Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:57, реферат
Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. до н. э.)
Глава
1. Платон. Диалог «Государство»
Платон (427—347 гг. до н. э.) — один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений.
Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. до н. э.)[3,51].
Воззрение Платона заметно изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Так, в его ранних диалогах, называемых «сократическими» («Апология Сократа», «Протагор», «Критон» и др.) в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа — рационализм; поиски общих понятий, обнимающих собой многообразие эмпирических явлений; углубленный интерес к моральной проблематике и т. п. Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах («Государство», «Политик», «Софист», «Парменид» и др.). Заметным влиянием пифагорейской цифровой мистики и религиозно-мифологических верований отмечен последний труд Платона — «Законы».Но более подробно мы остановимся на диалоге «Государство»
Обширное «Государство» Платона, по-видимому, писалось много лет, поскольку на нем заметны отпечатки разных настроений Платона, свойственных ему в течении всей его жизни после смерти Сократа. Первую книгу этого диалога большинство ученых относят к раннему периоду творчества Платона, когда он до некоторой степени еще соприкасался с модными тогда софистическими учениями о прогрессе. Вторая и третья книги отличаются особым ригоризмом в отношении к искусству и художественному воспитанию. В пятой книге Платон делает из своего учения об идеях решительные выводы относительно общности жен и детей. Книга шестая прославилась своей концепцией о беспредпосылочного начала, которая получила такую большую популярность в неоплатонизме. В седьмой книге делается знаменитая аллегория с пещерой. В книгах восьмой и девятой читатель наблюдает беспощадную критику тогдашних форм правления. Наконец, десятая книга посвящена традиционному платоновскому учению о круговороте душ и тел[5,4].
Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни — в полисе.
В «Государстве» Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. По самой идее справедливости, подчеркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним. Исходя из позиции идеализма, Платон делил людей на три сословия. Каждое из них соответствовала выделенным им трем началам, преобладающим в душе человека: разумному, аффективному (эмоциональному, яростному) и вожделеющему (чувственному, жаждущему богатства). Аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное, защитное и деловое. Разумное начало присуще философа – мудрецам; аффективное – воинам, вожделеющее – ремесленникам и земледельцам. Высшей добродетелью, которая должна быть свойственна всем сословиям, он считал умеренность и меру.
Справедливость государства состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого. Управлять государством должны философы – мудрецы. Широко известно изречение Платона: «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут философствовать… до тех пор государствам не избавиться от зол». Воины, будучи эмоциональными, яростными, должны заботиться о безопасности государства, защищать ее, вожделеющее ремесленники и земледельцы обязаны трудиться.
Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.
Для обоснования вводимой иерархии сословий большое значение Платон придавал распространению среди населения идеального государства «благородного вымысла» о том, что хотя все они — братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников — серебра, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра — золотое и т. д., допустимы переходы членов одного сословия в другое. Придуманный Платоном миф кончается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.
Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. «Прежде всего, — подчеркивал Платон, — никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей, жены у них должны быть общими, а воспитывать детей надлежит государству. Также хочется заметить, что женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами[3,52].
Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. Хотя члены этого сословия отстранены от управления государством, однако в принципе они являются свободными, а не рабами.
Платон — против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Весьма проницательно он подмечает политическое значение имущественного расслоения общества. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство «представляет собою множество государств... Как бы там ни было, в них заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств, так что ты промахнешься, подходя к ним как к чему-то единому»[3,53].
Идеальное
государство Платона —
Правление философов и
Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Этот лучший тип государственного устройства, по Платону, можно назвать двояко, если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.
Платон
в «Государстве» верит в
Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Освещая весь этот цикл деградации, Платон создает цельную динамическую картину политической жизни и смены ее форм.
Вырождение
идеальной аристократии приводит к
появлению частной
Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит — в результате скопления значительного богатства у частных лиц — к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.
В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.
То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии — военные успехи, в олигархии — богатство, в демократии — свобода), именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.
Так,
согласно Платону, демократия опьяняется
свободой в неразбавленном виде, и из нее
вырастает ее продолжение и противоположность
— тирания. Чрезмерная свобода обращается
в чрезмерное рабство. Тиран добивается
власти как «ставленник народа». Тирания
— наихудший вид государственного устройства,
где царят беззаконие, произвол и насилие.
Глава
2.Аристотель. «Политика»
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика критика Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг истина». Аристотель — один из самых универсальных мыстелеи в истории[3,58].
Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. где учился, а затем и преподавал в платоновской Акадедемии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 г. до н. э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342—340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра[3,58].
С 335 г. до н. э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил почти до конца жизни.
Необыкновенная разносторонность знаний и широта философской мысли побуждали Аристотеля отзываться на самые разные духовные запросы своего времени. Он написал немало работ самого разнообразного характера, относящихся к различным отраслям знаний, но большинство из них утрачено. До нас дошла только их небольшая часть, да и то не в полном объеме ("Категории", "Метафизика", "Этика", "Поэтика" и др.). Политическая проблематика освещается в таких сохранившихся его работах, как "Политика", "Афинская политая" и "Этика". Наиболее значительной из них является "Политика"; на ней мы и сосредоточим основное внимание.
"Политика" — одна из наиболее сложных работ античной политической мысли. Ни одна из ее восьми книг не имеет оглавлений, а многие явно не закончены и обрываются на полуфразах. В них содержатся многочисленные повторения и нет достаточной логики в последовательности расположения самих книг. Все это делает их чтение затруднительным даже для специалистов, не говоря уже о неискушенном читателе. И тем не менее это весьма содержательное, насыщенное глубоким философским смыслом произведение.
Центральными проблемами "Политики" являются вопросы о происхождении и формах государственного устройства. Уже первая книга начинается словами о том, что всякое государство представляет собой своего рода общение. Всякое же общение организуется ради какого-либо блага: «Всякое государство представляет собой некую форму общежития… Государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством»[2,40].