Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:16, шпаргалка

Описание

1)АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX века.
2) Война 1812 г. и ее итоги для Беларуси.
...
41)Укрепление связей Беларуси со странами СНГ, союз республики Беларусь и РФ. Союз Беларуси и России.

Работа состоит из  1 файл

Ekzamen_Belarus.docx

— 123.60 Кб (Скачать документ)

Всплеск общественной активности был  связан с обсуждением и принятием  Конституции СССР 1977 г. В ее преамбуле  отмечалось, что в СССР построен развитой социализм и общенародное государство. Главная ценность Конституции  — ориентация на защиту социальных прав людей. Конституция БССР 1978 г. полностью  соответствовала положениям общесоюзной  Конституции.

В тексте Конституции сказано о  возникновении новой исторической общности — советского народа. Главным  содержанием политики по национальному  вопросу являлось обеспечение расцвета наций, всестороннего развития национальной экономики, социальной и духовной сфер каждой нации, повышение благосостояния людей с тем, чтобы развивался объективный процесс сближения наций и культур, а в далекой исторической перспективе произошло их полное слияние.

В связи с этим поощрялось использование  русского языка в работе партийных, советских и общественных организаций, в литературе и искусстве, при  преподавании в учебных заведениях, сужалась сфера употребления белорусского языка. В середине 1980-х гг. только 23,1 % школ и 19,3 % дошкольных учреждений работали на белорусском языке. Предложения  по развитию белорусского языка, расширению использования его в работе партийных, советских и общественных организаций, переводу преподавания в школах и  других учебных заведениях на белорусский  язык некоторые партийные органы Беларуси рассматривали как проявления национализма, исключали их инициаторов  из рядов КПСС и увольняли с  работы. Это стало большой ошибкой в работе партийных органов на рубеже 1980—1990-х гг., которую использовала оппозиция как политический фактор в борьбе за ликвидацию советского государственного и общественного строя.

С 1965 по 1980 г. Компартию Беларуси возглавлял П. М. Машеров (1918—1980). С его именем связаны многие достижения в развитии экономики, науки и культуры республики. Его смерть в результате автомобильной катастрофы стала настоящей трагедией для общественности Беларуси. В начале 1980-х гг. во главе Коммунистической партии Беларуси стоял Т. Я. Киселев, который до этого почти 20 лет работал на должности Председателя Совета Министров Белорусской ССР.

Некоторые изменения в общественно-политической жизни СССР и БССР произошли после  избрания в 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андропова. Его стремление укрепить дисциплину в стране, справиться с коррупцией соответствовало надеждам народа. Вскоре в стране началась кампания по наведению порядка. Но после смерти Андропова и избрания на должность  Генерального секретаря ЦК КПСС К  У. Черненко в 1984 г. ситуация в стране изменилась. Приход Черненко к власти сопровождался отказом от политики, которую проводил Андропов. Борьба за дисциплину была свернута, дела о  коррупции приостановлены. Наблюдалось  возвращение к политике, проводимой ранее.

29)Особенности общественно политической жизни в БССР во второй половине 50 первой половине 80 г 20 века.

14–25 февраля 1956 г.  состоялся ХХ съезд КПСС, который  принял ряд решений, направленных  на улучшение дел в промышленности, в сельском хозяйстве, науке  и культуре. Большое внимание  было уделено развитию демократии. На съезде был заявлен отход  от только негативного отношения  к Западу. Н.С. Хрущев высказался за сотрудничество с социал-демократией, за мирное сосуществование двух систем. На съезде прозвучала острая критика культа личности Сталина. В последний день съезда на закрытом заседании Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его итогах». Доклад воспринят был неоднозначно (бурных аплодисментов не последовало).

После ХХ съезда в Беларуси началась реабилитация жертв сталинских репрессий. В стране делались попытки обновления административно-командной системы (1956–1964 гг.).

Происходило расширение прав республик. Расширялись законодательные права республик. Они могли самостоятельно принимать гражданский, криминальный и процессуальный кодекс. Но реальных попыток сломать административно-командную систему управления не было.

