Разделения властей во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:41, реферат

Описание

Сравнивая различные государственные устройства, невольно замечаешь общую закономерность: при всем многообразии форм человеческой деятельности, они все «увязаны» в единый организм, имеющий яркие отличительные черты и особенности. Эти особенности сохраняются, даже если рассматривать человеческие сообщества на одной и той же ступени экономического развития, поскольку они обусловлены не только экономическим базисом, но и организацией власти.

Работа состоит из  1 файл

общие принципы построения властей во Франции.docx

— 94.42 Кб (Скачать документ)

Проекты законов, признанные Конституционным советом  неконституционными на стадии рассмотрения не подлежат утверждению парламентом, или не подлежат подписанию Президентом, если законопроект уже вотирован  и передан на подписание. (Срок рассмотрения - 1 месяц, если правительство объявляет  об экстренном рассмотрении - то 8 дней).

Автоматически передаются на рассмотрение КСА регламенты палат и все органические законы.

В том же порядке, как и относительно законопроектов, Конституционный совет может  быть запрошен в отношении конституционности  соответствующих международных  договоров. Если Конституционный совет  своим решением определяет, что подписанный  международный договор противоречит Конституции, он не может быть ратифицирован  до внесения соответствующей поправки в Конституцию.

Конституционный совет также следит за:

Совет рассматривает  жалобы на правильность избрания членов обеих палат парламента, вопросы  неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента.

Конституционный совет обладает широкой компетенцией в отношении избрания Президента республики. Совет участвует в  подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов. Совет дает консультации правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список.

Если последовала  смерть Президента республики, то он констатирует необходимость временного замещения  этого поста; временным президентом  становится председатель Сената. Совет  также имеет право констатировать вакантность поста Президента республики, когда тот не может исполнять  свои обязанности; затем он констатирует, что это состояние является окончательным и наличествует необходимость проведения новых выборов главы государства.

Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения  на основании ст. 16 конституции. Президент  республики, прежде чем ввести такое  положение, должен провести консультации с премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным  советом. Впрочем, такие консультации ни к чему не обязывают главу государства. Принятые меры Президентом в этот период рассматриваются Конституционным  советом.

Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением  референдума и объявляет его  результаты. В этом случае он консультирует  правительство при подготовке и  проведении такого голосования. Совет  разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов  и объявляет результаты голосования. 

Структура французского парламента. 

Парламент состоит  из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней – Сената. 

Национальное  собрание состоит из 577 депутатов, избираемых в два тура прямым всеобщим голосованием по одномандатной мажоритарной избирательной системе. Избирательные округа могут быть разной величины (один депутат примерно от 100 тыс. жителей). Депутаты избираются сроком на пять лет, но срок их полномочий может быть сокращен, если президент Республики решает распустить Национальное собрание, как это произошло 21 апреля 1997 г., в пятый раз за период существования Пятой республики.  
В отличие от Сената, Национальное собрание имеет право вынести правительству вотум недоверия. Кроме того, финансовые законопроекты направляются в первую очередь в Национальное собрание (ст. 39).

Сенат состоит из 321 сенатора, избираемых на основе непрямых всеобщих выборов сроком на девять лет. Избирательные коллегии формируются в каждом департаменте из депутатов, региональных советников и генеральных советников и делегатов муниципальных советов. Каждые три года состав Сената обновляется на треть и включает большое число представителей местных выборных органов.  
Как и депутат Национального собрания, сенатор - прежде всего законодатель. Его полномочия в этой области выражаются главным образом в праве вносить поправки в нормативные акты. Рассмотрение законопроектов и законодательных предложений проходит в Сенате так же, как и в Национальном собрании, т. е. сначала в шести постоянных комиссиях (по делам культуры, экономики, по иностранным делам, по делам национальной обороны и вооруженных сил; по социальным и финансовым вопросам и законодательству), а затем на открытом пленарном заседании. За исключением голосования по вотуму недоверия правительству, сенаторы, как и их коллеги-депутаты, имеют право контролировать деятельность правительства. Этот контроль осуществляется путем письменных запросов министрам (от 5 тыс. до 6 тыс. в год), обсуждения общеполитической декларации, а также через информационные миссии и комиссии по расследованию. Сенат, как и Национальное собрание, участвует в любом пересмотре Конституции, который не выносится на референдум. Помимо принятия законов и контроля за деятельностью правительства Сенат в соответствии с Конституцией 1958 г. обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики, т. е. коммун, департаментов, регионов, а также заморских территорий. Французы, проживающие за пределами метрополии, также представлены в Сенате.  
Порядок избрания сенаторов, срок их мандата и тот факт, что Сенат не может быть распущен, обеспечивают верхней палате парламента высокую политическую стабильность. Поэтому, согласно Конституции, председатель Сената временно замещает президента Республики в случае, если пост президента окажется по какой-либо причине вакантным или при возникновении обстоятельств, препятствующих избранному президенту исполнять свои функции. Так было дважды: в 1969 г. после отставки генерала де Голля и в 1974 г., когда скончался президент Помпиду. Сенат, таким образом, является гарантом преемственности функционирования всех ветвей государственной власти, т. е. государства в целом.

