Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
9)Пол. власть. Власть-возможность или способность одной обществ группы или личности подчинять своей воле поведение др людей. Любая власть предполагает след. условия:1.наличие не менее 2-х субъектов;2. необх-ть приказа, без которого власть немыслима;3. повиновение приказу;4. наличие опр-х правил, в рамках которых действует повелевающий и подчинённый. Проблема власти – это осн-я проблема пол-ки.Пол.власть-реальная возможность и способно соц субъектов проводить свою волю в политике и правовых нормах посредством авторитета, закона, принуждения. Полит власть реализ-ся для выполнения опр-х целей и задач:1). согл-е интересов разл-х соц групп2). поддержание устан-го функц-я и раз-я соц системы3). осущ-е принуждения в предусмотренных нормами случаях4). придание опр-ой направленности соц отнош-ям в соотв-ии с целями общ-ва и госп-щей группы.Хар-ми чертами полит власти явл-ся:- суверенитет и неделимость- воля- авторитет- принуждение.СУВЕРЕНИТЕТ – это независимое от каких-либо сил, обстоят-в и лиц верховенства данного соц. субъекта. НЕДЕЛИМОСТЬ-полит власть не может быть разделена между субъектами, занимающими разные полит позиции.ВОЛЯ – наличие у субъекта осознанной полит цели, спос-ти, готовности и решимости последовательно добиваться её осущ-я.АВТОРИТЕТ – это общепризн-ое в стране и за её пределами влияние субъекта полит власти. Авт-т находит выраж-е в готовности субъектов общ-ых отношений подч-ся распоряжениям субъектов власти.ПРИНУЖДЕНИЕ – закл-ся в осущ-ии своей воли разл-ми ср-вами вплоть до применения физ насилия. Принужд-е не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие явл-ся основной формой правления.Разновидностью пол власти явл гос власть, имеет особенности:1).располагает спец-ым аппаратом упр-я, который распр-ся на тер-ию, обоз-ую гос границей.2).имеет возмож-ть исп-ть законнозакрепл-ое насилие через органы безопасности, армию.,полицию и др. А также:-господство над остальными органам власти- исключительное право на нормотворчество-хар-ся масштабностью ресурсов и полномочий. Ф-ции пол власти:1.форм пол системы общ-ва, регул пол отнош; 2.руководство, опр-ющее стратегии развития общ-ва; 3.управление(реализация стратегич целей, достижение общ порядка, решение соц задач); 4.контроль;5.социализация личности.
10)Легитимность пол власти. Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень Л, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.Принято выделять следующие типы легитимности (по Веберу): традиционную, харизматическую и рациональную.Традиц Л, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или пол институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость.Рациональная (демократическая) Л, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Харизматическая Л, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества пол лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время.
11)Субъекты,ресурсы,способы
реализ. власти.Критерии
эффективности. Субъекты:первичные-крупные соц.группы
со своими интересами (народ,классы,население
городов и сельское), вторичные(гос-во,пол.элиты,
12)Пол. Система. Пол сис-ма общ-ва – это система полит институтов и орг-й полит идей, взглядов, полит нравств-х и правовых норм, традиций, избир-го права и избир системы общ-го мнения и др. специф элементов с помощью которых осущ-ся власть или оказ-ся влияние на неё.Функции полит с-мы:1. опр-е целей и задач общ-ва, разработка программ его деят-ти 2.мобилиз-я инф-ых ресурсов и всего общ-ва на выполнение соц полит целей и задач 3.полит соц-ция общ-ва, формир- полит созн-я граждан 4.полит связь элементов системы 5.укрепл-е общ-полит строя, обесп-е его безопасн-ти 6. нормотворчество7.легитивность полит системы.В стр-ре полит системы выделяют след-щие осн-ые элементы:1).полит институты и орг-ции2).полит-правовые нормы3)полит-правовые отн-я4)полит созн-е и полит культура5)избир система.Типология политической системы как универсальной, многоуровневой yпpaвляющeй системы общества определяется по целому ряду признаков. Пол системы классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские или смешанные); пол режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); характеру соц-пол отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой (открытые, закрытые), типа гос-ва (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); пол культуре (патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам. В пол системе функции информирования выполняют специальные средства, которые называют СМИ. СМИ — сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по производству и открытой, публичной передачи с помощью специальной техники сообщений, сведений о происходящих событиях и явлениях в конкретной стране и во всем мире. К ним относятся печатные органы (пресса, книги, массовые справочники, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.), Интернет, а также обслуживающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ различают правительственные, оппозиционные, независимые масс-медиа.СМИ — важный институт современного общества, выполняющий функции: информирования; образования и социализации; научного и культурного просветительства; контроля за социальной средой; корреляции социально-политических отношений; распространения господствующих в обществе политических и культурных ценностей; мобилизации; рекламы; развлечения и др.
