Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Раньше русской проблеме почти не уделялось внимания в практике управления. В Государственной Концепции она упоминается только в связи с задачей использования русского языка как общегосударственного. До сих пор проблемы русских вызывают у управленцев неоправданную стыдливость и опасения, что любые проявления интереса к ней могут стать поводом для обвинения в шовинизме. Между тем, от разрешения этой проблемы во многом зависит возможность предотвращения и периферийного этнического сепаратизма, и межнациональных конфликтов.
В национальной политике России остро стоит проблема коренных малочисленных народов (КМН). В России к коренным малочисленным народам, согласно Единому перечню коренных малочисленных народов РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года, отнесены 63 народа. Этим народам присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни в целом, несущее на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития. Ввиду недостаточно продуманной государственной политики, равнодушия к их проблемам, патерналистской политики и промышленной экспансии, самобытность малочисленных народов оказалась под угрозой.
В последние годы созданы законодательные основы правового статуса коренных малочисленных народов.
В постановлении Государственной думы от 26 мая 1995 года “О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”, в котором предлагается рассмотреть вопрос о создании системы договорных отношений Правительства РФ с территориальными объединениями общин коренных народов.
Таким образом, в настоящее время на законодательном уровне и в общественном сознании получила развитие идея договорного правового регулирования взаимоотношений КМН как возможного варианта их существования в современном мире. Предметом особого внимания национальной политики должны стать нерегулируемые этнические миграции, как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы России, так и нелегальный приток мигрантов из-за рубежа.
В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный. Политический аспект представлен через деятельность государственных, в том числе и местных, органов власти.
Культурный аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем.
Этнические проблемы тесно связаны с проблемами федерализма, что придает им особую актуальность. Без оптимально построенной государственной национальной и региональной политики невозможно проводить любые социально-экономические и политические преобразования. Пока неустойчива ситуация в сфере федеративных и межэтнических отношений, невозможно преодолеть системный социально-экономический кризис, а межэтническое согласие всё-таки обеспечивает какой-то минимум стабильности и позволяет вести деятельность в направлении реформирования.
Целями этнонационального и общегражданского развития в рамках федеративных государств сводятся к двум основным направлениям - адаптационному и унификационному. Унификация может проявляться в строительстве федерации на основе этнического федерализма или на полном устранении этничности из федеративных отношений, т.е. на так называемой губернизации федерации. Для нас этнический федерализм неприемлем тем, что может усилить вытеснение русских и национальных меньшинств из республик и породить этнические чистки. Губернизация федерации неосуществима (во всяком случае, в ближайшие десятилетия) из-за сопротивления этнических элит, у которых сохраняется возможность мобилизации населения республик на открытую борьбу с федеральным центром. В современных условиях разумнее “не ломать сложившиеся формы федеративных отношений, а полнее адаптировать их к обслуживанию как национальных, так и общегражданских задач развития российского общества.
Наибольшее политическое значение
имеет государственный язык, которому
государство оказывает поддержк
Языковая политика - деятельность государства и других политических сил по установлению статуса языка в обществе Языковая политика представляет собой направление социальной, культурной, образовательной, издательской и, особенно, национальной политики, осуществляется как в форме отдельных мероприятий, так и в их комплексе, направляется законодательными актами.
Требования языковой политики состоят в необходимости изучения языка, определении сфер его распространения — обучения, издания и т. п. В любом государстве языковая политика всегда есть отражение политики государства. Языковая политика, как правило, сводится к следующим основным направлениям:
- ликвидация неграмотности;
- выбор и установление государственного (официального) стандартного языка;
- определенное положение других языков по отношению к государственному языку;
- определение сфер и типов языковых состояний и ситуаций каждого из языков;
- кодификация и совершенствование содержания государственного языка.
Государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности, конфликтов между народами, а также конфронтаций со структурами власти. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России. Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях.
36. Основные цели и задачи государственной молодежной политики.
Цели и задачи государственной
молодежной политики
Государственная молодежная политика
в Российской Федерации осуществляется
в целях:
· создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами
своего жизненного пути, осуществления
выдвигаемых ими программ (проектов) в
области государственной молодежной политики
в Российской Федерации, социального становления,
самореализации и участия молодых граждан
в общественной деятельности;
· воспитания и образования молодежи,
защиты ее прав и законных интересов;
· реализации общественно значимых инициатив,
общественно полезной деятельности молодежи,
молодежных, детских общественных объединений;
· содействие социальному, культурному,
духовному и физическому развитию молодежи;
· недопущение дискриминации молодых
граждан по мотивам возраста;
· создание условий для более полного
включения молодежи в социально-экономическую,
политическую и культурную жизнь общества;
· расширение возможностей молодого человека
в выборе своего жизненного пути, достижении
личного успеха;
· реализация инновационного потенциала
молодежи в интересах общественного развития
и развития самой молодежи.
Цели государственной молодежной политики
реализуются на всех (уровнях государственной
власти и управления Российской Федерации.
Устанавливаемые соответствующими государственными
органами задачи в сфере реализации молодежной
политики не должны противоречить ее целям.
Государственная молодежная политика
в Российской Федерации направлена на
поддержку и стимулирование семей, предприятий
и учреждений некоммерческих организаций,
общественных объединений и граждан, осуществляющих
деятельность по созданию благоприятных
условий жизни молодежи, по ее воспитанию,
обучению и развитию.
37.Понятие структуры
и функции политической
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет
разнообразные действия и взаимоотношения
властвующих групп и
Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
38. Особенности
политической системы
Политическая система
Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной .
Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.
Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Для России с ее огромными территориями,
с множеством регионов, значительно
отличающихся друг от друга по своим
природным и экономическим
Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права. Правовое государство "связано" правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.