Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 22:13, реферат
Демократический строй не может быть эффективным без соответствующей политической культуры общества. И в условиях демократии не каждый человек становится политически активным, оказывает влияние на принятие политических решений, но именно от активности большинства граждан зависит судьба страны, судьба каждого человека.
I. Ведение.
II. Власть и психология личности.
III. Психологические аспекты массового политического поведения.
IV. Рациональное и иррациональное в политике.
V. Список использованной литературы.
Содержание.
Введение
Политические знания, культура политического поведения нужны каждому человеку независимо от его профессии, статуса, возраста, ибо каждый человек неизбежно взаимодействует с другими людьми, с партиями общественными организациями, с государством. Без политической грамотности человек становится объектом манипулирования, разменной монетой в политической игре. Особенно необходимы политические знания и навыки молодым людям, отличающимся максимализмом и нигилизмом, радикальностью суждений и действий, восприимчивостью демагогическим призывам.
Демократический
строй не может быть эффективным
без соответствующей
Политическая власть возникла в результате потребности людей в управлении и регулировании общественных отношений. Высший долг политических деятелей – установление в обществе справедливости, мира, свободы. Для этого необходимо принимать соответствующие законы, которые могут обеспечить достижение высших человеческих ценностей. Однако для того чтобы эти или другие идеи претворить в жизнь, необходимы полномочия и прежде всего власть. Поэтому политика связана с властью, более того, политика – это действия, направленные на завоевание и удержание власти.
Власть – это способность или потенциальная возможность принимать и проводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение действия людей. С точки зрения философского подхода власть определяется как способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т.д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.
Термин «власть» весьма многозначен. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, экономисты – о хозяйственной власти, философы – о власти объективных законов общества, юристы – о государственной власти, психологи – о власти человека над самим собой.
Правовое
государство обязано
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы), функции и процесс, приводящий в движение все элементы власти.
Субъект и объект – непосредственные носители власти. Субъект воплощает в себе активное, регулирующее начало власти. Им может быть государство, партия, коллектив, другие общности людей, организация, отдельный человек.
Субъект определяет содержание властного воздействия, используя для этого убеждение, приказ, команду и т.п., в которых предписывается поведение объекту власти. Указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или не выполнение предписаний. От характера обоснованности предписаний складываются отношения между субъектом и объектом власти.
Объект – это исполнитель предписаний субъекта власти. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: совпадения предписаний субъекта власти с позициями объекта властвования, характера предъявляемых к нему требований, личных качеств объекта властвования, ситуации и средств воздействия, восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.
Мотивация подчинения многогранна и достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями, на привычке к повиновению, на заинтересованности в выполнении предписания, на авторитете руководителя, на идентификации объекта с субъектом власти.
Власть, основная на совпадении интересов, убеждений, на авторитете перерастает в идентификацию объекта и субъекта политики. В этом случаи достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как соратник и защитник.
Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять, согласие подчиняться определяется как легитимность власти. Та или иная власть нужна в любом обществе, и общества без нее также не известны, как и общества без собственности.
Сильная власть может обеспечить устойчивое положение в обществе. Правда, при этом не всегда обеспечиваются его поступательное развитие, поскольку многое зависит от типа власти. Если власть жестко централизованна, обладает монополией на принятие решений, но ценой социальной устойчивости может стать общественная стагнация (застой), тотальное ущемление прав и свобод человека. Самым крайним проявлением подобной власти является тирания, характеризующая беспощадным, нередко бессмысленным политическим произволом. В тоже время если власть ограничена – разделена на законодательную, исполнительную, судебную; если она регламентирована законом и находится под общественным контролем, то социальная стабильность связана с уважением прав личности, с развитием гражданской инициативы, с повышением уровня гражданской ответственности и, как следствие, с ускорением социального прогресса.
Заниматься политикой человека подталкивает его природный инстинкт. Ведь в самой нашей психологии заложены такие естественные потребности, как потребность властвовать и подчиняться. Признание важности изучения психологии как движущей силы политического поведения в наши дни получило уже не только общефилософскую, но и конкретно – научную форму.
