31

Работа состоит из  1 файл

СГУ готово.docx

— 50.80 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

     Работа  выполнена 31 странице, 17 источников

     МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА, УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, ФЕДЕРАЦИЯ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ, АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ, КОНФЕДЕРАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

     Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что форма государственного устройства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

     Основная цель данной курсовой работы заключаются в выявлении теоретических особенностей государственного устройства

     Исходя  из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:

     - Изучить теоретические основы государственного устройства;

     - Охарактеризовать формы правления, устройства государства

     Объектом данного исследования является форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление. 

     Предмет исследования составляют различные модели формы государственного устройства. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            4

1. Теоретические основы государственного устройства    6

   1.1 Концепции государственного устройства     6 

   1.2 Принципы государственного устройства.     10

2. Формы правления          13

   2.1 Монархия           13

   2.2 Республика          16

3. Формы государственного устройства       21

      3.1 Унитарное государство        21

   3.2 Федерация          22

   3.3 Конфедерация          24

4. Формы государственного режима       25

   4.1 Антидемократические режимы       25

   4.2 Демократический режим        26

5. Причины и особенности изменения форм государственного политического режима            28

Заключение           29

Список используемых источников        31 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Исследовать государство с точки зрения его  сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов  оно, в первую очередь, выражает и  защищает. Рассматривать государство  под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях, оно при этом действует. Изучать  же государство с точки зрения формы его государственного устройства и управления - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

     Формы и управление государством, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства - с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, "искусственно" созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям.

     Вопрос  о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое  значение, особенно на современном  этапе, когда классические формы  подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы  государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных  объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение  государств и государственных образований. В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через  призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

     1.1 Концепции государственного устройства

     Любое государство, помимо его сущности и  социального назначения, характеризуется  также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной  власти, административно-территориальное  устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной  власти). Форма государства характеризует  отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы  организации высших органов государственной  власти, административно-территориальную  организацию государства. Все эти  правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который  называется государственным устройством.

     Термин «устройство государства» в общей теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в разных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном1.

     Государство - это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права.

     Форма государства неразрывно связана  с его сущностью. Однако последняя  предопределяет форму государства  не непосредственно, а через его  содержание, обусловливаемое уровнем  культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими  отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Поэтому содержание государства отражает не только то, что свойственно ему как специфическому явлению общества в любых исторических условиях, но также и то, что присуще тем или иным государствам в силу особенностей конкретно-исторических условий их возникновения и развития.

     Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов2. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

     Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать  влияние также иные условия, в  частности, географическое положение  страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного  развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

     Форма государства - это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.3

     На  протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя  самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто  и как осуществляет государственную  власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные  формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации  государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной  формой правления «идеального государства» как государства «лучших и  благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялись ирассматривались «законная  монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

     О многообразии форм государства говорил  и Аристотель - ученик Платона и  одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью  в государстве, Аристотель определял  ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как  монархию, аристократию и политию, или  умеренную демократию. Эти формы  государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась  общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко  искажаться и превращаться в соответствующие  «неправильные» формы - тиранию, олигархию  или охлократию. «Неправильные» формы  использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

     Цицерон, например, выделял в зависимости  от числа правителей три простые  формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.

     В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки  обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и  предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

     В настоящее время в юридической  и политологической литературе классификация  формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация  и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические  или авторитарные методы государственного правления).

     Некоторые авторы, например, помимо названных  элементов, выделяют следующие формы  государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент - отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая).

     При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления.

     Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между различными институтами государственной власти по управлению обществом. Эта форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма государства существует в таких странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др.

     Поликратическая государственная форма характеризуется демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением властей, системой взаимных сдержек и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных органов местного самоуправления. Это такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.

     На  сегодняшний день конституция каждой страны четко закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и  правовое положение высших органов  государственной власти (главы государства, парламента и правительства), а также  установленный порядок взаимоотношений  между ними.

     Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская  Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме  государственного устройства - федерация, которая состоит из субъектов  федерации, по форме правления - республика, где глава государства и парламент  избираются путем прямых выборов  гражданами страны, а в государственном  управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим  осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных  прав и свобод человека и гражданина. 

Информация о работе Причины и особенности изменения форм государственного политического режима