Введение
Вопросы
о государстве, его понятии, сущности
и роли в обществе с давних пор
относятся к числу основополагающих
и остродискуссионных вопросов в
государствоведении. Это объясняется,
по меньшей мере, тремя причинами.
Во-первых, названные вопросы прямо
и непосредственно затрагивают
интересы различных слоев, классов
общества, политических партий и движений.
Во-вторых, никакая другая организация
не может конкурировать с государством
в многообразии выполняемых задач
и функций, во влиянии на судьбы общества.
В-третьих, государство -- очень сложное
и внутренне противоречивое общественно-политическое
явление. Всесторонне раскрыть понятие,
сущность, многосторонние грани, свойства
и черты государства - задача чрезвычайно
трудная. Решить ее можно лишь при
изучении государства конкретно - исторически,
в различных его связях с экономикой,
социально-политической и духовной
жизнью общества, максимально используя
при этом прошлые и настоящие
научные достижения. Как форма
организации общества, призванная обеспечивать
его целостность и управляемость,
государство выполняет функции,
обусловленные потребностями общества,
а, следовательно, служит его интересам.
Актуальность
данной темы объясняется необходимостью
изучения признаков государства, как
особой формы организации общества,
имеющей законы, публичную власть,
население, территорию, армию и правоохранительные
органы, с целью всесторонне раскрыть
понятие и сущность современного
государства. Объектом исследования данной
работы является государство, как особая
форма организации общества и присущие
ему признаки, отличающие его от других
образований. Цель настоящей работы - рассмотреть
понятие и признаки государства с точки
зрения современных историков и правоведов,
а также попытаться объективно обобщить
полученный материал.
- Признаки
государства
Понятие
государства, его характеристики конкретизируются
при раскрытии признаков, отличающих
его как от родового строя, так
и от негосударственных организаций
общества. Иными словами, анализ признаков
государства углубляет знания о
нем, подчеркивает его уникальность
в качестве ничем не заменимой
формы организации общества и
важнейшего общественно-политического
института. Характеристику признаков
государства следует проводить
по двум направлениям:
I.
Отличие государства от органов
власти общинно-родового строя
1)
Наличие особой публичной власти
в виде аппарата управления, то
есть власти, которая непосредственно
не совпадает с населением, предполагает
разделение общества на управляющих
и управляемых, стоит над обществом,
не сливаясь с ним. Публичной
она называется потому, что, не
совпадая с обществом, выступает
от его имени, от имени всего
народа. Для государства характерно
наличие группы людей, которые
занимаются только управлением
и освобождаются от производительного
труда. Олицетворенная в государственных
органах и учреждениях, публичная власть
становится государственной властью,
т.е. той реальной силой, которая обеспечивает
государственное принуждение, насилие.
Решающая роль в реализации принуждения
принадлежит отрядам вооруженных людей
и специальным учреждениям (армии, полиции,
тюрьмам и т. п.)1.
1.
Всеобъемлющий характер (универсальность).
Означает, что государственная власть
распространяется на всю территорию
и на все население государства,
на всех лиц, находящихся на
этой территории.
2.
Государственная власть имеет
возможность законно применять
принуждение.
3.
Прерогатива государственной власти.
Означает, что государственная власть
может разрешить, приостановить,
запретить, признать ничтожным
проявление любой иной власти
на своей территории.
4.
Структурированность государственной
власти. Государственная власть
проявляется вовне в виде особого
аппарата, в котором все органы
связаны между собой иерархической
соподчиненностью. Это внешняя сторона
структурированности. Кроме этого, каждый
орган имеет определенную жесткую структуру:
состоит из органов и должностных лиц,
связанных между собой иерархической
соподчиненностью. Это внутренняя структура
органов государства означает внутреннюю
сторону структурированности государственной
власти.
5.
Государственная власть имеет
особые каналы для передачи
своих велений, которых нет
у иных властей (право, законодательство)
и особые средства воздействия
на население, которых нет у
иных властей (систему исправительных
учреждений, милицию, внутренние
войска и т. д.).
