Принципы избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание

Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в правовом государстве. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе.

Содержание

1. Понятие принципов избирательного права в конституционном праве зарубежных государств 3
2. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации 7
3. Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству.......................................................................................................13
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

контр Принципы Избирательного права - копия.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

     Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.

     Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов.

     По  результатам парламентских выборов  формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве около 100)5.

     Наряду  с английским правом, действующим  в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии6.

     Главным источником государственного права  Китая является конституция 1982 г., состоящая  из введения и четырех глав. Документ – сравнительно небольшой по объему (138 статей).

     Во  введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также  ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы  является закрепление в ней роли отдельных личностей в истории Китая. Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на «народ» и «врагов» нашло отражение в следующем фрагменте введения: «Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами» в течение длительного времени», но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там, же и указывается, что эксплуататоры, как класс, ликвидированы.

     Конституционное регулирование внешней политики исходит из тезиса «Будущее Китая  тесно связано с будущим всего  мира». Подчеркивается независимость  и самостоятельность внешней  политики, и закрепляются пять принципов ее осуществления (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества».

     Первая  глава конституции («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулирован один из аспектов правового положения человека в КНР: содержатся положения об охране законных прав и интересов иностранцев, обязанность иностранцев соблюдать законы КНР, а также возможность предоставления убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам.

     Вторая  глава («Основные права и обязанности  граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») состоит из трех статей, посвященных соответствующим символам государства и столице7.

     Таким образом, по содержанию принципы избирательного права в каждом государстве имеют свои различия и сходства.

    Свобода волеизъявления избирателей - один из главных принципов избирательного права.

    Принцип свободы может быть обеспечен, если граждане страны информированы об избирательном  процессе, имеют право голосовать без всякого давления и в результате могут выбирать своих лидеров. В  конечном итоге любые выборы являются празднованием прав человека.

    Вместе  с тем формально декларируемое  равенство избирательного права  в политических целях часто нарушается. Делается это обычно при разбивке страны на избирательные округа. В  ряде стран на практике обычно используется два вида избирательных округов: одномандатные, когда от округа избирается один депутат, и многомандатные, когда от округа избирается сразу несколько депутатов.

    В настоящее время законодательство о выборах прямо закрепляет возможность  отклонения от принципа избирательных  округов. Например, Органическим законом 1985 г. Испании официально допускается отклонение от принципа.

    В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются: прямые и косвенные (многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным. Оно означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредствующих волеизъявление избирателя.

    В некоторых странах предусмотрено  голосование по доверенности. Так, Акт о народном представительстве 1969 года (Великобритания) в п. 3 устанавливает - «Поскольку не установлено иное, лицо будет призвано способным голосовать по доверенности на парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления, для которых оно считается достигшим требуемого возраста после даты составления списка и назначенным доверенным для этих целей ранее достижения требуемого возраста. 

    Свобода участия в выборах признается в странах, где вопрос об участии  в выборах понимается как проявление свободы как таковой (Испания). В Великобритании, Испании выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей.

    Принцип прямых выборов означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих  кандидатов (применяются в большинстве стран). Однако наряду с прямыми выборами применяются и непрямые, при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы, в свою очередь, подразделяются на косвенные (голосует коллегия выборщиков) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий -  КНР).

    Так, ст. 2 Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и  местные собрания народных представителей 1982 г. устанавливает, что «депутаты  во Всекитайское собрание народных представителей, собрания народных представителей провинций, городов центрального подчинения, городов с районным делением, автономных округов избираются нижестоящим собранием народных представителей».

3. Особенности реализации  принципов избирательного  права по зарубежному  законодательству

 

     Необходимо  выделить особенности реализации принципов  избирательного права в Великобритании, Испании и КНР.

     Обычно  в зарубежных конституциях названы  лишь принципы избирательного права, а  детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа, избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, то есть исключения незаконного давления на волю избирателей. Там, где выборы непрямые (например, в Китае), принцип прямых выборов не осуществляется или реализуется лишь частично, в низовом звене. Конституции не упоминают принцип равного избирательного права, если определенные социальные группы имеют преимущества на выборах (например, в Китае один депутат в парламент избирается от меньшего количества городского населения, чем от сельского). Нет принципа всеобщности там, где имеются «лишенцы» — лица, лишенные избирательных прав по социальному или политическому признаку, это теперь еще сохраняется в отношении так называемых контрреволюционеров в Китае. Совокупность лиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом.

     Всеобщее  избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Испания).

     В Великобритании в выборах могут  участвовать граждане государств - членов британского Содружества. Избирательные  права имеют не все граждане данной страны. Не участвуют в выборах граждане-дети (не достигшие избирательного возраста), душевнобольные (это должно быть признано решением суда).

     Реализация  принципов избирательного права  происходит в Великобритании как  на местном, так и высшем уровне.

     В соответствии с Актом о местном управлении  лицо, если оно не признано недееспособным в соответствии с положениями настоящего Акта или другого закона, может быть избрано и быть членом органов местной власти, если оно является британским подданным или гражданином Ирландской Республики и ко дню выборов достигло возраста в 21 год, и -

     1) к этому дню оно обладает  и затем продолжает обладать  правом избрания данного органа  местного самоуправления, или 

     2) оно в течение 12 месяцев, предшествующих  этому дню, владеет как собственник  или арендует землю или дом (с прилегающим участком земли) в этом районе, или 

     3) его основное или единственное  место работы в течение 12 месяцев  находится в этом районе; или

     4) оно в течение этих 12 месяцев  имеет постоянное местожительство  в этом районе;

     5) оно до избрания членом совета прихода или общины в течение двенадцати месяцев проживало в этом приходе или общие или в пределах трех миль от них.

       Во многих странах временно  не осуществляют свои избирательные  права лица, находящиеся под стражей  по приговору суда. В отдельных странах не голосуют не все лица, содержащиеся под стражей, а только приговоренные судом к тюремному заключению на срок более года. Подследственные и обвиняемые в большинстве стран вправе голосовать. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату).

     В связи с имеющимися ограничениями  в пассивном избирательном праве  существуют понятия неизбираемости и несовместимости. Неизбираемость означает, что определенные должностные  лица не могут выдвигать свои кандидатуры  на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Неизбираемость бывает абсолютная (например, члены королевской семьи в Испании не могут баллотироваться в парламент).

     Во  многих странах пассивное избирательное право предоставляется в полном объеме лишь после внесения кандидатом избирательного залога. Только после этого он регистрируется в качестве кандидата и его имя может быть включено в избирательный бюллетень. Залог не возвращается и идет в доход государства, если кандидат не соберет установленного законом процента голосов (в Великобритании - 5% поданных голосов).

     Большинство названных выше цензов и ограничений, избирательных квалификаций имеют  естественный характер и не являются дискриминацией.

     Для дискриминации может быть использован  ценз оседлости, когда для включения  в избирательные списки требуется  проживать несколько месяцев  в общине — низовой административно-территориальной  единице (в Великобритании — 12 мес.).

     Равное  избирательное право — это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Избирательное право является равным, если:

Информация о работе Принципы избирательного права