Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
31. Однопартийные и многопартийные системы: особенности возникновения и функционирования.
Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.
Становление партийной системы в России относится к началу XX века. До начала 20-х годов существовала многопартийная система. В 20-80-е годы - однопартийная, а в конце 80-х страна вернулась к многопартийной системе .
В условиях коммунистических однопартийных систем и соответственно авторитарных и тоталитарных политических режимов правящие круги, всячески подчеркивая ведущую роль единственной государственной партии в обществе, часто избегают регламентировать ее статус.
Процесс формирования многопартийной системы в России сопровождается внезапным появлением и исчезновением многих партий, расколами и размежеваниям партийных рядов. Следует отметить взрывной характер формирования многопартийной системы в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако для многих из них характерны слабость структуры, аморфность программ, популизм, малочисленность.
Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются на реально однопартийные, существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. В настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.
Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.
В рамках многопартийной системы выделяют:
32. Характеристика партийной системы Российской федерации.
Крестьянская партия
(эсеров) сформировалась в 1901 г., но она
тоже не стала первой. Раньше других
в России, в 1898 г. возникла Российская
социал-демократическая
Партийная система в России прошла этапы
Первый (1905–1917) – характеризовался многопартийностью
в условиях думской монархии. Для второго
(1917–1990) – была характерна однопартийность
(правительственный блок “большевиков”
и левых социалистов-революционеров просуществовал
лишь до лета 1918 г. – до “лево-эсеровского
заговора”). Третий (современный) этап,
начавшийся с отмены монопольного господства
в политической системе общества одной
партии (КПСС), характеризуется бурным
становлением и развитием многопартийности
в Российской Федерации.
Процесс образования современных партий
и общественно-политических движений
в России фактически начался в 1989–1990 гг.
в ходе подготовки и проведения выборов
на демократической, альтернативной основе.
С принятием новой редакции ст. 6 Конституции
СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января
1991 г. Закона СССР “Об общественных объединениях”
политические партии получили официальное
право на свое существование и деятельность.
Членскую базу новых партий и движений
составили преимущественно активисты
дискуссионных клубов, объединений избирателей,
народных фронтов, возникших в годы перестройки,
сторонники различных течений, сложившихся
внутри КПСС, и вышедшие из ее состава
известные политики.
В конце 90-х гг. Министерством юстиции
Российской Федерации было зарегистрировано
более 90 политических партий. Функционируют
также небольшие по численности политические
организации, не регистрирующие свою деятельность,
а также партийные формирования, которым
было отказано в регистрации по причине
несоответствия отдельных положений их
программных и уставных документов нормам
действующего законодательства.
Для современного этапа развития партийной
системы в России характерно наличие большого
количества малочисленных организаций,
не обладающих широкой известностью, не
говоря уже о политическом влиянии. Многие
из них представляют собой политические
организации-однодневки.
В России сформировалась группа влиятельных
партий и политических движений. Среди
них следует отметить те, представители
которых “прошли” “по спискам” в Государственную
Думу на выборах 1995 г. и образовали партийно-парламентские
фракции: Коммунистическая партия Российской
Федерации, Либерально-демократическая
партия России, Общественно-политические
движения “Наш дом Россия” и “Яблоко”.
К “умеренным левым”, относятся Коммунистическая
партия Российской Федерации, Социалистическая
партия трудящихся и др. Левоцентристской
идеологии, тяготеющей к общинным, коллективистским
традициям русского крестьянства, придерживается
Аграрная партия России. В центре – Партия
самоуправления трудящихся, “Женщины
России” и др. От центра вправо расположились
“Яблоко” и “Демократический Выбор России”.
Интересы правящей элиты во многом представляет
движение “Наш дом – Россия”. Особое
место в партийной системе России занимает
Либерально-демократическая партия России,
выступающая с позиций радикализма на
державно-патриотической почве за унитарное
государство
17 декабря 1995 г.выборов депутатов Государственной
Думы второго созыва. Из 43 партий, объединений
и блоков, участвовавших в кампании, преодолеть
“пятипроцентный барьер” удалось лишь
четырем – КПРФ, ЛДПР, НДР, “Яблоку”.
Российская многопартийность пока еще
находится в стадии становления. Выдержать
конкуренцию смогут только те политические
партии, которые найдут поддержку в широких
социальных слоях российского общества,
будут представлены во властных, а также
финансово-промышленных структурах, смогут
выдвинуть из своей среды и “поддержать”
сильных и ярких политических лидеров,
пользующихся влиянием у всех основных
слоев и групп населения России.
33. Группы интересов: понятие, функции, типология.
Группы интересов — добровольные или вынужденные объединения людей, приспособленные или специально-созданные иногда другими, для удовлетворения и отстаивания жизненно- (насущно-,властно-) значимых интересов её членов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами.
Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д.
34. Роль в
политической жизни
Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т. д.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций как потребительская кооперация, некоторые добровольные общества, государство руководит.
Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей участие всех членов общества в управлении государственными и общественными д Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.
Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Социальная база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп.Проф.союз-защита прав трудящегося.
Признаками общественно-
Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).
Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.
Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.
Виды общественно-политических движений:
– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;
– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;
– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;
– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;
– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;
– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;
35. Содержание
национальной политики
Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Национальная политика - это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов. Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этно-национальных особенностей в жизни социума должен осуществляться в границах соблюдения прав человека. Путь к гармонизации межэтнических отношений лежит в значительной степени через культуру.