Проект государственного общественного устройства в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:57, реферат

Описание

Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. до н. э.)

Работа состоит из  1 файл

РОДОНАЧАЛЬНИК НАУКИ О ПОЛИТИКЕ.docx

— 42.54 Кб (Скачать документ)

      Чем объясняется столь пристальное  внимание Аристотеля к государственным  переворотам? Большое внимание мыслителя  к этому вопросу легко объяснимо: опираясь на историю, он искал в прошлом  средства, которые можно было бы успешно применить к современной  ему действительности против недовольных  слоев общества, в частности против рабов и неимущих свободных граждан, резкие выступления которых колебали устои рабовладельческого общества, столь близкого и родного для  Аристотеля.

      Привязанности Аристотеля принадлежат устройству, именуемому политией, которая, как отмечалось, является смешением или сочетанием олигархии и демократии. Это государство, в котором преобладают средние  социальные слои, где среди свободного населения нет резкой противоположности  между богатыми и бедными. Преобладание средних слоев населения достигается  установлением такого ценза, при  котором число лиц, наделенных правом участия в государственном управлении, превышало бы число лиц, лишенных этого права.

      Получается, что сочетание двух неправильных государственных форм — олигархии  и демократии — дает оптимальный, с точки зрения Аристотеля, вариант  политического строя. Дело в том, что в демократии Аристотеля привлекал, конечно же, не сам принцип участия народа в управлении государством, а лишь имеющаяся там система мер по предотвращению узурпации власти. Что касается олигархии, то здесь ему импонировало прежде всего руководство обществом зажиточными, состоятельными, ратующими за стабильность и порядок людьми. Аристотель понимал, что форма государства зависит от численного соотношения в обществе имущих и неимущих. Он видел, что последние составляют большинство. Тем не менее, демократия оказывается для него нежелательным строем. Он причисляет ее к неправильным государственным формам.

      Таким образом, наилучшей формой государственного устройства Аристотель считал политию. Объединяя в себе лучшие стороны  олигархии и демократии, она свободна от их недостатков и крайностей. Политая — это "средняя" форма  государства, и средний элемент  в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний класс. Государство, состоящее из "средних" людей, считал он, будет иметь наилучший государственный строй.

      В седьмой и восьмой книгах "Политики" Аристотель создает проект идеального государственного устройства. Надо сказать, что здесь он не столько касается политической организации в прямом смысле слова, сколько описывает  социально-экономические и географические предпосылки абсолютно образцовой политики. Его идеал остается целиком  в рамках греческого государства  — города, "самодовлеющего" коллектива рабовладельцев. Это государство  основано на частной собственности  на землю, орудия труда и рабов. Как  уже отмечалось, философ признавал  имущественное неравенство вполне естественным состоянием греческого общества. Это неравенство, по его мнению, не должно быть лишь чрезмерным.

      В наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Будучи землевладельцами и рабовладельцами, живущими за счет труда рабов —варваров, они имеют  досуг для занятия философией, развивают свои добродетели, а также  исполняют гражданские обязанности, т.е. пополняют армию, заседают в  советах, судах и служат богам  в храмах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Вклад, который внесли Платон и Аристотель в развитие политико-правовых учений, огромен. «Государство» и «Политика» являются ценнейшими историческими памятниками первых представлений и знаний о политике, государстве и обществе в целом. Некоторые из их учений по сей день остаются актуальными.

      Сравнивая два этих произведения, мы можем  заметить как пересечение некоторых  идей, так и различия между ними.

     Исходя  из позиции идеализма, Платон делил  людей на три сословия. Каждое из них соответствовала выделенным им трем началам, преобладающим в  душе человека: разумному, аффективному и вожделеющему. Разумное начало присуще философа – мудрецам, поэтому они должны управлять государствам; аффективное – воинам, которые должны защищать его, вожделеющее – ремесленникам и земледельцам, предназначение которых трудиться. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность и меру. Справедливость государства состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. И все это Платон подкреплял идей о божественном промысле.

     Аристотель  же был более реалистичным, поскольку  он обобщил опыт существования 158 греческих  полисов. Он отрицал возможность  существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. В его представлении город-государство – это наивысшая форма общения людей. В человеке заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, результатом чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан.

     По  Платону, чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Поэтому Платон был против частной собственности. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Также хочется заметить, что женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами.

      Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляло собой  некое единство составляющих его  частей, но он критиковал платоновскую попытку "сделать государство  чрезмерно единым". Государство  состоит из множества элементов  и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, как и детей, приводит к его уничтожению. С этих позиций  Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности  и семьи. Частная собственность, отмечал он, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.

     Платон  писал, что главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных. Аристотель же считал это естественным явлением в любом обществе и в тоже время разделял мнение, что этот раскол, а вернее стремление его преодолеть ведет к нестабильности в государстве.

     Этические воззрения Платона были ориентированы  не на индивида, а на общество, и поэтому  предназначение человека – служить  государству, а не наоборот. Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство, и утверждал, что человек есть существо общественное.

     Идеальное государство Платона — справедливое правление лучших. И как для Платона, так и для Аристотеля, справедливость — это прежде всего то, что соответствует законам. Такова так называемая политическая справедливость, т.е. справедливость, установленная государством.

     Также большое значение они уделяли  формам государства. Они делили их на правильные и неправильные. Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Этот лучший тип государственного устройства, по Платону.

     Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности.

     Правильными формами правления, по Аристотелю, были монархия, аристократия и полития. Всем трем правильным формам соответствуют три отклонения от них. Отклонение от монархии — тирания; от аристократии мыслитель называет олигархией; и наконец, отклонение от политии - демократия. Идеальной формой правления он считал политию.

     Итак, Платон и Аристотель сыграли огромную роль в истории. Их труд – это  нескончаемый  источник знаний. И  сколько бы человек не изучал их деятельность, он всегда будет находить что-то новое.

      

      

       
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы 

    1. Бобков  В.А. Политические мыслители. Мн.:БГЭУ, 1997
    2. Василик М.А. Политология. Санкт-Петербург,1998
    3. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. М, 1997
    4. Мухаев Р.Т. Политология. Издание второе М, 2000
    5. Платон Собрание сочинений. Том 3 М, 1997

Информация о работе Проект государственного общественного устройства в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и различия