Причины и особенности изменения форм государственного политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 07:37, курсовая работа

Описание

Формы и управление государством, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы государственного устройства 6
1.1 Концепции государственного устройства 6
1.2 Принципы государственного устройства. 10
2. Формы правления 13
2.1 Монархия 13
2.2 Республика 16
3. Формы государственного устройства 21
3.1 Унитарное государство 21
3.2 Федерация 22
3.3 Конфедерация 24
4. Формы государственного режима 25
4.1 Антидемократические режимы 25
4.2 Демократический режим 26
5. Причины и особенности изменения форм государственного политического режима 28
Заключение 29
Список используемых источников 31

Работа состоит из  1 файл

СГУ готово.docx

— 50.80 Кб (Скачать документ)

     1.2 Принципы государственного  устройства.

     Национальное  государство принципиально стоит  на позициях приоритета роли личности перед ролью массы, исповедуя  таким образом аристократический  принцип построения общества. Отсюда вытекает принципиальный антипарламентаризм, как форма государственного устройства, сведение к минимуму голосований  по любым вопросам, отказ от принципа коллективного руководства в  любой форме и принципиальный отказ испрашивать мнения по специальным вопросам у людей некомпетентных.

     В противовес этому вводится следующие базовые принципы:

     - принцип единоначалия на всех  уровнях;

     - принцип ответственности должностных  лиц всех уровней в сочетании  с широчайшими полномочиями в  пределах их должностных обязанностей;

     - принцип решения специальных  вопросов только специалистами4.

     Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.

     По  мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в  низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные  единицы. Происходил, процесс объединения  государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением  иногда признаков государственности  у присоединенных.

     Административно-территориальное  деление стало превращаться в  политико-территориальное, и, соответственно, административно-территориальное устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.

     Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства  или органами публичной власти более  крупной единицы.

 

2. ФОРМЫ  ПРАВЛЕНИЯ

     Форма правления представляет собой структуру  высших органов государственной  власти, порядок их образования и  распределение компетенции между  ними.

     Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

     По  указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

  • монархические (единоличные, наследственные)
  • республиканские (коллегиальные, выборные)

     2.1 Монархия

     Монархия - это такая форма правления, при  которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

     Основными признаками классической монархической  формы управления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • представительство государства монарха по своему усмотрению;
  • юридическая безответственность монарха.

     Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

     В свою очередь монархия делится на:

  • абсолютную
  • ограниченную (парламентскую)
  • дуалистическую
  • теократическую
  • парламентскую

     Абсолютная  монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

     По  формуле Петровского воинского  устава - “ самовластный монарх, который  никому на свете о своих делах  ответу дать не должен“. Основным признаком  абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано  с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом  разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся  ликвидация или полный упадок сословных  представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие  в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции  и развитого бюрократического аппарата.

     Власть  в центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и  увольняться монархом. Государственное  вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII-XVIII века и Франция до революции 1789 года.

     Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

     Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

     Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

     Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

     При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.

     В некоторых государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной. Такие монархи  носят название теократические (Саудовская Аравия).

     2.2 Республика

     Республика - это такая форма правления, при  которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми  населением на определенный срок.

     Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти.

     Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием.

     Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного устройства на:

  • парламентарные
  • президентские

     Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

     В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

     Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

     Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

     Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

     Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы  внешней, в том числе оборонной  политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу  личности, создает справедливые условия  человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К  парламентарным республикам можно  отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию  и др.

Информация о работе Причины и особенности изменения форм государственного политического режима