Признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:36, контрольная работа

Описание

Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 34.25 Кб (Скачать документ)

      - при помощи механизма практически  осуществляется власть и выполняются  функции государства

      г) государство обладает монополией правотворческой  деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические  нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны  для исполнения всеми членами  общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В  системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления  государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно  вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

      д) государство имеет особые средства для осуществления политического  принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены  для осуществления легализованного  и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект  навязывает свою волю подвластным. Государственное принуждение -- это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства7.

      Само  по себе государственное принуждение -- острое и жесткое средство социального  воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование  в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое  положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения  подавляются, тормозятся интересы и  мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно  полезное поведение. Государственное  принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение  имеет место в государствах с  антидемократическим, реакционным  режимом -- тираническим, деспотическим, тоталитарным. Правовым признается государственное  принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами  и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается  контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового  «насыщения» государственного принуждения  обусловлен тем, в какой мере оно: а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами8.

      Чем выше уровень правовой организации  государственного принуждения, тем  оно в большей мере выполняет  функции позитивного фактора  развития общества и в меньшей -- выражает произвол и своеволие носителей  государственной власти. В правовом и демократическом государстве  государственное принуждение может  быть только правовым. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия -- проверка документов с  целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение  движения транспорта, пешеходов при  авариях и стихийных бедствиях  и др.; правовое пресечение -- административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Методы политологии

    Политические  явления и процессы познаются  с помощью различных методов. Методы – это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

    Основные  типы методов и уровни методологии  политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом9:

    1) классический период (до XIX в.), связанный  преимущественно с дедуктивным,  логико-философским и морально-аксеологическим  подходами;

    2) институциональный период (XIX — начало XX в.) — на ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;

    3) бихевиористский (англ. behavior, behaviour — поведение) период (20—70е гг.), когда стали активно внедряться количественные методы;

    4) в последней трети XX в. наступил  новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных»  и «новых» методов.

    Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, основными течениями  в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционалистское» (исповедующее качественные методы классической и институциональной политологии) и «бихевиористское» (ратующее за приоритет «точных», эмпирических и количественных методов).

    Институциональный метод связан со стремлением выявить  определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная  с конституции, и их смысл для  существования и нормального  развития общества. Большое влияние  оказали здесь воззрения Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т.Джефферсона и  др.

    В данном подходе основное внимание уделяется  политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным  процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Анализ строится, исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Эти формы или институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой — призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

    Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Аристотеля, Платона, Монтескье. Его  особенность заключается в сопоставлении  двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет  установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются.

    Любое сравнительное исследование включает следующие этапы: а) отбор и описание фактов; б) выявление и описание тождества  и различий; в) формирование взаимосвязей между элементами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез; г) последующая проверка гипотез; д) «признание» некоторых основополагающих гипотез Сравнительный политический анализ позволяет: 1) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; 2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей; 3) прогнозировать события, тенденции и последствия.

    Для того чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исторических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контексте в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие, такие, как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т.д. Современные компаративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации.

    С помощью социологического метода можно  выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

    Антропологический метод, который исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в до индустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам. Этот метод дает ключ к изучению таких проблем, как связь типа человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на политическое развитие, и наоборот Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций. В основание этого метода легли наиболее значительные идеи Аристотеля, Сенеки, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо,Т. Гоббса и др. о соотношении личности и власти, о природе человека в политике, о воспитании гражданина, о том, каким надлежит быть правителю.

    Своеобразную  революцию в политической науке  совершил бихевиористский метод, возникший как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности.

    Применение  бихевиористского метода в политологии  основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет  прежде всего индивидуальное измерение, и потому все групповые формы  деятельности она стремится вывести  именно из анализа поведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Для бихевиористов политика — это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании.

    Основные  принципы бихевиорального движения можно сформулировать следующим  образом: 1) стремление к обнаружению  элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение  в теориях и моделях, имеющих  эвристическую и прогностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения данных необходимо использовать адекватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный характер, т.е. стремится раскрыть основные причинно-следственные связи, вое многообразие наблюдаемых структур; 6) политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д.

    Из  психологии и медицины в политическую науку начали вторгаться тесты и  лабораторные эксперименты, из социологии — анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики — регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии начали активно создавать  информационные базы политических данных и экспериментальные системы  «искусственного интеллекта» на основе электронно-вычислительной техники.

    В основе метода экспертных оценок лежит  проведение экспертных оценок специалистами  в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным  является применение метода экспертных оценок для решения широкого круга  неформализуемых проблем политической жизни — выработки управленческого решения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д. Понятно, что особое значение для данного метода имеет подбор экспертной группы.10

    Коммуникативный метод позволяет разработать  кибернетическую модель политического  процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Политические взаимодействия рассматриваются как информационные потоки, главный из которых — политическое решение и реакция на него агентов политики. Последние должны быть адекватны поставленной в решении цели, что возможно при учете всех информационных потоков, исходящих от людей.

    Метод политического моделирования состоит  в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Например, по назначению выделяют изме- измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели.

    Некоторые политические процессы — такие, как  принятие решений на выборах или  распределение голосов избирателей, —могут быть определены полностью  в математических терминах.«Математические  модели помогают политологам ... изучать особенности политических процессов... Во многих случаях возможна и компьютерная имитация политического процесса. Используя математические средства, политолог оказывается в состоянии взять на вооружение многие из методов, разработанных в логике, статистике, физике, экономике и других отраслях знаний, и применить их к изучению политического поведения»

    Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств  моделирование политических макро  и микро процессов стало одним  из перспективных направлений в развитии методологии политической науки, которое в свою очередь имеет множество собственных разветвлений. Одно лишь системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования выборов в парламент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Признаки государства