Порядок работы парламента. В августе 1995 г. в текст Конституции было внесено изменение, в соответствии с которым ежегодно созывается одна сессия, открывающаяся в первый рабочий день октября и заканчивающаяся в последний рабочий день июня. Помимо этого, могут созываться внеочередные сессии, которые открываются и закрываются декретом президента Республики. Причем число дней, в течение которых палаты могут заседать, не должно превышать ста двадцати. Впрочем, могут быть введены дополнительные дни заседаний. Кроме того, он собирается по полному праву во время чрезвычайного положения и после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию премьер-министра, либо большинства членов Национального собрания. Всякий раз открытие и закрытие таких сессий осуществляется декретом Президента республики. Палаты парламента заседают раздельно. Резиденция Национального собрания – Бурбонский, а Сената - Люксембургский дворцы. Когда палаты собираются вместе, и притом это возможно лишь в единственном случае – для ратификации поправок к конституции, члены палат съезжаются в Версаль. Большая часть заседаний обеих палат являются открытыми. Пресса освещает ход прений, а полный отчет о прениях публикуется в "Журналь офисьель". Еженедельные заседания по средам, на которых члены правительства отвечают на вопросы парламентариев, транслируются по телевидению. 

Руководство работой палат. Для руководства работой каждая палата создает бюро. Помимо председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и особенно в верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и квесторы. Председатель Сената в случае вакантности поста Президента республики временно исполняет его обязанности; каждый председатель назначает по три члена в Конституционный совет; председатель Собрания председательствует в Конгрессе, когда ему для ратификации переданы поправки к конституции. С председателями должен консультироваться Президент республики, когда он намерен ввести в стране чрезвычайное положение. Председатели вправе решать вопрос о неприемлемости предложений законов и поправок, когда правительство заявляет, что сфера этих актов относится к регламентарной области. Оба председателя обеспечивают порядок и работу палат.

Парламентские фракции. Французскому парламенту присуща традиционная организация практической деятельности депутатов. Они входят в политические фракции, называемые политическими группами. Образование фракций подчинено выполнению некоторых требований: в Собрании она должна иметь не менее 20 членов, в Сенате – 14. Фракция должна опубликовать политическую декларацию, содержащую сведения о целях фракции. Если какой-либо парламентарий по своим взглядам не хочет входить в какую-либо фракцию, но из выгод административного характера может подчиниться дисциплине фракции, то такой парламентарий называется "присоединившимся".  
Парламентарий может также остаться вне фракций; тогда он называется "незаписавшийся". Фракции играют важную роль в деятельности палат. Постоянные комиссии формируются на пропорциональной основе от численности политических фракций; таким же образом формируется бюро палаты. На практике, хотя это, в принципе, и запрещено регламентами палат, председатели фракций имеют ключи от электронного табло отсутствующих депутатов и сенаторов и голосуют за них. 

