Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:51, реферат
Я поставил перед собой задачи:
1) узнать – когда возникли ,
2) как распространялись религиозные вероучения,
3) сколько верующих исповедуют ту или иную религию,
4) какие священные книги существуют, каково их содержание.
Мною были использованы методы: описательные, картографический, сравнения, анализа.
I.Вступление.
II.Религии народов России.
1)Рождение веры,
2)Буддизм – самая древняя мировая религия.
а) Ранне – буддистские предания.
б) Ранне - буддийские общины.
в) Распространение буддизма.
г) Историческая оценка буддизма.
д) Буддизм в России.
3)Христианство – самая распространенная религия.
а) Христианство. Краткий очерк.
б) Православие.
в) Католичество.
г) Протестантство.
д) Христианство в политике России.
4) Ислам.
а) Зарождение ислама.
б) Догматика ислама.
в) Распространение ислама.
г) Ислам в России.
III.Заключение.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Рассматривая догматику, обрядность, этику раннего ислама, необходимо отметить , что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу — к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.
Особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.
Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под "зеленым знаменем пророка". В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.
г) Ислам в России
Ислам – вторая по численности приверженцев (после христианства) мировая религия. Возник в Аравии в начале VII века н.э. в период разложения патриархально-общинного строя, образование классового общества и Арабского государства. Вероучение изложено в Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду по частям через архангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на семи догматах: вере в единого бога – Аллаха, в ангелов, во все книги Божии (среди которых кроме Корана называются Тора и Евангелия), во всех посланниках Аллаха (среди них упоминаются Моисей и Иисус Христос, а последним называется Мухаммад – “ печать пророка “), в конце света и Страшный суд, в предопределении Божие, воскресение мертвых. В соответствием вероучением Аллаха ниспослал одну и ту же из вечно существующую святую книгу разным своим посланникам. Но поскольку Иудеями и христианами эта книга была извращена, то Аллах ниспослал ее в последний раз пророку Мухаммеду, чтобы ею руководствовались все люди земли до конца света. Культ Ислама опирается на пять основ обязательностей (“столпов веры”) мусульман: исповедание веры – произнесение формулы “нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Аллаха “, ежедневная пятикратная молитва (намаз), пост в месяц ромадан (уроза),
Обязательное “очистительное “ пожертвование в (закяд), паломничество в Мекку (хадж). Наряду с другими религиозными обрядами и ритуалами , а также исламскими праздниками ( Урбан – байран, Уроза – байран, мирадж, мавлид и другие. ( “ столпы веры “ имеют большое значение для упрочнения влияния религии на верующих .
После своего возникновения ислам, как и другие религии, неоставался неизменным. В ходе своих завоеваний арабы столкнулись с более развитыми феодальными отношениями, которые и стали господствующими в созданной ими империи – Арабском халифате. Это нашло отражение в сунне – сборнике хадисов (преданий) о высказываниях и действиях пророка Мухаммеда. Так наряду с Кораном появился еще один источник исламской идеологии. Общепринятыми в исламском мире сборниками хадисов являются: Ал-Джами ас - сахих”, подготовленный ал – Бухари (умер в 870 г.), “Ал-Жжами ас-сахих”Муслима ан-Нашапури (умер в 875 г),”Сунан” ибн Маджи (умер в 886 г.), “Сунан” Абу Дауда Сиджистани (умер в 888 г.), “Алджами ал-кабир” Мухамада ат-Тирмизи (умер в 892 г.), “Сунан” ан-Насаи (умер в 915 г.).Потребности борьбы за укрепление позиций ислама как идеологии феодального общества, придание ему большей стройности и гибкости выдвигали мыслителей, приспосабливавших вероучение к изменяющимся обстоятельствам. Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения:суннизм и шиизм. После создания четырех богословско-юридических толков(масхабов) в суннизме (ханафитского, маликитского, шафитского и ханбалицкого) и выработки исламской догматики (10в.) было признано невозможным дальнейшее развитие исламской теологии, права, морали, социальных установлений(“двери иджтихида были закрыты”). Став господствующей в исламе, такая позиция, именуемая таклидом, сохраняласьв принципе вплоть до 20 в. Явившись отражением застойного состояния позднефеодального восточного общества, она не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиционного распостранения ислама. В конце 19 в. Мусульманские теоретики Мухаммад Абдо и Мухаммад ал-Афгани выдвинули идеи, отвергавшие следование таклиду. Они выступили за необходимость самостоятельной трактовки учения Корана, отвечающей условиям времени, за проведение буржуазных реформ, развивали идею панисламизма, связывая ее с антиколониальной борьбой народов Востока. Эти идеи были востребованы революционными движениями в мусульманских странах в 20в.
