Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:26, курсовая работа
Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в правовом государстве. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе.
1. Понятие принципов избирательного права в конституционном праве зарубежных государств 3
2. Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации 7
3. Особенности реализации принципов избирательного права по зарубежному законодательству.......................................................................................................13
Список использованных источников 17
Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.
Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов.
По
результатам парламентских
Наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии6.
Главным источником государственного права Китая является конституция 1982 г., состоящая из введения и четырех глав. Документ – сравнительно небольшой по объему (138 статей).
Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является закрепление в ней роли отдельных личностей в истории Китая. Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на «народ» и «врагов» нашло отражение в следующем фрагменте введения: «Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами» в течение длительного времени», но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там, же и указывается, что эксплуататоры, как класс, ликвидированы.
Конституционное регулирование внешней политики исходит из тезиса «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркивается независимость и самостоятельность внешней политики, и закрепляются пять принципов ее осуществления (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества».
Первая
глава конституции («Общие положения»)
содержит характеристику государственного
строя КНР как социалистического, роли
государства и народа, принципов деятельности
государственных органов, экономической
системы, функций государственных органов
в области науки, культуры, физкультуры
и спорта; кроме того, изложена система
административно-
Вторая
глава («Основные права и
Таким образом, по содержанию принципы избирательного права в каждом государстве имеют свои различия и сходства.
Свобода
волеизъявления избирателей - один из
главных принципов
Принцип свободы может быть обеспечен, если граждане страны информированы об избирательном процессе, имеют право голосовать без всякого давления и в результате могут выбирать своих лидеров. В конечном итоге любые выборы являются празднованием прав человека.
Вместе с тем формально декларируемое равенство избирательного права в политических целях часто нарушается. Делается это обычно при разбивке страны на избирательные округа. В ряде стран на практике обычно используется два вида избирательных округов: одномандатные, когда от округа избирается один депутат, и многомандатные, когда от округа избирается сразу несколько депутатов.
В
настоящее время
В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются: прямые и косвенные (многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным. Оно означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредствующих волеизъявление избирателя.
В
некоторых странах
Свобода участия в выборах признается в странах, где вопрос об участии в выборах понимается как проявление свободы как таковой (Испания). В Великобритании, Испании выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей.
Принцип прямых выборов означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов (применяются в большинстве стран). Однако наряду с прямыми выборами применяются и непрямые, при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы, в свою очередь, подразделяются на косвенные (голосует коллегия выборщиков) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий - КНР).
Так, ст. 2 Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей 1982 г. устанавливает, что «депутаты во Всекитайское собрание народных представителей, собрания народных представителей провинций, городов центрального подчинения, городов с районным делением, автономных округов избираются нижестоящим собранием народных представителей».
Необходимо выделить особенности реализации принципов избирательного права в Великобритании, Испании и КНР.
Обычно
в зарубежных конституциях названы
лишь принципы избирательного права, а
детальное регулирование
Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Испания).
В Великобритании в выборах могут участвовать граждане государств - членов британского Содружества. Избирательные права имеют не все граждане данной страны. Не участвуют в выборах граждане-дети (не достигшие избирательного возраста), душевнобольные (это должно быть признано решением суда).
Реализация принципов избирательного права происходит в Великобритании как на местном, так и высшем уровне.
В соответствии с Актом о местном управлении лицо, если оно не признано недееспособным в соответствии с положениями настоящего Акта или другого закона, может быть избрано и быть членом органов местной власти, если оно является британским подданным или гражданином Ирландской Республики и ко дню выборов достигло возраста в 21 год, и -
1)
к этому дню оно обладает
и затем продолжает обладать
правом избрания данного
2)
оно в течение 12 месяцев, предшествующих
этому дню, владеет как
3) его основное или единственное место работы в течение 12 месяцев находится в этом районе; или
4)
оно в течение этих 12 месяцев
имеет постоянное
5) оно до избрания членом совета прихода или общины в течение двенадцати месяцев проживало в этом приходе или общие или в пределах трех миль от них.
Во многих странах временно
не осуществляют свои
В
связи с имеющимися ограничениями
в пассивном избирательном
Во многих странах пассивное избирательное право предоставляется в полном объеме лишь после внесения кандидатом избирательного залога. Только после этого он регистрируется в качестве кандидата и его имя может быть включено в избирательный бюллетень. Залог не возвращается и идет в доход государства, если кандидат не соберет установленного законом процента голосов (в Великобритании - 5% поданных голосов).
Большинство названных выше цензов и ограничений, избирательных квалификаций имеют естественный характер и не являются дискриминацией.
Для
дискриминации может быть использован
ценз оседлости, когда для включения
в избирательные списки требуется
проживать несколько месяцев
в общине — низовой административно-
Равное избирательное право — это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Избирательное право является равным, если: