Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:27, реферат
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.
В этой работе я рассмотрю историю развития учений и концепций правового государства и гражданского общества, а также особенности взаимоотношения гражданского общества и государства, формирование правового государства в России на современном этапе.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами – неотъемлемая черта демократического государства.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Суровая закономерность,
а может быть трагическая неизбежность
в том, что человеческая природа
и социальная жизнь все еще
далеки от совершенства. Реалистичнее
не мечтать о полном искоренении
зла, а стремиться к его ограничению.
В том числе и с помощью
создания правового общества. Более
того, возможно ли это совершенство?
Естественно нет, ибо такова природа
человека. На данный момент нет альтернативы
правовому государству, если мы принимаем
общечеловеческую систему ценностей.
Впрочем, насчет общечеловеческой – явное
преувеличение, не следует забывать об
мусульманских государствах, где существует
религиозная система права. Поэтому скажем
так: На данный момент не существует альтернативы
правовому государству, если мы принимаем
систему ценностей западной цивилизации.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство – это продукт нового времени. Его идея впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Что такое государство? Чьим достоянием оно является? – спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе с каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало верховенство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.
Впервые принципы
правового государства были реализованы
в Древнем Риме. В период республики
там была создана сильная и
независимая судебная власть, обеспечивалось
равенство граждан перед
Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н. э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. Существенную роль в развитии права сыграла унификация и кодификация правовых установлений, проводившаяся папами в XI-XIII веках, а также провозглашение папой Григорием VII верховенства канонического права над королевской властью и его распоряжение о преподавании права в университетах.
Формирование
концепции верховенства права в
Новое время было инициировано конфликтом
нарождающегося гражданского общества
и абсолютистского феодального
государства, претендующего на деспотическую
власть. Смысл теорий права Нового
времени – оградить нарождающуюся
частную сферу от произвольного
вмешательства в неё
У Локка идея верховенства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.
Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона) имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557-1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статуты разделяли государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную.
Принципы правового
государства были реализованы на
практике при образовании США. Американский
опыт интересен тем, что впервые
в истории человечества концепция
правового государства была воплощена
в жизнь осознанно и
Термин «правовое государство» произошёл от нем. Rechtsstaat, обозначившем в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat c верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности. Наиболее значительными представителями теории правового государства этого времени были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – ПРОДУКТ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Правовое государство
– это демократическое
В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства. Признаки правового государства:
- верховенство закона во всех сферах жизни общества.
- деятельность
органов правового государства
базируется на принципе
- взаимная ответственность личности и государства.
- реальность
прав и свобод гражданина, их
правовая и социальная
- политический
и идеологический плюрализм,
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление
правового нигилизма в
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной
способности противостоять
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление
парламентской системы
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Говоря о характеристике
правового государства, нужно осветить
вопрос принципов его
1. Правовое государство
зиждется на единстве трех
основ: экономической,
Экономической
основой правового государства
являются производственные отношения,
базирующиеся на различных формах собственности
(государственной, коллективной, арендной,
частной, кооперативной и других)
как равноправных и в одинаковой
мере защищенных юридически. В правовом
государстве собственность
Социальную основу
правового государства
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности..Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям
2. Принцип верховенства закона.
3. Принцип обеспечения законности и правопорядка в обществе.
4. Принцип равенства всех перед законом и властями.
5. Принцип гарантированности прав и свобод граждан.
6. Принцип приоритета прав и интересов граждан.
7. Принцип единства
и взаимосвязи прав и
8. Принцип взаимной ответственности государства и личности.
9. Принцип обеспечения
существования и
10. Принцип разделения властей.
11. Независимость суда.
12. Эффективные
институты конституционного
13. Наличие развитых
институтов гражданского
Особенности механизма
правового государства
К функциям правового государства относят: политическую, экономическую, социальную, правоохранительную, функцию правовой социализации, культурную и духовную. Политическая функция заключается в создании условий для равного участия граждан в политическом процессе, гарантирует политические права граждан и права человека; способствует развитию многопартийности, развивает местное самоуправление. Экономическая функция предполагает правовую регуляцию рыночных отношений на принципах плюрализма, допускающего многоукладность экономики и честную конкуренцию; ограждает граждан от негативных последствий рыночной экономики. Социальная функция предполагает развитие базовой части гражданского общества – среднего класса, охрану жизни, здоровья, доступность образования и культуры. Правоохранительная функция предполагает гарантированность и защиту естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности, общественного порядка, обоюдное соблюдение законов гражданами и государством; осуществляет действенный контроль за соблюдением законов, как со стороны государства, так и общества. Функция правовой социализации означает формирование правовой культуры граждан, общественных организаций, институтов и органов государственной власти и управления с целью выработки и использования на практике единых норм правопорядка. Культурная и духовная функции сводится к созданию для граждан равных условий и возможности для свободного доступа к культурным и духовным ценностям.