На территории, входящие в состав нынешней России, ислам стал проникать уже в 7 в.- первом веке своего существования. Происходило это в начале в ходе арабских военных походов на Дербент, а в последствии- на другие территории Дагестана. Исламизация народов Северного Кавказа затянулась на многие столетия. В Волжской Болгарии ислам был принят в 922 г., хотя проникать он стал сюда гораздо раньше. Позднее ислам стал распространяться среди некоторых тюркоязычных групп населения Сибири. В результате районами распространения ислама в Российской Федерации остаются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь. Усилившиеся после распада СССР миграционные потоки привели к тому, что значительные группы мусульманского населения образовались в крупных городах других районов. В РФ к народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы , аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и другие. По разным оценкам, в России проживают от 15 до 20 млн. человек мусульман.
Распад СССР способствовал усилению процесса возрождения ислама, начавшегося в период “перестройки”.Резко возросла доля населения , относящая себя к числу верующих мусульман. Во много раз увеличилось количество религиозных организаций. В доперестроечный период на законном основании в РФ функционировало менее 200 мусульманских религиозных обществ. Их деятельностью руководили два Духовных управления мусульман, располагавшихся в Уфе и Махачкале. Духовных учебных заведений не было. По нескольку молодых людей из России обучалось в мусульманских религиозных учебных заведениях Узбекистана и ряда зарубежных стран. Своих печатных изданий мусульмане России не имели. На 1 января 1998 г. В Министерстве юстиции РФ и его органах в субъектах Федерации были зарегистрированы и действовали 2734 мусульманских религиозных обществ(не меньшее число их действует без регистрации, что разрешено законом) и 106 духовно- образовательных учреждений , в т.ч. Высший исламский духовный колледж и медресе в Москве, медресе “Мухаммадийя” в Казани, исламский институт имени имама аш-Шафии и медресе в Махачкале, медресе в Уфе и др. В них обучаются многие сотни будущих служителей ре6лигии и тысячи верующих , желающих углубить свои познания в области истории ислама и его вероучения. Кроме того, в исламских учреждениях зарубежных стран обучается сотни россиян. Заметно активизировались в последние годы богословская мысль. Небывалыми тиражами издаются Коран, сборники хадисов, др. религиозная литература. Многие исламские организации имеют свои печатные органы . Наибольшей популярностью у верующих пользуется газета Духовного управления мусульман Европейской части России “Ислам минбаре”(“Трибуна ислама”), выходящая тиражом 6,5 тыс. экз. Тысячекратно увеличилось число верующих , направляющихся в паломничество к св. местам в Саудовской Аравии. Широкое развитие получает благотворительная деятельность мусульманских организаций. Они проводят так же большую воспитательную работу с заключенными в исправительно-трудовых учреждениях , выделяют средства для поддержки подшефных детских домов, домов инвалидов и пристарелых, оказывают материальную помощь беженцам, выделяют ежемесячные денежные пособия инвалидам и одиноким людям , стипендии студентам, организуют правозащитную работу , систематически устраивают благотворительные обеды, концерты и т.д. Религиозной жизнью приверженцев ислама в России руководят 43 Духовных управления мусульман. Три религиозных центра претендуют на статус общероссийских: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовные управления мусульман Европейской части России и Высший координационный центр духовных управлений мусульман России. В июле 1996 г. В Москве создан четвертый религиозный центр, претендующий на такой же статус, -Совет муфтиев России.
