Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:58, реферат
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством , под которой понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Первым представлением о природе политики было теологическое , объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.
социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социологического статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и различия граждан по типу занятий, размеру доходов, престижа, - а также по этническому, демографической, социально-территориальной и иной принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанных с организацией труда и быта, здоровья, благополучия и защиты;
политическая сфера состоит по поводу власти и участия в государственном управлении;
духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.
Взаимосвязь политики с другими
общественными сферами
Это связано с такими сущностными проявлениями политики:
политика призвана обеспечить
условия, при которых создание и
присвоение общественных ценностей, выработанных
в материальной и духовной сферах,
отвечало бы интересам тех или
иных социальных групп; эта особенность
политики отражена в широко выраженных
определениях власти как инструмента
распределения ценностей в
политика присутствует во всех общественных сферах силу присущих ей регулирующие функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и т.д.
Политикой может стать любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно моральных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация означает усиление влияния политики на другие сферы жизни, предоставление сколько-нибудь значительным вопросом общественной жизни политического звучания, повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, замена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Положительной стороной политизации является активное привлечение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.
Мораль и право . Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами, как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции определены единственными причинами их происхождения и основным назначением - регулировкой внутренне общественных отношений, поддержкой необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и различия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально неоднородном обществе именно за недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие нормы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.
Потребность в взаимно
дополнении определяется и другими
различиями морали и политики. Если
мораль опирается на силу общественного
мнения и убеждения, совесть, то политика
может использовать как убеждения,
так и принуждение, включая силу
государства. Для морали насилие
неприемлемо. Различаются и критерии
оценки общественных процессов и
поведения. Мораль исходит из категорий
добра и зла, а политика следующими
принципами считает пользу или вред.
Напоследок если в моральных нормах
выражены универсальные общественные
ценности, то в политических - как
общие, так и групповые ценности,
которые могут носить ситуативный
характер. Ситуативность может
Политика и право . В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя и они взаимообусловлены, но все же являются разными формами регуляции.
Они отличаются:
по своему содержанию: содержание
права ограничен правовыми
по критериям оценки поведения и законно или незаконно - в праве, пользу или вред - в политике;
механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирование, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;
по критерию открытости: право публичное, политика же наряду с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений может быть и "теневой", не афиширует себя;
динамикой изменений: право сравнению с политикой более консервативное, так как требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм;
по норме выражение: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.
Автономность политики и права является относительной. Право имеет политический смысл. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления планирования определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важным источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенной степени.