Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:58, реферат

Описание

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством , под которой понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Первым представлением о природе политики было теологическое , объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.

Работа состоит из  1 файл

полонтологич.docx

— 29.67 Кб (Скачать документ)

социальная сфера развивается  на основе межличностных и групповых  отношений с учетом социологического статуса каждого индивида, в том  числе с учетом общности и различия граждан по типу занятий, размеру доходов, престижа, - а также по этническому, демографической, социально-территориальной и иной принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанных с организацией труда и быта, здоровья, благополучия и защиты;

политическая сфера состоит  по поводу власти и участия в государственном  управлении;

духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений  по поводу потребления духовных благ.

Взаимосвязь политики с другими  общественными сферами проявляется  в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем  социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С  другой - сама политика способна влиять на эти сферы, проникать в них.

 

Это связано с такими сущностными  проявлениями политики:

 

политика призвана обеспечить условия, при которых создание и  присвоение общественных ценностей, выработанных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или  иных социальных групп; эта особенность  политики отражена в широко выраженных определениях власти как инструмента  распределения ценностей в обществе;

политика присутствует во всех общественных сферах силу присущих ей регулирующие функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей  направлены такие виды государственной  политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и т.д.

Политикой может стать  любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что  для ее решения недостаточно моральных  или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия  на общественные отношения. В противном  случае общество сталкивается с искусственной  политизацией. Политизация означает усиление влияния политики на другие сферы жизни, предоставление сколько-нибудь значительным вопросом общественной жизни  политического звучания, повышение  роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации практика контроля тоталитарного государства  за всеми сторонами жизни, включая  личную жизнь человека, замена механизма  экономического саморегулирования  политическим, в основе которого лежат  идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Положительной стороной политизации  является активное привлечение населения  к участию в политике, которое  непосредственно предшествует падению  тоталитарных и авторитарных режимов.

 

Мораль и право . Политика взаимодействует с такими социальными  регуляторами, как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции  определены единственными причинами  их происхождения и основным назначением - регулировкой внутренне общественных отношений, поддержкой необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и различия как между  политикой и моралью, так и  между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно  позже морали как потребность  в регулировании отношений в  социально неоднородном обществе именно за недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность  организации современного общества требуют сохранения политических и  правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие нормы  социальной регуляции, политика и право  не могут обойтись без морали, которая  устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического  режима, от норм политической этики  непосредственных субъектов политики.

 

Потребность в взаимно  дополнении определяется и другими  различиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного  мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждения, так и принуждение, включая силу государства. Для морали насилие  неприемлемо. Различаются и критерии оценки общественных процессов и  поведения. Мораль исходит из категорий  добра и зла, а политика следующими принципами считает пользу или вред. Напоследок если в моральных нормах выражены универсальные общественные ценности, то в политических - как  общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный  характер. Ситуативность может определяться побочными прагматическими интересами групп, находящихся у власти.

 

Политика и право . В  обыденном сознании политику и право  иногда отождествляют. Хотя и они  взаимообусловлены, но все же являются разными формами регуляции.

 

Они отличаются:

 

по своему содержанию: содержание права ограничен правовыми нормами, политика может выходить за пределы  действующих законов;

по критериям оценки поведения  и законно или незаконно - в  праве, пользу или вред - в политике;

механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических  санкций государства, политика может  опираться на силу как закона, так  и убеждения, внушения, стимулирование, на способность институтов власти и  лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;

по критерию открытости: право публичное, политика же наряду с публичными, открытыми формами  регулирования общественных отношений  может быть и "теневой", не афиширует  себя;

динамикой изменений: право  сравнению с политикой более  консервативное, так как требует  определенных законодательных процедур для закрепления новых норм;

по норме выражение: формами  выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется  в письменной форме. Формы выражения  политики более разнообразны и могут  не фиксироваться письменно: политико-юридические  документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

Автономность политики и  права является относительной. Право  имеет политический смысл. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и  ценностей, так и для закрепления  планирования определенных социальных групп и классов. В то же время  право выступает важным источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенной степени.


Информация о работе Происхождение политики