Региональная политика КНР в отношении Западного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:59, реферат

Описание

Основной целью данной работы является исследование Региональная политика КНР в отношении Западного региона, пути ее развития.
Даная цель исследования выявила следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «региональная политика» и рассмотреть виды региональной политики.
2. Исследовать характеристику Западного региона КНР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы исследования региональной политики……………………..4
1.1 Содержание понятия «Региональная политика»………………...4
1.2 Виды «Региональной политики»………………………………….6
Глава 2. Региональная политика КНР в отношении Западного региона…….8
2.1 Характеристика Западного региона КНР………………………………8
2.2 Региональная политика КНР в отношении Западного региона………9
2.2.1 Региональная социальная политика КНР в отношении Западного региона…………………………………………………………………………..10
2.2.2 Региональная культурная политика КНР в отношении Западного региона…………………………………………………………………………..13
2.2.3 Региональная экологическая политика КНР в отношении Западного региона…………………………………………………………………………..15
2.2.4 Региональная экономическая политика КНР в отношении Западного региона………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

В 2000 г. Страна приступила к реализации крупномасштабного  освоения Западного Китая. В июне 2000 г. Заместитель премьера Госсовета Ли Ланьцин изложил план развития региона. Концепция и механизм реализации программы « Go West» была конкретизирована в 9 пунктах:

1. Раскрепостить мышление и решать проблемы, возникающие в ходе освоения западных районов Китая, в духе практицизма и деловитости;

2. Постоянно согласовывать цели масштабного освоения западных районов Китая и местные условия;

3. Воплотить принцип межрегиональной заинтересованности в разработку политических установок, касающихся масштабного освоения;

4. Преобразовать структуру собственности и содействовать более значительному развитию негосударственного сектора экономики;

5. Поставить на первое место инфраструктурного обустройства вопрос о водных ресурсах;

6. Подготовить и всемирно привлечь кадры для повышения культурного уровня управленческих работников в западных районах Китая

7. Решить экологические проблемы и сдерживать рост численности населения;

8. Уделить большое внимание национальным проблемам, сохранить безопасность и социальную стабильность в приграничных областях;

9.  Усовершенствовать законодательную работу и создать механизм контроля за правопорядком;

По всей стране развернута общенациональная кампания для содействия выполнению поставленной цели, к программе привлекается внимание широких общественных кругов страны, изучается их мнение и отношение к проводимым правительством мероприятиям3.

2.2.1 Региональная социальная политика КНР в отношении Западного региона.

Из текста одного из докладов XVI съезда КПК  (ноябрь 2002 года): «На протяжении многих лет внешние и внутренние враги нашего государства используют  имеющиеся национальные и религиозные проблемные моменты для развертывания своей сепаратистской и диверсионной деятельности. Эти вопросы имеют прямое влияние на дело межнационального согласия, социальной стабильности и безопасности границ. В этой связи для обеспечения охраны и укрепления стабильности в национальных районах Китая делом первоочередной важности является их ускоренное развитие… Только путем ускорения развития Западного региона, добившись его экономического процветания и повысив уровень жизни его населения, можно добиться решения наболевших проблем в области национальных и религиозных приграничных отношений и осуществлять долгое и спокойное государственное управление этими территориями».

Несмотря на то, что  Стратегия была принята еще в 1999 году, а осознание необходимости  кардинальной социально-экономической  перестройки региона пришло гораздо раньше, выделение Запада КНР а качестве приоритета в экономическом развитии страны произошло лишь теперь. Начало новой стадии западной политики китайского руководства обозначил XVI съезд КПК, который довольно четко определил Запад в качестве одного из главных объектов реформ.

В результате, после трех лет напряженной работы государственного руководства в Западном регионе, стратегические цели, экономические  ориентиры и ожидания- все это в достаточной мере определено центром и не вызывает вопросов. И если в области экономики вопросов для наблюдений не возникает, то много неопределенного остается в отношении социальных и политических средств и методов, которые правительство КНР намеревается использовать для обеспечения успешности намеченного курса.

Важность реализации стратегии для укрепления западных рубежей и линии государственной  обороны в целом. Многие мероприятия  проводимые в ходе освоения Запада, имеют большое значение для военного строительства КНР. Как передавало агентство Синьхуа, с тех пор, как китайское правительство приступило к проведению стратегического курса  масштабного освоения западных районов страны, армия КНР в разное время направила 1,5 млн человек для участия в строительстве в этих районах. Военные приняли участие в строительстве восьми аэродромов, трех автодорог государственного значения, четырех коростных автодорог, участвовали в осуществлении программ разработки энергоресурсов (проведение нефтепроводов, разработка месторождений природного газа, нефтяных месторождений, провели более 20 тыс. км линии связи)4.