Именно политическая психология во второй половине 20 в. Приступила к конкретно – научному исследованию тех психологических факторов, которые мотивируют включение человека в политику и участие в различных ее формах. Психологическая наука, используемая для понимания политических феноменов, диктует свой подход к исследованию и свой угол зрения на человеческое измерение политики.
Политическая философия внесла свой вклад в становление политической психологии, снабдив ее наиболее общими теоретическими понятиями о соотношении личности и государства, о подчинении гражданина политике и интересе, который лучше любого насилия управляет политическим поведением личности. В целом же, роль личности в политике тем выше, чем более восприимчива среда к тому, что ей предлагает личность, чем сильнее позиции человека в политической системе, и чем ярче “Я” конкретного политика.
Психология личности, обогатила политическую психологию такими категориями, как поведение, мотивация, когнитивные структуры, стиль мышления, стиль принятия решений, стиль межличностных отношений. Те направления, которые базируются на психоаналитических подходах, используют такие категории, как защитные механизмы, авторитарное подчинение, операциональный код. Исследователи, стоящие на позициях когнитивной парадигмы, предпочитают говорить о менталитете, о когнитивных картах личности политиков и их стиле политического мышления, о семантическом пространстве.
Политическая
психология остается междисциплинарной
областью, в развитии которой вносят
вклад и политическая наука, и
психология, и другие дисциплины, которые
тесно соприкасаются с
В современной политической психологии царят методологическая терпимость и плюрализм. В конкретных исследованиях в равной степени представлены психологические тесты и социологические опросы, метод экспертной оценки и психолингвистический анализ. Это связано как с отсутствием общепризнанных теоретических схем, так и с междисциплинарным характером исследований, в которых приходится соединять подходы нескольких дисциплин, применяемых для анализа сложного и многоуровневого объекта – поведения человека в политике.
Многообразные методы, используемые в политической психологии, могут быть классифицированы по разным основаниям. Так, в основание классификации могут быть положены объекты исследования, количественной или качественный характер исследования, цель исследования.
Остановимся в первую очередь на методах адекватных тому или иному объекту изучения. Среди объектов обратим внимание, прежде всего на массовые формы политического поведения феномены политического мышления и сознания и на личность. Отдельно отметим такой объект изучения политических психологов, как политические образы ( образы власти, образы политиков, образы институтов и государств и пр.), имеющие сложную психологическую природу, включающие наряду с осознаваемыми и неосознаваемые компоненты и требующие применения специальных методов.
Различные
феномены массового политического
поведения требуют таких
Политик
получает детальное представление
как о глубинных и
В арсенале политических психологов сейчас появились специальные методики для исследования динамики массовых политических ориентаций и ценностей, основанные на применении компьютерных средств обработки больших массивов данных.
Хотя исследование различных форм массового поведения по своей технике ближе к социологическим методам, но их содержание требует использования психологического инструментария для анализа полученных данных и интерпретации результатов.
В политической психологии накоплен и опыт использования собственно психологических методов для исследования массовых настроений, представлений, ценностей. Это такие исследовательские процедуры, как проективные техники, метод ассоциаций.
Указанные подходы дают хорошие результаты при изучении электорального поведения, массовых политических ориентаций, ценностей политической культуры. Однако арсенал политико – психологических методов значительно шире. Например, психобиографические подходы позволяют не только выявить влияние отдельных личностных характеристик политиков на конкретные события, но и увидеть в отдельном политике проявление определенного типа политической культуры.
Изучение
феноменов политического
Политико-психологические методы оперируют целым рядом переменных, включая основные компоненты личности: мотивационные, когнитивные, стилевые, личностные качества и механизмы защиты, заимствованные из различных психологических теорий.
Однако
лучшие методы измерения бессмысленны,
если они ведут к более точным
оценкам только банальных характеристик
индивидуальности политиков. Многие ученые
стремятся выйти за рамки описания
и попытаться прогнозировать политическое
поведение. Поэтому далеко не любая типология
или метод измерения годны к применению.
Оценки индивидуальности лидера полезны,
главным образом, когда они могут быть
привязаны к его деятельности.