Религиозное возрождение сопровождается возрастанием роли ислама в общественно- политической жизни страны. В советский период исламские организации, находящиеся под тотальным контролем государства, имели возможность выражать лишь солидарность с позицией правительства по вопросам внутренней и внешней политики. Происходило это на различного рода международных форумах и в проповедях, произносимых в зарегистрированных мечетях. Теперь мусульманские организации участвуют в разработке законопроектов, свободно высказывают свои позиции по вопросам образовательной, экологической, молодежной, налоговой политики, по проблемам реформирования различных сторон жизни общества, причем эти позиции нередко отличаются от линии, проводимой правительством. Они принимают активное участие в миротворческой деятельности, особенно связанной с урегулированием межнациональных конфликтов, возникающих на территории страны. Одной из особенностей общественной жизни страны последнего времени стало возникновение исламских общественно-политических объединений. Одни из них проявили себя достаточно ясно на региональном уровне (партия “Иттифак” в Тататстане, Исламская демократическая партия в Дагестане), др. – на федеральном уровне (Исламская партия возрождения, общественно – политические движения “Союз мусульман России”,”Нур”(“Свет”)и “Мусульмане России”). Лидеры некоторых из исламских общественно-политических объединений (Исламской партии возрождения, Исламской демократической партии Дагестана) недвусмысленно высказывались за создание исламского государства. Программные документы движений “Союз мусульман России”, “Нур” и “Мусульмане России” предусматривают развитие РФ как светского правового государства, где должны быть обеспечены равные права всем народам, равенство всех религий и религиозных объединений перед законом. Они выступают за достижение пропроционального представительства народов мусульманской культуры в органах государственной власти всех уровней, в органах местного самоуправления, а также в средствах массовой информации, против любых попыток ревизии сложившегося национально-государственного устройства, закрепленного в Федеративном договоре и Конституции, против проектов “губернизации”и превращения России в православную державу. Поддерживая курс на социально ориентированную многоукладную экономику, участники движений высказываются за существенную коррекцию правительственной политики экономических реформ в пользу большинства населения. Возрождение ислама в России уже сильно сказывается на развитие культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства. Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры(В некоторых регионах прнято решение построить по мечети в каждом населенном пункте). “Второе дыхание” получили многие национальные традиции и обряды, с которыми раньше велась упорная борьба под видом преодоления религиозных пережитков. Есть основания полагать, что наметившаяся тенденция в дальнейшем усилится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чему учат прошедшие перед нами картины истории религии разных народов и эпох? Каково было место религии в прошлом человечества, какова ее роль в жизни людей сейчас?
Первый и самый очевидный вывод: история религии – это не просто история заблуждений человеческого ума. Если бы религия была лишь совокупностью ошибочных представлений о мире, роль ее в истории человечества была бы очень скромной: ведь немало ложных взглядов преодолели люди на своем пути к прогрессу; эти ложные взгляды, конечно, мешали движению вперед, но они рассыпались в прах с каждым шагом человека вперед к познанию мира. А судьба религии была иной: она вся переполнена кажущимися фантастическими понятиями, но эти понятия, почему - то оказываются поразительно стойкими и как бы непроницаемыми для знания, основанного на опыте. Значит, есть в религии что-то, на чем держатся эти представления.
Но содержание религии – не только фантастические представления в умах людей. Религия – это и установленные обряды, обязательные церемонии, жертвоприношения, запреты – табу; религия – это и кодекс морали и права, который входит составной частью в семейный и общественный быт, зачастую вторгается и в законодательство, суд, даже международные отношения; религия – это и материальные предметы, изображения, иконы, храмы, монастыри. Религия, далее, это и определенные группы людей, посвятивших ей себя и в ней заинтересованных, - от первобытных колдунов, шаманов до современных священников и монахов, епископов и патриархов, мулл, раввинов и лам. Религия, наконец, это и клерикальные организации, политические партии и профсоюзы вероисповедального направления, духовные школы и богословские факультеты в университетах.
Сильна религия еще тем, что слишком много людей и влиятельных общественных групп связали с нею свои интересы, и даже чисто материальные интересы, что эти люди и группы – неотъемлемая составная часть правящих классов общества или их исторических предшественников.
Конечно, нельзя забывать и о непосредственно психологическом (и идеологическом) воздействии религии на сознание каждого отдельного человека, приученного традицией искать в религии поддержки и утешения при всякой неудаче, а особенно в случаях большого несчастья. Эта традиция, складывавшаяся тысячелетиями, так глубоко укоренилась в психике людей, что даже в нашей стране и в других странах, где общественные корни религии были подорваны, и авторитет церкви пошатнулся, многие люди порой по-прежнему ищут утешения в религии.