Парламентские комиссии подразделяются на постоянные и специальные. Первые исследуют предлагаемые парламентариями и правительством законопроекты и в определенной мере осуществляют некоторые контрольные функции за деятельностью правительства. В Пятой республике ограничена численность постоянных комиссий до шести в каждой из палат, что привело к загруженности комиссий разнородными вопросами. Каждый депутат входит в состав одной из шести постоянных комиссий Национального собрания: по делам культуры, семьи и социальным проблемам; по иностранным делам; по делам национальной обороны и вооруженных сил; финансов, общих проблем экономики и плана; по законодательству; по вопросам производства и торговли.  Комиссии избирают свое бюро и председателя. Министры имеют свободный доступ в комиссии. Для выполнения контрольных функций комиссии могут собираться в межсессионное время. Правительство обязано предоставлять докладчикам финансовых комиссий все документы с тем, чтобы облегчить их деятельность. Но эта привилегия докладчиков финансовых комиссий не распространяется на докладчиков других комиссий. Комиссии, как правило, заседают при закрытых дверях.  
Специальные комиссии создаются либо по требованию правительства либо палаты для изучения и рассмотрения определенного акта. Такие комиссии в Собрании включают 41 члена на основе пропорциональной численности фракций, и 24 члена, избираемых большинством голосов в Сенате. Однако, вопреки намерениям учредителей конституции (ст. 43) специальные комиссии не получили широкого распространения. Одна из причин -- медлительность работы комиссий, занятость парламентариев в других делах своих палат.  
Парламент может учреждать комиссии по расследованию и контролю  и особые комиссии (по снятию парламентской неприкосновенности, например). 

Конституционно-правовой статус депутата Парламента.  
Личная независимость парламентария включает иммунитет, складывающийся из неответственности и неприкосновенности, и индемнитет, т.е. предоставление парламентарию материальных возможностей для обеспечения его занятий. Неответственность предполагает невозможность преследования парламентария за высказанные мнения или голосование при выполнении своих обязанностей. Эта неответственность не может быть снята палатой и распространяется на участие парламентария в работе палаты, в комиссиях, даже если действия парламентария были преступными (например, оскорблениями). Те же действия, совершенные в другом месте (на митинге, на собрании избирателей), не подпадают под эти правила и палата может разрешить преследование. Цель неответственности – дать парламентариям возможность свободно высказывать свои взгляды. Цель неприкосновенности – помешать преследованию члена парламента и оказания на него давления. Неприкосновенность распространяется не на весь срок мандата, а лишь на период сессий, и только в этот период она может быть снята палатой. В межсессионный период конституция 1958 г. (в противовес основному закону 1946 г.) позволяет преследовать парламентария, коего арест может быть произведен только с разрешения бюро его палаты, за исключением случая задержания на месте преступления, когда его преследование разрешено или когда он окончательно осужден.  
 
