Пути формирования правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:27, реферат

Описание

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.
В этой работе я рассмотрю историю развития учений и концепций правового государства и гражданского общества, а также особенности взаимоотношения гражданского общества и государства, формирование правового государства в России на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

правовое государство.docx

— 39.47 Кб (Скачать документ)

Введение

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически  всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Правовое государство — это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества.Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, так как оно не признавало значительную часть своих членов и качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальном обществе с его крепостничеством.

В этой работе я рассмотрю историю развития учений  и концепций правового государства и гражданского общества, а также особенности взаимоотношения гражданского общества и государства, формирование правового государства в России на современном этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

  1. Введение
  2. Формирование правового государства и гражданского общества в Казахстане
  3. История становления правового государства
  4. Правовое государство – продукт нового времени
  5. Отличие правового государства от государства этатистского
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы
  8. Контрольные вопросы для самопроверки

  Заключение

 
 

Правовое государство—многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную рель лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Экономической основой правового государства  являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных  фермах собственности  как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет само-регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.  Правовое государство — это одновременно и социальное государство. 

Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности  реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических, отношениях.

Правовое государство  — это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет  народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей.

Политическая  природа государства, наиболее четко  проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется  вся гамма потребностей и интересов  различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных  и негосударственных организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

Не абсолютируя роли права, следует реальнее относиться к самой идее правового государства, так как «в действительности политическая власть всегда стремиться вырваться из правовых рамок и «правовое государство» – это, скорее, идеальный тип…»

Список  использованной литературы

1.Теория государства  и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.- 672 с.

2.Теория государства  и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко.- М.:Зерцало, 1997, - 475 с.

3.Хропанюк В.Н.  Теория государства и права:  Учебное пособие для высших  учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- 344 с.

4. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.

5. Федерализм  и демократия //Государство и право. 1992. № 4. С.143 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольные вопросы

Создание чего предполагает процесс формирования правового государства?

В каком году была принята Парламентом Декларация прав и свобод человека и гражданина?

Одной из важнейших  задач, связанной с формированием  правового государства следует  рассматривать…

Какую возможность  исключает однопартийная система, которая действовала в нашей  стране в течение долгих десятилетий?

На основе чего строится политическая жизнь в правовом государстве?

Правовое государство  – это продукт нового времени. Но его идея впервые возникла в  эпоху античности. Кто был основоположником этой идеи?

В чем заключается  смысл теорий права Нового времени?

Какие правовые позитивисты разрабатывали теорию правового государства в ХХ веке?

Назовите основные признаки правового государства

Назовите основы, на единстве которых зиждется правовое государство

Что составляет социальную основу правового государства?

В чем заключаются  особенности механизма правового  государства?

Что относится  к функциям государства?

Что предполагает правоохранительная функция правового  государства?

Какая власть присуща  правовому государству как средство проведения внутренней и внешней  политики?

Что составляет нравственную основу правового государства?

В чем заключаются  особенности механизма правового  государства?

как вы можете охарактеризовать современное правовое государство?

Что составляет социальную основу государства? 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ

На заре независимости  Казахстан одним из приоритетов  своей политики обозначил формирование правового государства.

В своём послании к народу Н.А. Назарбаев сказал –  «Сейчас завершается важный этап преобразования Казахстана в демократическое  государство. На основе Конституции  формируется демократическая система  власти». Реальные демократические  преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в  годы перестройки, особенно после поражения  августовского (1991г.) путча. Получил  общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и  положения, стали развиваться демократическое  законодательство, система правосудия (созданы Конституционный Совет  Республики Казахстан, Высший Арбитражный  суд Республики Казахстан). В 1991 г. Парламентом  Республики Казахстан была одобрена концепция судебной реформы, которая  направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и  исполнительной. Принятая Парламентом  Республики Казахстан в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство  признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства  человека – главная обязанность  государственной власти. Процесс  формирования правового государства  предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые  обеспечивали бы реальность этих конституционных  положений, равенство всех перед  законом и судом, взаимную ответственность  государства и личности.

В качестве одной  из важнейших задач, связанной с  формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты  очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего  развития нашего государства как  демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о  собственности, Конституция Республики Казахстан, Договор об общественном согласии.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала  однопартийная система, которая  исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий. Официальной, государственной  идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Информация о работе Пути формирования правового государства