Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 07:37, курсовая работа
Формы и управление государством, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства.
Введение 4
1. Теоретические основы государственного устройства 6
1.1 Концепции государственного устройства 6
1.2 Принципы государственного устройства. 10
2. Формы правления 13
2.1 Монархия 13
2.2 Республика 16
3. Формы государственного устройства 21
3.1 Унитарное государство 21
3.2 Федерация 22
3.3 Конфедерация 24
4. Формы государственного режима 25
4.1 Антидемократические режимы 25
4.2 Демократический режим 26
5. Причины и особенности изменения форм государственного политического режима 28
Заключение 29
Список используемых источников 31
1.2 Принципы государственного устройства.
Национальное
государство принципиально
В противовес этому вводится следующие базовые принципы:
- принцип единоначалия на всех уровнях;
-
принцип ответственности
-
принцип решения специальных
вопросов только специалистами4
Проблемы формы
государственного устройства возникли
после того, как увеличившиеся размеры
территории государства, далеко вышедшей
за рамки города с окрестностями, потребовали
создания специальных органов и учреждений
для управления периферией. В период абсолютизма
центральная власть в лице монарха определяла
административно-
По
мере разложения абсолютизма и перехода
к индустриальному строю в
низовых территориальных
Административно-
Самоуправляющиеся
территориальные единицы
2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Форма
правления представляет собой структуру
высших органов государственной
власти, порядок их образования и
распределение компетенции
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
По
указанным признакам формы
2.1 Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на:
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По
формуле Петровского воинского
устава - “ самовластный монарх, который
никому на свете о своих делах
ответу дать не должен“. Основным признаком
абсолютной монархии является отсутствие
каких-либо государственных органов,
ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма
Власть
в центре и на местах принадлежит
не крупным феодалам, а чиновникам,
которые могут назначаться и
увольняться монархом. Государственное
вмешательство в частную жизнь
в эпоху абсолютизма
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
2.2 Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
Республиканская
форма правления в
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В
такой республике правительство
формируется парламентским
Как
правило, глава государства в
подобных республиках избирается парламентом
либо специально образуемой парламентской
коллегией. Назначение парламентом
главы государства является главным
видом парламентского контроля над
исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в
современных парламентарных республиках
неодинакова. В Италии, например, президент
республики избирается членами обеих
палат на их совместном заседании, но
при этом в выборах участвуют
по три депутата из каждой области,
избранных областным советом. В
федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства,
также разделяется с
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.
Информация о работе Причины и особенности изменения форм государственного политического режима