Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, шпаргалка
Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата. Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук
Особенность политического пространства заключается во взаимосвязи субъектно-объектных отношений. Включаясь в политический процесс, субъекты политики одновременно испытывают на себе воздействие проводимой в обществе политики и во многом зависят от специфики политического рынка.
Понятие субъект политики применяется для характеристики тех участников политического процесса, кто обладает следующими признаками:
практическое участие в политической деятельности;
способность и возможность принятия политических решений;
возможность реализовать принятые решения;
ответственность за последствия своих политических действий.
В современной политической
науке определились два
В литературе вся система субъектов политики рассматривается на следующих уровнях: социально-политические общности (складывается естественно исторически): общественные классы, слои, группы; социально-политические институты (создаются с определенной целью): различные объединения, ассоциации, партии, государство; индивиды: в анализе политики необходимо учитывать конкретную деятельность политических лидеров, руководителей, профессиональных политиков.
Субъекты политики дифференцируются по различной степени влияния на политический процесс. Выделяются: доминирующие (это носители власти: государственные органы, правящие партии, политические лидеры, элита); субъекты паритетного влияния: они властью не обладают, но активно воздействуют на систему политических отношений.
Некоторые политологи проводят
разграничение субъектов
Объекты политики — это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.
Важнейшими объектами политики являются: общество в целом все его ключевые социально-
экономические процессы, власть, вся политическая система общества.
Вопрос 14. В истории политической мысли сложились две главные традиции постановки и концептуального решения проблемы соотношения личности и государства– коллективистская и индивидуалистическая (либеральная). В современных политических доктринах эти традиции выражены не только и не столько в чистом виде, сколько в различных вариантах их сочетания.
Исходным моментом для коллективистской традиции служит признание безусловного приоритета интересов и воли общества над интересами и волей личности. Общество рассматривается как некая органическая целостность, интересы которой превалируют над интересами ее частей, т.е. индивидов. Эта традиция сложилась еще в древнем мире. Она прослеживается в учениях Сократа, Платона, Аристотеля. В новое время коллективистская концепция использовалась в различных по своему содержанию политических доктринах – от буржуазного радикализма Ж..-Ж.. Руссо до утопического социализма и марксизма. Крайняя форма коллективизма представлена в идеологии тоталитарных режимов ХХ века. В ней происходит полное растворение и подчинение личности обществу при фактически полном огосударствлении последнего. При тоталитарном режиме пределы деятельности государства и его компетенция не ограничены, человек превращается в винтик единого политического механизма, полностью снимается вопрос о его автономности и политической субъектности.
Индивидуализм также имеет исторические корни в античности, в частности в учениях Эпикура, греческих и римских стоиков. В новое время индивидуализм стал стержнем либерального мировоззрения, сформировавшемся в период буржуазных революций XVII – первой половины XIX в. Центральное место среди лозунгов этих революций занимали требования свободы и равенства граждан перед законом. Классический либерализм, опираясь на естественно-правовую теорию, обосновывал независимость основных прав человека – на жизнь, свободу и собственность – от государства, их прирожденный и неотчуждаемый характер. Личность рассматривалась в либеральной теории как источник власти, а сфера компетенции государства ограничивалась задачами обеспечения общественного порядка и охраны прав и свобод граждан. Безусловный приоритет отдавался индивидуальной свободе, которая ограждалась от вмешательства не только со стороны государства, но и со стороны общества в целом.
Борьба общественных сил под либеральными лозунгами за утверждение гражданских прав и свобод сыграла положительную роль, способствовала демократизации политической жизни, развитию институтов представительной демократии.
Однако вскоре обнаружилась и ограниченность классического индивидуализма. изменившиеся экономические условия требовали отхода от концепции строгого невмешательства государства в экономику и социальную сферу. Трансформируясь под воздействием этих и других факторов, либерализм пришел к идеям государственного регулирования экономики и социальной сферы. Либеральноиндивидуалистическая концепция личности обогатилась некоторыми традиционными для коллективизма понятиями, такими как «социальные права», социальная справедливость и солидарность.
В послевоенный период усилилась
тенденция к синтезу
Плюрализм исходит из наличия в обществе большого разнообразия интересов и, соответственно, групп, представляющих эти интересы. При этом имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов – экономических, социальных, политических, культурных, этнических, религиозных, региональных, отраслевых, экологических и т.д. Не отрицая политический статус личности как первичного источника власти и субъекта политики, сторонники плюрализма политический процесс рассматривают как межгрупповое взаимодействие, баланс в конкуренции интересов, в межгрупповых конфликтах и компромиссах. Это взаимодействие имеет преимущественно горизонтальный характер, а государству отводится роль окончательного арбитра, гарантирующего социальную справедливость, соблюдение законов и правил игры в конкуренции интересов.
Вопрос 15. Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценностей применения власти являются права человека. Права человека представляют собой совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ. В настоящее время права человека закреплены во Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948), в Европейской конвенции о защите прав и свобод человека (1950), Международном Пакте о гражданских и политических правах (1966) и других международных документах. человек признается равноправным с государством субъектом власти, при этом его права неразрывно связываются с определенными видами гражданских обязанностей. Проблема прав человека как самостоятельная политическая проблема актуализировалась по мере развития общества и усложнения взаимоотношений между обществом, государством и индивидом. В Конституции РФ 1993 г. им посвящена вторая глава, составленная с соответствии с общепризнанными международно-правовыми документами. Общепринятая классификация прав и свобод личности в соответствии со сферами реализации подразделяет их на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.
Гражданские права и свободы включают в себя фундаментальные аспекты свободы личности. К ним обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу передвижения и выбора места жительства, право на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого и т.д.
Политические права и свободы близки к гражданским. Они предусматривают свободное самоопределение личности в политической жизни, его возможность участия в управлении государством и обществом. Это избирательные права, свобода союзов, ассоциаций, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, право на информацию, свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и др.
Важное значение имеют экономические, социальные и культурные права. Они включают право на собственность, предпринимательство, право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, социальное обеспечение, достойный уровень жизни, охрану здоровья, на образование, доступ к культурным ценностям и т.д.
Гуманизация
Практическая реализация всего комплекса прав человека — всеобъемлющая комплексная задача, степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм, как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации. Сегодня соблюдение и все более богатое конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием внутренней и международной политики, ее человеческого измерения. Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных государствах и мире в целом. В рамках отдельных стран соблюдение прав личности служит необходимым условием здорового экономического и социального развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней политики.
В масштабах всего мирового сообщества соблюдение прав человека — важнейшая гарантия построения международных отношений на подлинно гуманистических, нравственных началах, сохранения и упрочения мира. Существует прямая зависимость между уважением прав человека в отдельном государстве и его внешней политикой.
Уважение прав каждого представителя человеческого рода может послужить исходным принципом построения земной цивилизации на началах рациональности и гуманизма
Уважение прав личности способствует укреплению доверия между народами, создает благоприятную атмосферу для разносторонних человеческих контактов сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гуманистической правовой базы невозможно всестороннее сближение народов, их интеграция. Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, — путь к космической разумности и нравственности человечества.
Вопрос 16. Политическая социализация – это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.
На политическую социализацию
личности оказывают влияние
- усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
- стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
- влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
- личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.
Институты политической социализации
принято подразделять на политические
и неполитические. К первым относят
государственные и
Политическая социализация личности начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. В самом общем виде в ней можно выделить два этапа. Первый этап – это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.