14 октября  1964 г. на пленуме ЦК КПСС Хрущев был снят с занимаемой должности. Генеральным секретарем партии стал Л.И. Брежнев. С его именем связывают нарастание застойных явлений. Роль партии постоянно растет, что нашло отражение в конституции СССР, принятой в 1977 г. (6-ая статья – положение о руководящей роли партии в обществе). Таким образом, со второй половины 60-х гг. в общественной жизни стали нарастать негативные процессы, связанные с еще более тесным сращиванием партийного и государственного аппарата, распространением коррупции. Надо было искать выход из сложившегося положения.

30)Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 80 г 20 века.Авария на Чернобыльской АЭС и её последствия

31)Перестройка общественно политической жизни во второй половине 80 г 20 века

ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  В БЕЛАРУСИ.

Нарастание негативных явлений  в экономике, политике и социальной сфере.

В середине 1980-х гг. Советский Союз находился в сложном положении. Замедлились темпы социально-экономического развития и рост уровня жизни народа, достижения науки и техники не всегда внедрялись в производство, низким было качество многих видов  продукции, не хватало высококачественных товаров на потребительском рынке.

Постепенный отход от экономических методов управления привел к централизации и бюрократизации руководящего аппарата. На содержание бюрократических структур были израсходованы огромные средства, расширена система льгот и привилегий. Обособилась высшая группа руководящих работников, которую стали называть номенклатурой. Встречались такие явления, как злоупотребление служебным положением, коррупция и др.

Общественные настроения отражали недовольство различных социальных слоев населения положением в  стране. Среди трудящихся нередким явлением было пьянство, прогулы, что  содействовало снижению производительности труда. Одной из форм проявления недовольства людей стали анекдоты, в том  числе и политические. Имели место  критические выступления среди  интеллигенции. Требовалось реформирование политико-экономической системы, которая  сложилась в СССР еще в 1920—1930-е  гг.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. С  его политической и государственной  деятельностью как руководителя страны связано проведение многочисленных реформ, которые в итоге привели  к смене социалистического государственного и общественного строя, к реставрации  капитализма в СССР.

32)Демократизация общественно-политической жизни в период перестройки.

1)Политика перестройки,  ее содержание и пути осуществления.

XXVII съезд КПСС (1986) и XIX Всесоюзная  конференция КПСС (1988) уточнили политический  курс и определили политику  перестройки, обновления всех  сфер жизни советского общества. Перестройку предусматривалось  проводить в рамках социалистического  выбора, социалистических идеалов  и ценностей под лозунгом: «Больше  демократии, больше социализма».  Ее целями стали преодоление  деформаций социалистического строя,  более полное раскрытие его  потенциальных возможностей, демократизация  всех сторон жизни советского  общества, реформирование политических  институтов государства. Предусматривалось  проведение выборов в Советы  всех уровней с участием нескольких  кандидатов.

В ходе осуществления политики перестройки  значительно расширилась самостоятельность  предприятий и объединений в  результате их перехода на полный хозяйственный  расчет и самофинансирование. Трудовые коллективы получили право избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Внедрялись прогрессивные формы  организации труда — арендные коллективы, хозрасчетные бригады. Более  демократической становилась избирательная  система, развивались гласность  и плюрализм мнений, формировалась  многопартийная система. Больше возможностей появилось для осуществления  демократических прав и свобод граждан, творческой деятельности. Вместе с  тем в обществе возникли капиталистические  тенденции, пропагандировалась идея обогащения любыми средствами. Многие руководители предприятий сдавали в аренду с правом выкупа часть государственного имущества, а затем за символическую  плату переводили его в частную  собственность. Положение еще больше осложнилось, когда в СССР в 1988 г. был принят Закон «О кооперации».

Под названием кооперативов были узаконены  типичные капиталистические предприятия  с правом нанимать работников, покупать сырье и полуфабрикаты по стабильным государственным ценам, а продавать продукцию — по свободным рыночным. Кооперативы создавались повсеместно, в том числе и на базе государственных предприятий. Денежные средства из государственной казны переводились в карманы частников. Производственная деятельность кооператоров почти не интересовала. Они работали преимущественно в торгово-посреднической сфере: дешево покупали товары, а продавали очень дорого. Кооперативная деятельность становилась эффективным средством для «отмывания грязных денег» и создания больших капиталов. Социальная напряженность в обществе нарастала, увеличивалась имущественная дифференциация.