6.
Государственная власть - всегда
авторитет. Авторитет определяется
различными факторами, чаще всего
- это насилие, принуждение, но
может быть и подлинный авторитет.
7.
Государственная власть связана
с правом, она обладает монополией
на правотворческую деятельность,
а право - самый эффективный
регулятор общественных отношений2.
Государственная власть имеет свои достоинства
и недостатки. Достоинством является,
прежде всего, то, что она способна управлять
обществом, вносить в него начала организованности
и упорядоченности. Это достигается, прежде
всего, за счет таких качеств государственной
власти, как всеобъемлющий характер (универсальность)
и прерогатива. Эти качества являются
достоинствами государственной власти.
Однако прерогатива может расцениваться
как недостаток, т. к. именно благодаря
ей государство может монополизировать
все сферы управления обществом. Государственная
власть всегда стремится к абсолютизации,
централизации, что и является ее недостатком.
В отличие от других видов социальной
власти государственная власть является:
-аппаратной (имеет механизм осуществления),
-суверенной
(не зависит от иной власти),
-легитимной
(опирается на закон)3.
Власть
существовала и в догосударственном
обществе, но это была непосредственно
общественная власть, которая исходила
от всего рода и использовалась им
для самоуправления. Она не нуждалась
ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате.
Принципиальная особенность публичной
(государственной) власти состоит в том,
что она воплощается именно в чиновниках,
т.е. в профессиональном сословии (разряде)
управителей, из которых комплектуются
органы управления и принуждения (государственный
аппарат). Без этого физического воплощения
государственная власть представляет
собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
2)
Территориальная организация населения
- это разделение населения по
территориальному принципу. Государство
всегда связано с определенной
территорией, на которой проживает
подвластное ему население. Выражением
территориального принципа является
административно-территориальное деление
на такие административные регионы,
как области, районы, города, а
также определение пространственных
пределов и установление государственной
границы.
В
догосударственном обществе принадлежность
индивида к тому или иному роду
обусловливалась кровным или
предполагаемым родством. Причем род
часто не имел, строго определенной
территории, перемещался с одного
места на другое. В государственно-организованном
обществе кровнородственный принцип
организации населения потерял
свое значение. На смену ему пришел
принцип его территориальной
организации. Государство имеет
строго локализованную территорию, на
которую распространяется его суверенная
власть, а население, на ней проживающее,
превращается в подданных или
граждан государства. Возникают, таким
образом, пространственные пределы
государства, в которых появляется
новый правовой институт -- подданство
или гражданство. С территориальной
организацией населения сопряжено
не только возникновение государства,
но и начало складывания отдельных
стран. А потому с этих позиций
понятия «государство» и «страна»
во многом совпадают. В условиях государства
появляется территориальное разделение
жителей. Сама система государственной
власти строится на основе соответствующего
политико-территориального деления, которое,
в свою очередь, организуется государством,
чтобы его граждане могли осуществлять
свои права и обязанности по месту
своего жительства. Иными словами, благодаря
этому признаку государственная
власть может легко найти любого подданного
и потребовать от него выполнения своих
общественных обязанностей4 . 3) Наличие
аппарата принуждения, наряду с аппаратом
власти и управления. Это особые отряды
вооруженных людей: армия, полиция, разведка,
и принудительные учреждения: тюрьмы,
лагеря и т.п.
4)
Государственная казна, с существованием
которой связаны такие явления
как налоги (учрежденные публичной
властью поборы с населения,
взыскиваемые принудительно в
установленных размерах и в
заранее определенные сроки), внутренние
и внешние займы, государственные
кредиты, долги государства, то
есть все то, что характеризует
экономическую деятельность государства
и обеспечивает его функционирование.
П.
Отличие государства от других политических
организаций общества
Вторая
группа отличительных признаков
позволяет рассматривать государство
в качестве специфической организации
общества, осуществляющей политическую
власть. Суверенность - верховенство государства
внутри страны и независимость вне её.