Производственно-строительный комплекс (ПСК), расположенный в Синьцзяне, служит объектом особо пристального внимания идеологов Стратегии. Образованное в 1954 году военизированное поселение  из 11-ти дивизий, составивших Синьцзянский ПСК, в настоящее время превратилось в преуспевающий современный город Шихэдцы,  являющийся одним из важнейших современных научных и технических центров СУАР. Неслучайно его развитию уделяется столь большое внимание Центра. Так, университет Шихэдзы- один из немногих вузов СУАР, пользующихся финансовой поддержкой правительства. Кадры, выращенные в Шихэдзы, выпускники его университета являются важной частью кадрового отряда, использующихся Центром в ходе осуществления преобразований на Западе. На основе всех приведенных выше обстоятельств напрашивается вывод о том, что деятельность китайского руководства на Западе будет неизменно направляться на укрепление своих западных рубежей, усиление обороноспособности, повышение социальной стабильности. Другой момент, могущий, по мнению многих аналитиков, обосновать тактические шаги правительства на Западе,- это возможность решить таким путем проблему перенаселения внутреннего Китая. Поскольку Китайское правительство разрабатывает в настоящее время специальные программы, нацеленные на решение острой перенаселенности Китая, обширные и малонаселенные территории Запада могли бы занять важное место в данных планах и поглотить миллионы населения восточных и центральных районов страны.

Между тем официальные цифры китайской статистики свидетельствуют о том, что количество переезжающих на жительство в западные провинции ниже, чем таковые на Востоке страны, а уезжают с Запада больше людей, чем из восточных районов. На состоявшейся в марте 2003 года пресс-конференции в рамках первой сессии ВК НПКСК 10-го созыва было обнародовано, что в ближайшие десять с лишним лет в Китае предстоит переселить 7 млн. беднейших крестьян из центральных провинций страны. Для выполнения этой задачи будет выделена часть госзаймовых средств. Было отмечено, что в ходе осуществления переселения будет использоваться принцип добровольности. Кроме того, принято решение об ускорении строительства тех городов, в которые переедут переселенцы, а также об обеспечении переселенцев стабильными доходами и принятии соответствующих мер для их обустройства и налаживании быта. Между тем, данный вопрос осложнен некоторыми существенными трудностями

  1. Возможное массовое и планомерное переселение в западные районы вполне реально повлечет за собой социальное волнение.
  2. Поскольку вероятное переселение планируется совершать за счет беднейшего избыточного населения внутренних провинций КНР, их переселение на Запад никоим образом не будет способствовать решению проблемы региона.

Программы по заселению  западных территорий, в свете представленных выше соображений, будут разрабатываться и воплощаться с чрезвычайной постепенностью и осторожностью.

Важное направление  работы в рамках Стратегии- борьба с  бедностью. Статистика показывает, что  к примеру, в Синьцзяне более 1,32 млн. жителей из числа бедняков уже к 2002 году достигли уровня нормальной обеспеченности. Коэффициент бедности упал от 20 % . Так же правительство КНР выделило 350 млн. юаней для реализации проектов по оказанию помощи бедным районам Тибета, благодаря которым уже избавилось от бедности 73,3 тыс. тибетцев.

      1. Региональная культурная (этническая) политика КНР в отношении Западного региона

Культурная интеграция нацменьшинств, проживающих на территории Западного региона, с другими  регионами страны под эгидой государственной идеологии служит одним из главных приоритетов программы. Такова тактика китайских властей и таковы требования действительности: ввиду деликатности стоящих перед ним на Западе проблем Пекин предпочитает не действовать открыто и, используя хорошее «прикрытие» - широкое экономическое строительство в регионе, решать другие, не менее важные задачи.

В Стратегии освоения Запада намеренно не уделяется особое внимание политике правительства в  области культуры, за исключением, пожалуй, пунктов программы об увеличении количества учебных заведений. Между тем, сфера культуры служит не менее, а быть может, и более важной частью Стратегии по сравнению с ее экономической составляющей. Сегодня на примере Синьцзяна наблюдаются явления, которые служат следствием проводимой в течении десятилетий культурной политики.