13)Пол режим.Авторит и тоталит режимы. Пол реж – совокупность наиболее приёмов, способов и методов осуществления политической власти, создающий в целом определённый устойчивый климат, определяющий возможности функционирования всех политических институтов и субъектов политики. Тоталитаризм – полит режим, характеризующийся всеобщим вмешательством государства во все сферы жизни общества и личную жизнь граждан. Черты: 1) абсолютная концентрация власти, кот. реализуется через гос механизм и предтавляет собой этатизм (вмешательство гос-ва в эк, полит и дух жизнь граждан) 2) однопартийная система, недопуск в полит жизнь каких-либо других полит и общественных организаций3) наличие общественно-политического движения4) наличие гос организационного террора, основанного на постоянном и тотальном насилии 5) жесткая регламентация эк-ки и наличие внеэкономических форм принуждения. Важнейшая роль отводится идеология и пропаганда. Авторитаризм – полит режим властвования одного человека или правящей группы, основанный на беспрекословном подчинении власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. Черты: 1) самовластие – небольшое число носителей власти 2) власть является неограниченной и не под контролем гражданам 3) опора на силу 4) монополизация власти и политики, недопуск полит аппозиции и конкуренции 5) отказ от тоталитарного контроля над обществом, которые не связаны с политикой 6) рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборнвх органов новых лиц без проведения дополнительных выборов. Слабые стороны А.р.: 1)полная зависимость политики от позиции главы гос-ва или высших руководителей 2) отсутствие у граждан возможности предотвращения произвола и полит авантюр 3) ограничение полит выр-я общественных интересов. Положительная сторона – способность обеспечить полит стабильность и порядок.
14)Демократический режим. Пол. сист. РБ. Демократия — это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и осуществление широких прав и свобод человека и гражданина, приоритет правовых методов отправления и смены власти. Демократический политический режим характеризуется следующими принципами', признанием народа первоисточником и перво-носителем власти; реализацией власти в интересах народа; обеспечением равных прав всех граждан перед законом на участие в управлении делами общества и государства; систематической выборностью, подотчетностью, сменяемостью органов государственной власти; наличием механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства; абсолютным приоритетом правовых методов отправления и смены власти; соблюдением принципа разделения властей в системе государственной власти; наличием у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; верховенством закона во всех сферах жизни общества; наличием политического плюрализма и конкуренции мнений. Недостатки: возможная тирания большинства и конфронтация, непрофессионализм власти и ее способность на непродуманные и резкие социальные перемены. Пол система и режим РБ:в том или ином проявлении функционируют все элементы. присущие политической системе. Особенности: функционирование полит. системы в условиях трансформирующегося общества, что обусловливает взаимодействие инновационного развития с традициями советской политической системы; переход от тоталитарного полит. режима к демократическому ; ключевая роль президентской власти в выработке политического курса; социально-ориентированная государственная политика; полит. стабильность; неразвитое гражданское общество (при наличии множества общественных объединений и политических партий они еще не играют должной роли в политической, экономической и социальной жизни общества; многовекторность внешней политики; активное государственное регулирование общественных процессов.Задачи разв пол сист РБ:Повышение уровня демократичности политической системы и полит. режима; интеграция общества на основе реализации государственных интересов; налаживание эффективной деятельности политических институтов;дальнейшее формирование и повышение роли гражданского общества;повышение уровня политической культуры;Дальнейшее формирование положительного имиджа страны.
15)
Пол институт. Гос-во.