Из всех организаций общества только государство
обладает государственным суверенитетом.
Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной
власти; именно он отличает государственную
власть от всяких иных видов власти. Суверенитет
- это политико-правовое свойство государственной
власти, которое выражает ее верховенство
внутри страны и независимость от всякой
иной власти за пределами страны5 . Суверенитет
имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или,
соответственно, внутренний и внешний
суверенитет). Внутренний суверенитет
- это верховенство государственной власти
внутри страны, ее независимость от всякой
иной власти внутри страны (власти политических
партий, общественных организаций и т.
д.).
Внутренняя
сторона суверенитета выражается в
следующих свойствах государственной
власти (т. е. именно благодаря наличию
этих качеств государственная власть
обладает верховенством):
-универсальность
- власть в государстве распространяется
на все население; - прерогатива -
государство обладает правом издавать
законы и тем самым определять масштаб
свободы всех субъектов права;
-
наличие особых средств для
передачи своих велений (право,
законодательство);
-
в исключительном праве государства
официально представлять все
общество, а не отдельные его
части;
-
наличие особых средств воздействия
на население, каких нет ни
у какой иной власти (правосудие,
армия).
Внешний
суверенитет - это независимость
государственной власти от всякой иной
власти за пределами страны. Внешняя
сторона суверенитета выражается в
следующих характеристиках:
-
государственная власть способна
самостоятельно проводить в жизнь
внешнюю политику, строить взаимоотношения
с другими государствами; - никто
не вправе вмешиваться во внутренние дела
государства; - государство вправе по своему
усмотрению создавать межгосударственные
объединения, вступать в уже существующие
объединения, а также обладает правом
свободного выхода из межгосударственных
союзов; - государство обеспечивает собственную
территориальную целостность и неприкосновенность;
- государство вправе по своему усмотрению
вступать в экономические, культурные,
иные связи с другими государствами и
др.
Из
суверенитета государства вытекают
и другие признаки государства, отличающие
его от иных политических организаций.
а) государство распространяет свою власть
на всю территорию страны, обозначенную
государственной границей, т.е. государство
является всеохватывающей, универсальной
организацией данного общества, все другие
общественные структуры ей подчинены;
б)
государство имеет устойчивую юридическую
связь с населением (в виде подданства
или гражданства), распространяет на
него свою власть и обеспечивает защиту
как внутри страны, так и за ее
пределами;
в)
государство имеет специальный
аппарат власти - механизм, в котором
концентрируется принудительная сила
государства. Причём государство применяет
в первую очередь «легализованное
принуждение» (в том числе и
физического принуждения) в отношении
населения. Государственный аппарат (механизм),
который выделяется из общества, состоит
из особого слоя людей, профессией которых
является политическое управление другими
людьми. Аппарат строится в соответствии
с иерархией служебных должностей и на
основе особой служебной дисциплины. Механизм
государства есть та реальная организационная
материальная сила, располагая которой,
государство осуществляет власть. Механизм
является структурным и предметным олицетворением
государства, представляет собой материальное
«вещество», из которого оно состоит. Можно
сказать, что механизм суть деятельное,
постоянно функционирующее выражение
государства. Механизм государства -- это
целостная иерархическая система государственных
органов и учреждений, практически осуществляющих
государственную власть, задачи и функции
государства6. Характерные признаки механизма
(аппарата) государства : - целостная иерархическая
система государственных органов и учреждений,
которая обеспечивается едиными принципами
организации и деятельности государственных
органов и учреждений, едиными задачами
и целями их деятельности; - первичными
структурными частями (элементами) механизма
являются государственные органы и учреждения,
в которых работают государственные служащие
(чиновники, иногда их называют управленцами),
они связаны между собой началами субординации
и координации. - для обеспечения государственных
властных велений он имеет непосредственные
орудия (учреждения) принуждения, соответствующие
техническому уровню каждой эпохи,-- вооруженные
отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может
обойтись ни одно государство.