Автономный район демонстрирует  свою оторванность от общегосударственных  процессов и как бы параллельное существование двух слоев внутри синьцзянского общества. Малая часть  населения связана с работой в государственных органах и являет собой уже нетрадиционное для Синьцзяна культурное явление, Большая часть населения Синьцзяна- живущая по своим, давно заведенным порядком, имеющим мало общего с общекитайским укладом жизни. Не только культурное отставание Запада составляет его недостатки, однако можно считать, что на область культуры направленно пристальное внимание руководства. Дело в том, что любые меры правительства частично теряют свою эффективность: экономические успехи расцениваются в такой обстановке как построенные на «необоснованно» эксплуатируемых природных богатствах края, мероприятия в области культуры и образования как попытки уничтожить самобытную культуру местного населения. Таким образом, первостепенными объектами Центра должны стать культура, местные традиции, устои.

Для того, чтобы ускорить процесс адаптации местного населения  к новым условиям, для успешного  осуществления Стратегии развития Запада, в ее рамках намечены новые меры политики. По официальным данным, сегодня на Западе сложилась весьма непростая ситуация с квалифицированными кадрами: каждый год, из региона уезжает в два раза больше специалистов, чем приезжает. Как известно, метод направления высококвалифицированных кадров на работу на Западе весьма действенен. Думается, что западные регионы сослужат, таким образом, роль «кузницы кадров» общегосударственного масштаба5.

Сегодня государство  вооружилось новой стратегией в  области образования населения  и воспитания молодежи. Благодаря  этой стратегии уже сегодня успешно  решается вопрос китайского языка: незнание и нежелание говорить на государственном языке, до настоящего времени было пости непреодолимым препятствием, с которым сталкивались любые решения Центра. На данный момент, уже выросло новое поколение, говорящее на одном государственном языке. Кроме того, в регионе действуют льготные правила поступления в вузы. Этот курс помог удвоить число студентов.

Получая образование  и обучаясь китайскому языку, молодежь западных районов КНР не избежит  попадания под влияние внушаемого социального идеала, впитает пропагандируемые идеологические установки.

2.2.3 Региональная экологическая  политика КНР в отношении Западного  региона.

Уже сегодня, по оценкам  различных экспертов, заметны негативные экологические последствия набирающей обороты хозяйственной деятельности в этом уникальном регионе мира, обладающей хрупкой экосистемой. Ухудшается не только состояние здоровья населения, нарушаются общие условия жизни и создаются препятствия для развития культуры. О катастрофическом характере сложившейся на Западе ситуации с экологией говорят следующие цифры. В КНР эрозия почвы захватила земельную площадь размером более 3,6 млн. кв. км., более 90% опустыненных земель находятся на территориях западных провинций.

В Стратегию освоения Запада будут встраиваться механизмы мониторинга состояния окружающей среды, условий жизни и деятельности проживающих здесь людей. В результате усиления контроля со стороны специальных органов ни один проект, связанный с экономическим освоением, не будет утверждаться без внутренних систем экологической безопасности. Было также сообщено, что китайское правительство планирует ассигновать 500 млрд. юаней на улучшение экологической среды в западных районах6. Эти средства будут использованы для защиты естественных лесов, восстановления лесного покрова и пахотных угодьях,  для борьбы с опустыниванием и запрета на выпас скота на части степей в целях охраны экологического баланса.

Экологическое строительство  в западных провинциях КНР является одним их самых быстрорастущих и  успешных сфер деятельности правительства.

 

      1. Региональная экономическая политика КНР в отношении Западного региона

Сегодня путь решения  всех проблем Западного края Пекин  видит в выравнивании уровней  развития западных и восточных провинций.

В период с 2000 по 2010 годы в западных районах была создана оптимальная внутренняя и внешняя обстановка для экономического подъема, повышена местная способность к саморазвитию и инновационной деятельности. Была в основном ликвидирована бедность, в известной мере восстановлен экономический баланс и повышен уровень урбанизации на 15% .

Ожидается, что в 2010-2030 годы в западных районах ВВП на душу населения возрастет и в  пересчете на нынешние цены составит 3-3,5 тыс.долл. За данный период в провинциях будут созданы совершенная промышленная, образовательная и информационная структуры; построены рационально спланированные, связанные друг с другом сети крупных, средних и малых городов; осуществлен качественный переход обрабатывающей промышленности с использованием местных ресурсов на новую основу- применение научных достижений и инновационной деятельности; будет создано современное сельское и лесное хозяйство, обеспечивающее сохранность окружающей среде7. В результате таких реорганизаций Западный регион КНР должен преобразиться, а общегосударственная экономика получит хороший стимул и предпосылки для дальнейшего роста8.

Отдельным пунктом Стратегии  идут крупные строительные проекты, на осуществление которых правительство  планирует целенаправленно и с возрастающей силой акцентировать свои усилия и средства. Особое значение придается следующим амбициозным и масштабным проектам инфраструктурного строительства.

Информация о работе Региональная политика КНР в отношении Западного региона