Реформы и контрреформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:26, реферат

Описание

История любой страны - это хронологические события, которые отражают состояние государства, характеризуют его, способствуют созданию полной жизненной картины определенной эпохи современному поколению. История же нашей страны, России, включает многие сегменты, которые передают информацию об экономическом, политическом, социальном и духовном состоянии государства. Реформы и контрреформы играют непосредственную роль в формировании общества и истории в целом, и Россия в этом смысле не исключение.
Реформаторство в нашей стране носило запаздывающий характер и не всегда с успехов принималось в обществе и не отвечало его потребностям. Значение реформ оценивается не только с позиции личностных качеств реформатора, но и с позиции значимости этих преобразований для последующего поколения. Например, реформы в области образования вносят большой вклад в развитие всего общества, его культурных, научных и других необходимых для государства качеств. Любые государственные преобразования влекут за собой определенные результаты, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер

Содержание

Введение……………………………………………………. 3
1) Реформы Киевской Руси………………………………...5
2) Реформы России 16-18 века.
Петровские реформы………………………………….....7
3) Реформы и контрреформы 19 века……………………...
4) Россия в 20 веке и реформы современной
России.…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 38.88 Кб (Скачать документ)

                       Реформы и контрреформы 19 века.

Девятнадцатый век – особое столетие  в истории России. С  его началом основы Российского  государства подверглись суровым  испытаниям. Неумолимый ход исторического  развития  постепенно показывал  неизбежность разрушения феодально-крепостнической  системы. Шел процесс осознания  необходимости и неизбежности коренных преобразований.

Едва вступив на престол, Александр 1 (1801 г.) сразу же заменил  коллегии министерствами, но реформа  оказалась неудачной, и в 1810-1811 гг.  принципы, положенные в ее основу, были существенно изменены. Основная идея преобразований заключалась в становлении  министерства центральным исполнительным органом власти. Каждое министерство получило единообразное устройство. Во главе стоял министр и его  товарищ. Аппарат министерства состоял  из нескольких департаментов, которые  делились на отделения, а они, в свою очередь, - на столы.

В 1810 году был учрежден Государственный  совет. По проекту Александра 1, Гос. Совет должен был стать высшим законосовещательным органом империи.

Одним из выдающихся личностей  этой эпохи является М.М. Сперанский, подготовивший план буржуазных преобразований политического строя России, предлагал  иную роль Государственному совету, по сути его реформы могли уже в начале 18 века превратить Российскую империю в конституционную монархию. Однако, из-за нерешимости императора, боязни социальной нестабильности в кругах высшего сословия, замыслам Сперанского не суждено было осуществиться.

                                                        12

Александр 1 отменил крепостное право в Прибалтийских районах, ввел Конституцию, однако на территории Российского государства провести такую политику ему не удалось.

После убийства Александра 1 и приходом к власти Николая1, речи о каких-либо  реформах политического строя не шло. Император направил все свои усилия на  усиления самодержавия.

Зато большое внимание уделяло правительство крестьянскому  вопросу. Начальник Третьего отделения  А.Х. Бенкендорф, которому было хорошо известно существующее положение в стране, писал в одном из отчетов царю, что крепостное право подобно «пороховому погребу» под самодержавием. Однако никаких реформ со стороны императора на протяжении 30-40х годов не последовало.

                     Александр Второй и отмена  крепостного права.

С того дня (30 марта 1856 г.), когда  Александр 2 заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, нежели оно  отмениться снизу, началась по инициативе царя подготовка к отмене крепостного  права. Но это инициатива не только лично императора, но и так же большого штата работников, которые  подготавливали эти идеи, вносили  коррективы, проводили исследования.

Подготовка отмены крепостного  права в России началась с того, что 3 января 1857 года был учрежден очередной  Секретный комитет по крестьянскому  делу. 21 апреля 1858  Александр 2 утвердил программу Главного комитета по крестьянскому  делу. 17 февраля 1861 года проект «Положение о крестьянах», обсужденный последовательно в Редакционных комиссиях, Главном комитете по крестьянскому делу и Государственном совете, поступил на подпись царю. 19 февраля этого же года Александр 2 подписал «Положение о крестьянах» и Манифест, который возвещал о реформе.

