Принцип разделения властей и механизм его реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание

В истории политических учений разработано множество идей о разделении властей. Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей была сформирована во Франции в середине 18 века и явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии. Подобно другим научным идеям и концепциям, теория разделения властей возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием и накоплением исторического опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержании стабильности в обществе и государстве.

Работа состоит из  1 файл

осн.часть!!!!!!!!!.DOC

— 163.50 Кб (Скачать документ)

Поскольку органом общенародного представительства является Палата представителей, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Правительство Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь высшим исполнительным органом является Совет Министров Республики Беларусь.  В статье 106 Конституции постановляется, что правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Но необходимо понимать, что механизм парламентской ответственности Правительства обоюдоострое оружие. Его может использовать как Палата представителей, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В  состав правительства также могут  входить и руководители иных республиканских  органов государственного управления.

В соответствии со статьей 84 Конституции  Республики Беларусь именно Президент Республики Беларусь определяет структуру Правительства, с согласия Палаты представителей назначает  Премьер-министра (этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов), назначает и освобождает от должностей заместителей Премьер-министра, министров и других членов правительства.

Правительство Республики Беларусь обладает достаточно широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политике. Статья Конституции 107 перечисляет полномочия Правительства. Правительством республики Беларусь осуществляется разработка республиканского бюджета, проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Суды в Республике Беларусь. Конституция Республики Беларусь статьей 6 выделяет третью самостоятельную ветвь власти – судебную. В соответствии со статьей 109 судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. В статье 1 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» устанавливается, что судебная власть осуществляется независимо от законодательной и исполнительной[21].

Кроме того, судебная власть отличается особым статусом и режимом  деятельности судей, осуществляющих эту  власть. Так, например, статья 111 Конституция  Республики Беларусь устанавливает, что  судьи не могут осуществлять предпринимательскую  деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Особенность режима деятельности судей в Республике Беларусь определяется также такими конституционными принципами, как независимость судей и  подчинение их только закону. Они осуществляют судебную власть помимо чьей-либо воли, подчиняясь только Конституции и закону.

В соответствии с принципом  разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. К примеру, Президент назначает шесть судей Конституционного суда, иных судей; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного суда.

В статье 116 говорится, что  контроль за конституционность нормативных  актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, в этой же статье определяется  общая структура и круг полномочий данного органа. Более детально компетенция Конституционного Суда оговаривается в Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь». В соответствии со статьёй 5 данного закона Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

  • соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам;
  • соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
  • соответствии актов любо другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь[22].

Таким образом, Судебная власть играет важную роль в сдерживании и уравновешивании законодательной и исполнительной ветвей власти. Она располагает возможностью оценивать деятельность данных ветвей власти в соответствии с Конституцией.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права. Принцип разделения  властей в Республике Беларусь признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач Беларуси.

 




Информация о работе Принцип разделения властей и механизм его реализации в Республике Беларусь