Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:41, реферат
Сравнивая различные государственные устройства, невольно замечаешь общую закономерность: при всем многообразии форм человеческой деятельности, они все «увязаны» в единый организм, имеющий яркие отличительные черты и особенности. Эти особенности сохраняются, даже если рассматривать человеческие сообщества на одной и той же ступени экономического развития, поскольку они обусловлены не только экономическим базисом, но и организацией власти.
Общие принципы построения системы властей Франции.
Сравнивая различные
«В самом общем виде власть – способность и возможность регулировать деятельность людей, оказывая влияние на их интересы. С точки зрения объекта регулирования (интересы), выделяют политическую и экономическую власть. С точки зрения субъекта ее реализации, сообщества людей (например: нации, местного сообщества), можно говорить о государственной власти и самоуправлении. С точки зрения механизма организации и осуществления власти говорят о демократии или диктатуре, Франция с этой позиции является демократическим государством.
Содержание власти (объем власти) – круг «дел» (задач), решение которых связано с организацией деятельности различных субъектов в данном обществе. В каждую историческую эпоху складывается свойственный ей набор «дел», составляющий конкретно историческое содержание власти. Поскольку жизнедеятельность людей объективно осуществляется на различных уровнях (город, область, регион, республика), то и содержание власти объективно должно быть распределено между этими уровнями, а «внутри» уровней – по функциям и видам деятельности.
Во Франции действуют три
И характерной чертой каждой организации власти является – разделение их по уровням. К примеру, вертикальная власть во Франции делится на следующие уровни:
– средний (регионы, округа);
Подобные уровни существуют в
любой стране, независимо от ее
политического строя и
Центральной проблемой
Президент Французской республики, его полномочия
Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Президент является главой государства, представляет страну как на внутренней, так и на международной арене, является гарантом Конституции, независимости, территориальной целостности, прав и свобод граждан.
Президент обладает
как собственными полномочиями, так
и полномочиями, которые он осуществляет
совместно с другими
Полномочия, связанные с осуществлением внешней политики. Президент проводит международные переговоры и заключает международные договоры, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители, он назначает дипломатических представителей в иностранные государства.
Оборона страны. Президент является верховным главнокомандующим Вооруженными силами, он назначает (и смещает) на высшие военные должности, председательствует в советах и комитетах обороны. Важное значение имеет не урегулированное конституцией право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы.
Президент обладает значительными полномочиями в области административного управления: назначает премьер-министра, по представлению последнего - остальных министров. Но во Франции существует институт ответственности Правительства: в тех случаях, когда на выборах в Национальное Собрание одерживают победу оппозиционные Президенту партии, на должность премьера назначается, как правило, председатель победившей партии. Президент председательствует в Совете министров (никакое заседание не возможно без его присутствия, кроме прямого уполномочения). Он назначает на все высшие военные и гражданские должности.
Президент также обладает правом издания и подписания нормативно-правовых актов (это ордонансы и декреты обсужденные Советом министров, следовательно контрассигнованные). Эти акты самостоятельны, играют ту же роль, что и закон (ст.34).
Президент может самостоятельно в соответствии со ст.16 Конституции ввести на территории страны чрезвычайное положение (после ни к чему не обязывающей консультации с премьером, председателями палат и Конституционным советом). Вся полнота власти сосредотачивается в руках Президента. Национальное Собрание собирается независимо от созыва; оно не может быть распущено, но и не может выразить недоверие Правительству.
Президент обладает определенными полномочиями в законодательном процессе:
право отлагательного вето;
право обратиться в Конституционный совет на предмет проверки соответствия законопроекта требованиям Конституции;
промульгация закона (в течении 15 дней).
право передавать на референдум отдельные законопроекты (ст.11).
право обращаться к Парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению.
право после контрассигнатуры премьера созывать парламент на чрезвычайные сессии.
Президенту принадлежит право роспуска Национального собрания. Исключения: (1) когда временно исполняются обязанности Президента; (2) когда использованы чрезвычайные полномочия по ст.16; (3) в течении года после досрочных выборов.
В судебной сфере:
председательствует в Высшем Совете Магистратуры, но на практике Президент, как правило, на заседаниях не бывает;
право помилования;
награждает орденами и присваивает почетные звания.
Президент - ключевая фигура в государственном механизме во Франции, но его роль во многом зависит от того, кто контролирует Национальное Собрание.
Аппарат президента достигает нескольких сотен человек и включает: кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, чиновников для особых поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.
Особенности формы правления во Франции
Франция представляет собой республику со смешанной (полупрезидентской) формой правления, где сочетаются элементы, характерные как парламентарной, так и президентской республике. Характерная черта V Республики - усиление роли ИВ и ослабление роли Парламента.
В стране существует бицефальная исполнительная власть, т.е. она поделена между Президентом и Правительством.
У Президента во Франции есть право принятия решений, не требующих согласия Правительства, что характерно для президентской республики. Вооруженные силы и административный аппатат в ведении правительства; оно несет ответственность перед Национальным Собранием, а это институт, характерный именно для парламентарной республики.
Соответственно принцип разделения властей во Франции изменился, тем не менее он сохраняет свое значение.
Особенность: функционирование гос. механизма зависит от того, совпадают ли парламентское и президентское большинство. Если “да” - роль Президента возрастает, он формирует правительство. Если “нет” - президент вынужден назначать оппозиционное правительство, возможности президента по осуществлению ИВ снижаются, зато роль правительства во многом возрастает. Такая ситуация сложилась к частности в 1997 году, когда на досрочных парламентских выборах победила ФСП, в то время как президент опирается на поддержку правых.
Конституционный совет Французской республики, порядок формирования и полномочия
Франция намного
позже других государств Европы ввела
у себя институт конституционного контроля.
Это было связано с французской
концепцией закона как высшей суверенной
воли народа. Эта концепция предполагала,
что ревизовать закон как высшую
суверенную волю народа не может никто.
В Конституции 1946 года появился такой
орган, как Конституционный совет,
но реальными полномочиями он не обладал,
оставаясь вспомогательным
В V Республике иная ситуация. Пересмотр полномочий Конституционного совета был связан с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е., опять же, сама по себе концепция суверенитета не ревизовалась! Ревизуется не воля народа, а те положения, которые могут привести к нарушению прав и свобод, а это - высшая ценность.
Существовал еще
один камень преткновения - в Конституции
записано, что государственная система
Франции построена на принципе разделения
властей, а создание Конституционного
совета, который мог бы ревизовать
действия законодательной и
Конституционный совет Французской Республики состоит из т.н. конституционных советников (всего 9), из которых:
- назначается Президентом;
- председателем Национального собрания;
- председателем Сената;
+ сюда пожизненно входят все бывшие президенты Республики (сейчас никого).
Советники назначаются сроком на 9 лет без возможности возобновления мандата. Каждая треть КС обновляется каждые 3 года.
Важно то, что никто из членов Конституционного совета не может заниматься политической деятельностью. Председателя Конституционного совета назначает Президент. Председатель руководит работой, представляет КС на официальных церемониях, назначает докладчиков по рассматриваемым делам, определяет дату и порядок дня заседания.
Правом запроса заключения Конституционного совета пользуются: Президент, Премьер-министр, председатели палат, также группы депутатов не менее 60ти человек.