Функции французского парламента делятся на:  
- законодательные,  
- экономические,  
- контрольные,  
- судебные  
- внешнеполитические.  
Законодательная функция состоит в принятии простых законов, органических законов и в принятии законов, изменяющих конституцию.  
В принятии простых законов особенностью является ограничение компетенции парламента. Статья 34 конституции устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может законодательствовать. Все области, находящиеся за пределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению правительства. Споры о принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются Конституционным советом. Помимо точно установленного круга вопросов, по которому может законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере также ограничиваются:  
возможностью для Президента республики действовать независимо от парламента при проведении референдума на основании статьи 11 конституции;  
возможностью делегирования парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам на основе статьи 38 конституции . 
Кроме простых, парламент принимает органические законы, для которых установлены некоторые особые правила. Прежде всего, до рассмотрения проекта органического закона в палате должно пройти 15 дней, т.е. в этом случае дается время для изучения законопроекта и определения своей позиции парламентскими фракциями и парламентариями. Во-вторых, органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции, т.е. правительство не может предложить Национальному собранию сказать "последнее слово" без согласия Сената. В-третьих, если правительство применяет процедуру смешанной паритетной комиссии, то органический закон в конечном счете может быть принят Национальным собранием, но только абсолютным большинством списочного состава, т.е. независимо от того, присутствуют ли депутаты на этом заседании, подают ли они свой голос или не участвуют в голосовании.  
Парламент имеет право изменять действующую конституцию.  
Экономические полномочия парламента включают прежде всего принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, контроль за национализированным сектором экономики (последний осуществляют постоянные подкомиссии финансовых комиссий палат), принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета, принятие исправляющих финансовых законов, изменяющих закон о годовом бюджете. Парламент, однако, оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета. Основную роль в его принятии играет правительство. Французский финансовый закон в обязательном порядке должен содержать две части - доходную и расходную. При прохождении финансового законопроекта непременным является требование ордонанса от 2 января 1959 г. о такого рода актах: вторая часть годового финансового закона не может обсуждаться какой-либо палатой до принятия первой части, т.е. части, регулирующей доходную часть бюджета.  
Контрольные полномочия . Французский парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст. 156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания, и оно не дает каких-либо преимуществ автору интерпелляции, кроме получения слова в порядке приоритета. Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы:  
- не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки;  
- содержащие такую санкцию, ведущую к политической ответственности правительства.  
Первая группа осуществляется в обеих палатах парламента. Вторая – только Национальным собранием.  
С контрольными полномочиями парламента связано право петиций и деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит в том, что разного рода обращения направляются председателям палат. Петиции также могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и подписывают ее. Петиция, исходящая от скопления людей в общественном месте, не может быть принята. В 1973 г. во Франции был учрежден пост парламентского посредника, назначаемого на 6 лет в Совете министров; посредник не может запрашиваться непосредственно гражданами. Их заявления сначала должны направляться депутатам и сенаторам, которые передают их посреднику. Его полномочия ограничены. Собственными правами для восстановления нарушенных прав граждан посредник не обладает. "Когда жалоба кажется ему оправданной, -- указывается в законах о посреднике 1973 и 1976 гг., – он дает рекомендации, которые ему представляются необходимыми для разрешения рассматриваемого дела и в случае необходимости он вносит предложения об улучшении деятельности соответствующего органа".  
Внешнеполитические полномочия парламента сводятся к двум – объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации международных договоров.  
Судебные полномочия французского парламента достаточно ограничены. К ним относится объявление амнистии и создание двух органов правосудия -- Высокой палаты правосудия и Суда республики. Первая формируется для осуществления правосудия в отношении Президента республики за государственную измену. Эта палата включает 24 постоянных судьи и 12 их заместителей. После каждого переизбрания Национального собрания в месячный срок, следующим за первым заседанием, Собрание избирает 12 постоянных судей и 6 заместителей. В тот же срок после каждого частичного переизбрания Сената он избирает 12 постоянных судей и 6 заместитепей. Выборы проводятся тайным голосованием. Для избрания необходимо получить абсолютное большинство голосов в каждой палате. Сама Высокая палата избирает председателя и двух его заместителей.  
Резолюция о предании суду Высокой палаты принимается обеими палатами парламента в идентичных формулировках открытым голосованием и абсолютным большинством голосов членов их состава. В Национальном собрании для того, чтобы предложить резолюцию о предании суду Высокой палаты, требуются подписи не менее десятой части депутатов.  
