Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:19, шпаргалка
Вопрос 1. Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX века в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования», которая готовила правящую элиту для государственного аппарата. Важной вехой в истории политологии как науки и учебной дисциплины стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук
В политической науке выделяются:
1) однопартийные системы
в строгом смысле этого слова,
2) фактически однопартийные
системы (“искусственная
3)Двухпартийная система -это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест.
Существуют следующие
разновидности двухпартийной
4)Под многопартийной системой
в политологии понимается такая
Классификация партийных систем:
По количеству партий борющихся за власть или влияющих на неё: многопартийная, однопартийная, двухпартийная;
Соотношение партии с различным политическим статусом:мажоритарная, коалиционная, доминирующая;
По устойчивости партийной структуры:
По характеру межпартийных отношений:конкурентная и неконкурентная.
Принципы взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах:
Вопрос 29. Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». Признаки демократии: - признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы); периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.; принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении; демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения; реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.
В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. Плебисцитарная демократия в отличие от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту). представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны: в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс; различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп; плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.
плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий.
Вопрос 30. Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.
Тоталитарные политические
режимы возникли в ХХ веке. Теория тоталитаризма
складывалась в основном на основе
анализа политических режимов социалистических
стран, фашистских режимов в Италии
и Германии. справедливо отмечает
В.П.Пугачев, тоталитаризм плодотворнее
трактовать как нормативное
понятие, находящее большее или меньшее
практическое воплощение в идеологии,
политическом движении и реальной политической
системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется
стремлением к всеобъемлющей
организованности общества и полному
контролю за личностью со стороны власти,
к радикальному преобразованию всей общественной
системы в соответствии с революционной
по своему характеру социальной утопией,
не оставляющей места для индивидуальной
свободы и социальных противоречий. Характерные
черты тоталитаризма: идеологизация
всей общественной жизни при монопольном
господстве «единственно верной» идеологии
(классовой, расовой, националистической),
жестокое подавление всякого инакомыслия;
господство предельно централизованного политического
движения во главе с массовой партией
тоталитарного типа. Эта партия срастается
с государством («партия-государство»)
и сосредотачивает всю полноту власти
в обществе. Партия-монополист становится
ядром всей политической системы;запрет
на всякую политическую оппозицию; господствующая
партия контролирует создание и функционирование
любых общественных объединений;тотальное манипулирование
общественным сознанием с помощью
всеохватной системы пропаганды и агитации,
формальной коллективистско-
Вопрос 31. Группы интересов – это объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.
Теория групп интересов была впервые сформулирована американским политологом А. Бентли, который утверждал, что основу политического процесса составляют столкновение и взаимодействие заинтересованных групп.
Существуют различные
типологии групп интересов. Американские
политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют институциональные
и неинституциональные(неупорядоч
На основе характера внутригрупповых связей группы интересов подразделяют на ассоциативные и неассоциативные. Первые характеризуются как добровольные объединения, преследующие специфические интересы (предпринимательские организации, профсоюзы, творческие союзы и т. п.). Неассоциативные группы интересов, наоборот, носят недобровольный характер (трудовые коллективы, этнические общности, кланы), а их деятельность менее постоянна, чем деятельность ассоциативных.
Французский политолог Ж. Блондель разделяет группы интересов на четыре типа: 1) группы по обычаю возникают на основе общинных, кастовых, клановых общностей; 2) институциональные группы основываются на формальных организациях внутри государственного аппарата. К ним можно отнести лоббистские группировки в парламенте и правительстве; 3) группы защиты стремятся отстаивать интересы своих сторонников. (ассоциации производителей, банковские союзы, финансово-промышленные группы, общества защиты прав потребителей, профсоюзы); 4) группы поддержки ориентированы на строго ограниченные цели (экологические и антивоенные движения, ассоциации «за» или «против» чего-нибудь).
Функции
когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов получили название лоббизма
Вопрос 32. лидерство характеризуется неоднозначно. основные подходы к его трактовке: 1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это “власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям”. 2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. 3. Лидерство — это влияние на других людей.
Особенности лидерства:
1) между лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредствовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;
2) лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов,
3) за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;
4) деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.
Политическое лидерство выполняет следующие важнейшие функции.
1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).
2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).
3. Распределение социальных ролей и функций в обществе (мобилизационная функция).
4. Интеграция общества, объединение масс. (интегративная функция).
5. организация связи между обществом и властью. (коммуникативная функция).
6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).
Существует несколько теорий политического лидерства. теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. перечень качеств, присущих лидеру: относятся нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других. ситуативная теория - каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. теория конституентов (решающей роли последователей лидера).- степень свободы лидера, направленность его действий, методы руководства определяются нормами допустимого в сознании тех групп, на которые он опирается.