Пол институт-самост явление пол жизни,
элемент пол системы(гос-во, пол партии,
общ организ,коллективы).Важный признак
пол институтов-они активно взаимодействуют
в процессе осущ власти и соц управления.Гос-во
– это организация публичной власти, которая
обладает суверенитетом, действует на
определенной территории и подчиняет
себе все население, проживающее на этой
территории.Признаки
гос-ва:легитимное физическое насилие;наличие
публичной власти, отделенной от общества
и осуществляемой профессионалами-управленцами;
16)Формы гос правления. Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотн между высшими гос органами, а также между ними и гражданами. Выделяют две основные формы правления: монархию и республику. Основные критерии такого деления – формальный источник власти и способ ее организации. Монархии: к концу ХХ ст. в мире насчитывалось 28 государств-монархий. В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и, как правило, передается по наследству.Бывают абсолютные и конституционные монархии. В абсолютной м.(сейчас редкая:Саудовская Аравия, Катар)все ветви власти сосредоточены в руках монарха.В конституционной его власть ограничена конституцией. Ее делят на дуалистические и парламентские.В дуалистических (редкие:Марокко, Кувейт), монарх обладает широкими властными полномочиями в исполнительной сфере и ограниченными – в законодательной.В современных парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление страной осуществляют фактически парламент и правительство, образованное им и ответственное перед ним. Фактически главой гос-ва является глава правительства.Республики: в них высшие гос органы избираются населением и на определенный срок.Сейчас существуют три основные разновидности республиканской формы правления:- президентская (США): 1) президент – глава государства и исполнительной власти. Избирается населением.Он формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые министерские посты, возглавляет его, председательствует на заседаниях. При принятии решения решающий голос – за президентом; 2) жесткое разделение властей, использование механизмов сдержек и противовесов. – парламентская В ней правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль ограничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом (в некоторых странах совместно с депутатами местных органов), собранием выборщиков либо непосредственно населением. Фактически главой государства является глава правительства. Правительство нередко обладает законодательной инициативой, а также правом обращения к президенту с просьбой о роспуске парламента.Глава правительства является депутатом парламента. Не лишены такого права и другие члены правительства, т.е. жесткого разделения властей, как в президентской республике, здесь не существует. Парламентскими являются большинство западноевропейских республик, страны Балтии.- смешанная (парламентско-президентская). Соединяет в себе черты президентской и парламентской республики (Франция, Швейцария, Австрия и др.) Президент и парламент избираются всенародно. Полномочия президента столь же широки, как и в президентской республике, а кое в чем и превосходят их. Так, в смешанной республике президент имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, может единолично ввести чрезвычайное положение, но в это время он не может распустить парламент.
17)Формы территор-госуд.устройства. Гос-территориальное устройство - это национально-территориальная организация государства, характеризующаяся соотношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных органов власти) друг с другом и центром. Различают две основные формы тер-гос устройства: унитарную (простую) и сложную (составную). Унитарное го-во—такое, которое не имеет внутри себя обособленных территориально-государственных образований, пользующихся суверенными правами, политической самостоятельностью. Сложные гос-ва подразделяются на империи, конфедерации и федерации. Империя - насильственно создаваемое сложное территориально-гос образование с полной за-висимостью частей от центра. Империя - изжившая себя форма тер-гос устройства. Федерация - юридически единое союзное гос-во, в состав которого входят определенные гос-ва или гос образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеративной власти. Федерация обладает суверенитетом и поэтому выступает во внешних сношениях наряду со своими субъектами. Федеративные гос-правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Сейчас в мире около 20 федераций (США, Россия, Канада и др.)Конфедерация - не единое государство, а союз самостоятельных государств. Конфедерация - форма территориально-гос устройства, при которой составляющие конфедерацию гос-ва, сохраняя свой суверенитет и законодательные полномочия, временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей конфедеративным органам власти и управления.
18)Правовое гос-во и гражд общ-во. Правовое гос-во-это такое гос-во, которое функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы гос власти и управления, должностные лица связаны правом и осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они должны действовать в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходить за рамки своего правового поля. Принципы формирования правового гос-ва: принцип верховенства закона; принцип равенства всех перед законом; принцип незыблемости прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; принцип взаимной ответственности; принцип разделения властей; принцип судебной защиты прав личности; принцип контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, их законностью.Гражданское общество-совокуп самодеятельных, негос, общественных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, экономически самостоятельных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с гос-вом, помимо гос-ва или вопреки гос-ву.Гражданское общество -модель социального устройства, где между гражданами и государством функционирует множество самост самодеятельных структур. Структуру гражданского общества составляют такие плюралистические саморегулирующиеся общественные институты и ассоциации, как семья, церковь, органы самоуправления, неправящие политические партии, общественные организации, творческие союзы, гражданские инициативы, негосударственные СМИ, школы (частные), предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д. Основными признаками (элементами) гражданского общества являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Гражданское общество — прочная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, выступающая посредником между человеком и государством.