В июле 1993 г. был образован Суд республики для рассмотрения дел членов правительства по поводу преступлений или деликтов, совершенных ими при выполнении своих функций. До названной даты дела министров должны были рассматриваться Высокой палатой правосудия. Суд республики включает 15 членов, 12 из которых в равном числе избираются Национальным собранием и Сенатом после их полного или частичного обновления. Трех других членов представляет Кассационный суд, и один из этих членов председательствует в Суде. Каждый судья (и из числа парламентариев и из числа судей Кассационного суда) имеет своего заместителя. Любое лицо, считающее себя затронутым преступлением или деликтом, совершенным членом правительства при исполнении своих функций, может подать заявление в специально создаваемую комиссию по жалобам. Эта комиссия выносит по жалобе постановление о ее направлении в архив или генеральному прокурору республики при Кассационном суде с последующей целью обратить жалобу к рассмотрению в Суде республики.  
Законодательная процедура.  
Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям. Президент республики формально правом такой инициативы не обладает. Правительственные законопроекты (существует различие в терминах – законопроекты вносятся правительством; законодательные предложения – проекты законов, вносимые парламентариями) подготавливаются соответствующими службами одного или нескольких министерств; проекты рассматриваются в Совете министров после того, как по ним будет получено заключение Государственного совета, в данном случае выступающего в качестве консультативного органа правительства. Проекты представляются в бюро одной из палат. Исключение – финансовые законопроекты; они обязательно вносятся в бюро Национального собрания.  
Законопредложения представляются в бюро той палаты, к которой принадлежат депутаты или политические фракции. Проекты получают порядковый номер. На основании ст. 40 конституции законопредложения не являются приемлемыми, если следствием их принятия было бы сокращение доходов или создание или увеличение расходов государства. Это требование сильно сокращает возможности парламентариев.  
До начала обсуждения законопроекта или законопредложения в Национальном собрании возможно внесение предварительного вопроса о целесообразности обсуждения представленного на рассмотрение акта.  
Следующий этап законодательной процедуры - направление проектов в постоянную или специальную комиссию. Комиссия, рассматривающая проект или предложение, обладает компетенцией в отношении этих актов в течение всего обсуждения. После включения проекта в повестку дня дальнейшая (обычная) процедура складывается из следующих этапов: общая дискуссия, постатейное обсуждение, голосование по проекту в целом. Сначала проходит первое чтение в палате, включающее названные стадии, и текст передается во вторую палату. Когда проект возвращается из нее, то проводится второе чтение. Могут быть третье, четвертое и т.д. чтения.  
Конференция председателей (на ее обязанности лежит установление повестки дня; она включает членов бюро палаты и председателей фракций) определяет продолжительность общей дискуссии в пределах установленной повестки дня. Установленное время распределяется между фракциями таким образом, чтобы каждой из них гарантировалось равное минимальное время.  
На основании ст. 44 конституции правительству принадлежит право требовать от палаты единого голосования по всему обсуждаемому тексту или его части, с учетом лишь поправок правительства. Такая процедура называется "блокированным голосованием". Эта процедура позволяет правительству в любое время прервать дискуссию. При выдвижении правительствам требования блокированного голосования регламенты палат предусматривают только 5-минутные выступления ораторов (по одному от фракции) для объяснения мотивов голосования.  
Законопроект или законопредложение, принятое в первом чтении, передается в другую палату для первого чтения. Если получившая проект палата принимает его без изменений, то ее председатель передает окончательный текст президенту республики, а председатель другой уведомляется об этом. После передачи палатой проекта другая чаще всего отклоняет какие-либо статьи, изменяет другие, какие-то статьи остаются неизмененными. Акт возвращается в первую палату для второго чтения; однако статьи, принятые обеими палатами, не могут более изменяться. Нормы, одобренные палатами в идентичной редакции, становятся окончательными на этой стадии процедуры. Процедура "челнока", т.е. передачи проекта из палаты в палату, будет продолжаться до тех пор, пока они не придут к единому мнению.  
Чтобы избежать "челнока" тогда, когда этого хочет правительство: Ст. 45: "заседание смешанной паритетной комиссии (по 7 членов от палат), уполномоченной предложить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия". Если в 15-дневный срок правительство не передало текст смешанной паритетной комиссии на утверждение парламента (сначала передается в Национальное собрание, а затем в Сенат), то палата, которая до созыва комиссии, последней обсуждала текст, может снова приступить к его рассмотрению на основе обычной, т.е. предусматривающей "челночное" обсуждение процедуры.  
Принятый Парламентом закон поступает для промульгации Президенту, который в течении 15-ти дней после передачи закона может потребовать нового обсуждения закона или его частей (ст.10) или направить текст на рассмотрение Конституционного совета.  
Прохождение через парламент финансовых законопроектов имеет некоторые особенности. Проект вносится в Национальное собрание не позже третьего вторника октября месяца предшествующего года. Собрание должно высказаться по этому проекту в первом чтении в 40-дневный срок после его внесения. Сенат должен принять решение в 20-дневный срок после передачи ему проекта. Если Собрание не приняло в целом в первом чтении проект в указанный срок, то правительство передает первоначальный проект в Сенат; в случае необходимости оно вносит поправки, принятые Собранием и одобренные правительством. В этом случае Сенат должен высказаться в 15-дневный срок. Проект финансового закона рассматривается при соблюдении правил срочной процедуры. Если парламент не принял проект в 70-дневный срок после его внесения, то он может быть введен в силу путем издания ордонанса, подписываемого Президентом республики.  
Если Правительство не внесло в Парламент проект бюджета своевременно, то оно срочно испрашивает к Парламента разрешения на взимание налогов и открывает декретом кредиты согласно принятым частям бюджета. 

.

Информация о работе Разделения властей во Франции