Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:58, реферат
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством , под которой понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Первым представлением о природе политики было теологическое , объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.
Происхождение политики.
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством , под которой понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Первым представлением о природе политики было теологическое , объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.
Вторым распространенным подходом стало антропологическое трактовки , обосновывающая необходимость политики человеческой природой. Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение соответствует природе человека и его стремлению к благам. Вне политики он либо животное, или божество, ибо животное и бог не нуждаются законов и прав. Начальными формами политического общения выступали семья и поселения, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственную эгоистическую основу и воплотить общую пользу и справедливость. Близкую мнение в XV в. выскажет английский мыслитель Г. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывает людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря выходу человека из собственного животного состояния, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.
Признание общих
для человеческого и животного
основ (общих инстинктов, моделей
поведения) лежит в основе современныхбиологических тракт
Биологические трактовки происхождения политики очень часто имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия.
Постепенное выделение
из природы и создание искусственной
среды обитания разрушали естественно-
Политика становится
самостоятельной сферой в аграрных
обществах, где дальнейшее совершенствование
орудий производства (в частности, создание
металлического плуга) и использование
животных в качестве тягловой силы
позволили производить
Поведение автономной личности уже не определяется жестко родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи вышли за пределы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление личности с необходимостью требует формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение ее прав, свобод и самостоятельности.
Сущность политики.
Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики:
1. Исторически первое
определение политики как управ
2. субстанциональное подход , указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властями. Политика - это или управление с использованием власти или борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовка ярко выражены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или содействие влияния на распределение власти или между государством, то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".
3. Институциональный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика-это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В. Ленин). Но политика осуществляется не только государством, поэтому другие определения указывают на различные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.
4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из различных групп, имеющих собственные интересы и потребности, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть. Именно это определение политики в дальнейшем будет использоваться как рабочее.
5. Теологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с циледосягнення и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, потому что обдумывание цели есть в любой сфере деятельности, и соответственно политику можно найти (что и делают сторонники этого подхода) в самых отношениях, например, между супругами, в отношениях между преподавателем и студентом.
Столь непохожие определение политики решают вопрос о значении политики в жизни общества.
6. Согласно консенсусным подходом политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными методами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.
7. Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.
Рассматривая проявления политики, необходимо признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В политике присутствуют два принципа.
Первая связана с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство, так как большинство общественных благ являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Широкую известность получило трактовка сущности политики как механизма распределения ценностей в обществе, которое было обосновано Г. Лассуэла. Он определил политику как процесс определения того, "кто, что, когда и как получает". Подобное понимание дает объяснения борьбы индивидов и социальных групп за государственную власть. Именно обладание властью позволяет создать условия (например, принятие законов, установление определенного уровня налогов, социальных программ), обеспечивающие жизнедеятельность и присвоение ценностей определенными социальными группами. Таким образом, политика - это конфликт интересов.
Вторая основа политики видится в поиске интегрирующей доминанты, без чего бы общество распалось. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Поэтому политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.
Функции политики в обществе
Политика выполняет в общественной жизни следующие функции:
1. Выражение общественно
значимых интересов всех групп
и слоев общества. Выражение интересов
включает в себя: а) осознание
интересов; б) их оформление
в идеологии; в)
2. Рационализация
возникающих в обществе
3. Руководство и
управление общественными
4. Интеграция различных
социальных групп за счет
5. Обеспечение инновационного
характера общественного
6. Наконец, политика
выполняет своеобразную
Политика и другие сферы общественной жизни |
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (деятельность налоговой и таможенной служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только морального регулирования. Наибольшей степени политический аспект выражен в деятельности законодательных органов. Демократический парламент - это сфера представительства различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их и сил, что выражается в принятии решений по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Характер политических проблем, рассматривается законодательными органами, разносторонний: от гарантий прав и свобод личности к вопросам о нормах собственности, уровня налогообложения и социальных расходов государства. Для того чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера - это отрасль политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственных действий политиков и политических организаций, влияние политических идей.
В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):
хозяйственно-экономическая сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;