Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:57, реферат
Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. до н. э.)
Чем
объясняется столь пристальное
внимание Аристотеля к государственным
переворотам? Большое внимание мыслителя
к этому вопросу легко
Привязанности
Аристотеля принадлежат устройству,
именуемому политией, которая, как отмечалось,
является смешением или сочетанием
олигархии и демократии. Это государство,
в котором преобладают средние
социальные слои, где среди свободного
населения нет резкой противоположности
между богатыми и бедными. Преобладание
средних слоев населения
Получается, что сочетание двух неправильных государственных форм — олигархии и демократии — дает оптимальный, с точки зрения Аристотеля, вариант политического строя. Дело в том, что в демократии Аристотеля привлекал, конечно же, не сам принцип участия народа в управлении государством, а лишь имеющаяся там система мер по предотвращению узурпации власти. Что касается олигархии, то здесь ему импонировало прежде всего руководство обществом зажиточными, состоятельными, ратующими за стабильность и порядок людьми. Аристотель понимал, что форма государства зависит от численного соотношения в обществе имущих и неимущих. Он видел, что последние составляют большинство. Тем не менее, демократия оказывается для него нежелательным строем. Он причисляет ее к неправильным государственным формам.
Таким образом, наилучшей формой государственного устройства Аристотель считал политию. Объединяя в себе лучшие стороны олигархии и демократии, она свободна от их недостатков и крайностей. Политая — это "средняя" форма государства, и средний элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний класс. Государство, состоящее из "средних" людей, считал он, будет иметь наилучший государственный строй.
В
седьмой и восьмой книгах "Политики"
Аристотель создает проект идеального
государственного устройства. Надо сказать,
что здесь он не столько касается
политической организации в прямом
смысле слова, сколько описывает
социально-экономические и
В
наилучшем государстве его
Заключение
Вклад, который внесли Платон и Аристотель в развитие политико-правовых учений, огромен. «Государство» и «Политика» являются ценнейшими историческими памятниками первых представлений и знаний о политике, государстве и обществе в целом. Некоторые из их учений по сей день остаются актуальными.
Сравнивая два этих произведения, мы можем заметить как пересечение некоторых идей, так и различия между ними.
Исходя из позиции идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовала выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, аффективному и вожделеющему. Разумное начало присуще философа – мудрецам, поэтому они должны управлять государствам; аффективное – воинам, которые должны защищать его, вожделеющее – ремесленникам и земледельцам, предназначение которых трудиться. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность и меру. Справедливость государства состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. И все это Платон подкреплял идей о божественном промысле.
Аристотель
же был более реалистичным, поскольку
он обобщил опыт существования 158 греческих
полисов. Он отрицал возможность
существования идеального государства,
утверждая, что государство является
результатом естественного
По Платону, чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Поэтому Платон был против частной собственности. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Также хочется заметить, что женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами.
Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляло собой некое единство составляющих его частей, но он критиковал платоновскую попытку "сделать государство чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, как и детей, приводит к его уничтожению. С этих позиций Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности и семьи. Частная собственность, отмечал он, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.
Платон писал, что главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных. Аристотель же считал это естественным явлением в любом обществе и в тоже время разделял мнение, что этот раскол, а вернее стремление его преодолеть ведет к нестабильности в государстве.
Этические воззрения Платона были ориентированы не на индивида, а на общество, и поэтому предназначение человека – служить государству, а не наоборот. Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство, и утверждал, что человек есть существо общественное.
Идеальное
государство Платона —
Также большое значение они уделяли формам государства. Они делили их на правильные и неправильные. Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Этот лучший тип государственного устройства, по Платону.
Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности.
Правильными формами правления, по Аристотелю, были монархия, аристократия и полития. Всем трем правильным формам соответствуют три отклонения от них. Отклонение от монархии — тирания; от аристократии мыслитель называет олигархией; и наконец, отклонение от политии - демократия. Идеальной формой правления он считал политию.
Итак, Платон и Аристотель сыграли огромную роль в истории. Их труд – это нескончаемый источник знаний. И сколько бы человек не изучал их деятельность, он всегда будет находить что-то новое.
Список
используемой литературы