С отменой государственной монополии  на внешнюю торговлю и разрешением  предприятиям и частным лицам  продавать товары за границу социально-экономическая  ситуация в стране в 1988—1990 гг. существенно  ухудшилась. Пустели прилавки магазинов, значительно возросли розничные  цены, продукты питания начали отпускаться  по «карточкам потребителей», выдававшимся по месту жительства. Началась масштабная международная спекуляция, которая  привела к вывозу крупных капиталов  за границу и созданию мощных криминальных структур. Экономика СССР и ее денежно-финансовая система пришли в упадок.

Политика «гласности», провозглашенная  М. С. Горбачевым, посеяла сомнения в  отношении социализма как совершенной  системы. Начался процесс постепенной  подмены социалистических идеалов  другими идеалами и ценностями. Идея социальной справедливости объявлялась  вредной и недосягаемой, экономика  торгово-базарного типа — вершиной экономической практики. Начали пропагандироваться культ наживы и личной выгоды, а  также насилие — то, что в  советское время считалось унизительным для человека и общества. Все чаще и чаще в средствах массовой информации, на митингах и в кабинетах чиновников стала звучать мысль о том, что «западные страны нам помогут». Был сделан антинаучный и вредный  вывод о том, что советская  система не подлежит реформированию и поэтому должна быть разрушена, уничтожена. Как видим, антисоветизм стал идеологическим оружием курса  М. С. Горбачева, а гласность фактически превратилась в идеологическую войну, направленную на смену государственного и общественного строя СССР.

33)Экономическое положение Беларуси в первой половине 90 годов 20 века

34) Развитие международного экономического сотрудничества Республики Беларусь

Торгово-экономические  и культурные связи с зарубежными  странами.

Республика Беларусь развивает  торгово-экономическое сотрудничество не только со странами СНГ, но и с  государствами дальнего зарубежья. В ее внешней политике четко определились восточный и западный векторы. Важными  торговыми партнерами Беларуси являются европейские страны, в том числе  Германия, Великобритания, Польша, Нидерланды, Литва, Латвия и др. В 2002 г. объем торговли с ними составил около 5 млрд долларов.

Успешно развиваются политические и торгово-экономические связи  между Республикой Беларусь и  Китайской Народной Республикой. Внешнеторговый товарооборот между странами составляет около 1 млрд долларов. Республика Беларусь и Китайская Народная Республика имеют одинаковые или близкие взгляды на проблемы развития мировой цивилизации, поддерживают друг друга в международных организациях. Положительный опыт накоплен во взаимоотношениях между Беларусью и такими авторитетными странами Азии со значительным производственно-экономическим потенциалом, как Индия, Иран, Вьетнам, страны Персидского залива.

Республика Беларусь начала разработку месторождений нефти и ее добычу в Венесуэле. В эту латиноамериканскую страну Беларусь поставляет продукцию  своего машиностроения, химической промышленности, бытовые товары, осуществляет там  жилищное строительство. Расширяются  масштабы и стремительно развиваются  политические и торгово-экономические  связи между Беларусью и Венесуэлой, чему в немалой степени содействовали  взаимные визиты президентов обеих  стран.

Республика Беларусь привлекает в  свою экономику капиталы и опыт зарубежных инвесторов и международных валютно-финансовых организаций, создает совместные предприятия, позволяет зарубежным фирмам заниматься на своей территории бизнесом и предпринимательством.

Развивается сотрудничество Беларуси с другими государствами в  области науки, литературы и искусства. Это совместные разработки белорусскими и зарубежными учеными научно-исследовательских  тем, перевод и издание за границей произведений белорусских писателей  и поэтов, гастроли мастеров белорусской  сцены, организация выставок белорусских  художников и скульпторов в других странах и т. д.

Одним из направлений международной  деятельности Республики Беларусь является решение проблем, связанных с  ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Во время катастрофы в атмосферу  было выброшено большое количество радиоактивных веществ, 70 % которых  выпало на территорию Беларуси. Загрязненной оказалась треть площади республики, на которой проживало более 2,2 млн человек. В критическом состоянии оказались 20 % лесов, 73 республиканских и 162 местных заказника, 336 памятников природы. Среди них Беловежская и Налибокская пущи, Березинский и Припятский заповедники, Освейское озеро и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"