                                                       13

Содержание крестьянской реформы излагалось в простом  документе – «Положение 19 февраля 1861г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Суть документа такова: помещичьи  крестьяне получали личную свободу, а также усадьбу и  надел, за который они должны были нести барщину и платить оброк. Размеры оброка и надела фиксировались  в уставных грамотах, которые составляли сами помещики.  Таким образом крепостные крестьяне были в прошлом, на их смену пришли временнообязанные крестьяне, то есть по-прежнему выполняли за пользование землей феодальные повинности.

В целом реформы 1861 года была для России самой важной из реформ за всю ее историю. Она послужила  неким толчком к переходу от феодализма к капитализму. Половинчатость реформы  выразилась и в том, что экономика  должна была перестроиться на новый  уровень, однако пережитки старого  феодально-крепостнического строя  тормозили это развитие.

                 Земская, городская и судебная  реформы.

Отмена крепостного права  неминуемо влекла за собой реформы  в области центрального и местного управления, военного дела, просвещения.

Главными из реформ 1862-1874 гг. были четыре: земская, городская, судебная и военная.

Земская реформа изменила местное самоуправление. Прежде оно  было сословным и безвыборным, после отмены крепостного права такое управление стало невозможным. В основу земской реформы были положены два принципа:

- бессословность

- выборность

                                                      14

Второй реформой местного управления была городская реформ. Она строилась на тех же принципах, что и земская. По «Городовому положению» 1870г. городские думы оставались распорядительным органом городского управления.

Гораздо более последовательной, чем земская и городская реформы, стала реформа суда. В реформе буржуазное направление было выраженно намного больше, чем в остальных. Судебная реформа предполагала 4 краеугольных принципа права:

-независимость суда от  администрации;

- гласность;

-состязательность;

-несменяемость судей.

Судебная система состояла из:

1)Мировой суд – рассматривал упрощенный порядок  судопроизводства;

2)Окружной суд – подсудны все гражданские и почти все уголовные дела

3)Судебная палата – рассматривала особо важные уголовные и почти все (кроме наиболее важных) политические дела

4)Верховный уголовный суд – не функционировал постоянно, а назначался для решения случаев по высочайшему повелению ;

5)Единой кассационной инстанцией для всех судов являлся Сенат.

 

Судебная реформа 1864г. явилась  самым крупным в истории России шагом к правовому государству.

                                                       15

Военная реформа. Инициатором  этой реформы был  генерал Д.А. Милютин. Он сумел придать военной реформе столь необходимые тогда России рационализм и культуру.

Основные положения военной  реформы:

- были облегчены условия  солдатской службы;

- отменены телесные наказания;

- изменен сам имидж  российского солдата;

- улучшилась боевая подготовка  войск;

- более современной стала  подготовка офицеров;

- комплектование армии.

 

Все реформы 1861-1874 гг. преобразовали  экономический,

социальный, политический уклад  Российского государства так, что  началось его превращение из феодальной монархии в буржуазную, но ни одна из этих реформ не стала наиболее последовательной. В каждой реформе отзывались остатки феодального общества, что ограничивало весь ход национального развития и прогрессивности.

 

                    Контрреформы 1889 – 1892 гг.

Итак, с июня 1882г. в  России воцарилась реакция , которая заняла собою все время правления Александра Третьего.

Его время правления в  истории России принято называть эпохой контрреформ.

                                                       16

Первое место по назначению в цикле контрреформ занял  скандальный закон 12 июля 1889г. о земских участковых начальниках, который должен был нейтрализовать главный результат реформ 60х гг. – отмену крепостного права.

Второй по значению акт  – новое положение о губернских и уездных учреждениях от 12 июня 1890г. Оно имело целью подорвать  демократические основы земской  реформы 1864г.

Далее была проведена городская  контрреформа. 11 июня 1892г. Александр  Третий утвердил новое городовое положение, вместо городской реформы, которую он назвал «нелепостью». Теперь были лишены избирательных прав не только рабочие, но и вообще все горожане.

К концу 80х годов царизм фактически завершил и судебную контрреформу.

По сути, было ограничено все то, что при Александре Втором разрешалось и принималось как основы буржуазного государства.

Судебная контрреформа выразилась в открытом ущемлении не только принципов  реформ 1864г., но и ее наиболее демократических  институтов – суда присяжных и  мирового суда.

Все контрреформы 1889-1892гг. носили ярко выраженный дворянско-крепостнический  характер и сопровождались гонениями  на всякое инакомыслие с тех же дворянско-крепостнических позиций.

 

 

 

 

                                                       17

                                                   Глава 4.

                Россия в 20 веке и реформы  современной России.

 

 

 

 


Информация о работе Реформы и контрреформы в России