Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
1)П. как наука. П. и др. науки. П – наука о роли политики в жизни общ-ва, пол. теориях, отношениях, деятельн., пол. системах и институтах. Политика – совок. целей, установок и интересов индивидов, общ.групп, партий, кот. они руководствуются во внутригос. и межд. жизни и кот. реализуются при помощи гос.власти. Объект П. – полит. жизнь общ-ва или пол-ка в целом.Предмет П – полит. власть, законность её становл-я, функции и изменения. Задачи П – формирование знания о политике, пол. деят.; объяснение и предсказание пол. процессов и явлений, пол. развития; разработка методов пол. исследования.Роль П. – регулирует все стороны жизнедеят. общ-ва, начиная с семьи и брака, заканч. экономикой, гос-вом, междунар.отнош.; способствует созд. демокр., соц., правового гос-ва, воспитанию пол.культуры. П явл. соц-гум дисциплиной и связана с фил.(выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотн. общ-ва, гос-ва и личности), социолог.(изучает взаимосвязьи взаимодейс. пол. с соц.средой), эк. теорией, правом, историей и психологией.
2)Становление и эволюция П. Пол. образование в РБ. Историю развития П можно условно разделить на 3 периода: 1. Философский(возникает в Древнем мире.Продолжается до середины 19в. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор; Платон; Никколо Макиавелли — итальянский учёный, считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку). 2.середина 19в. — 1945 г. Начинается изучение П научными методами. Возникает движение марксизм. П бурно развивается. В 20-30 годы центром П становится США. Начинается преподавание политической науки. 3.1945 г. — продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван междунар.коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы пол.науки, был определён предмет, объект, задачи П. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в вузы.Первые научные труды: «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, Макиавелли, «Государь». РБ: в 1989 П стала преподаваться , до этого времени пол изучалась в курсах науч. коммунизма, истории КРСС; 1993-созд. Бел.ассоциации пол. науки.
3)Ф-ции
и методы П.
Методы:1.Системный
метод - предполагает комплексный анализ
сложившихся пол явлений, механизмов функционирования
пол организаций, институтов. Системный
метод анализа общественно-пол процессов
требует детального изучения их составных
элементов, структуры, функционирования
и т.п. 2. Бихевиористический
метод-суть которого в изучении пол
явлений путем анализа поведения отдельных
людей. Сторонники этого метода считают,
что политика, как общественное явление,
- прежде всего индивидуальное измерение,
и все групповые формы деятельности обуславливают
выводами из анализа поведения индивидов,
соединённых групповыми связями. 3.Количественные
методы - связаны с бихевиористическим
методом, ибо пол явления, подобно природным,
можно измерить, посчитать. Сторонники
этих методов широко используют ЭВМ, другие
счётные машины в исследованиях, проводимых
в политической сфере; анализируют результаты
выборов, развитие пол институтов и т.д.
4. Сравнительные методы - наиболее
древние, ими пользовались Аристотель,
Платон, Монтескье и др. Особенность-сопоставляются
два или более пол объекта.Сущ опр принципы
отбора предметов для сравнения. Это, во-первых,
институциональный
принцип, когда выбираются аналогичные
институты и анализируются их сходство
и различия. Во-вторых, функциональный
принцип, который относится к пол практике,
когда берутся два и более объекта с существенными
внешними различиями, но обслуживающие
те же самые интересы и потребности. 5.
Метод принятия решений - самый распр
метод в П Его основными понятиями являются:
центр принятия решений, процесс принятия,
конечный результат принятого политического
решения; исп соответствующих средств
для реализации политического решения.
Ф-ции:1. познават-я: исследует и объясняет
полит. явления, процессы. Обогащает способы
и приёмы познания политики.2.инструменталистская
4)Зарожд. и развитие пол знаний в эпоху античности, средневековья. Если говорить об Античности, то наибольший вклад внесли Платон и Аристотель, хотя и ранее в мифологии просачивались разные мысли и взгляды. Полит мысль формируется и разв-ся в рамках фил-го мировоззрения, представляет собой одно из направлений философии. Общественно-полит вопросам Платон посвящает «ГОСУДАРСТВО» и «Законы», также диалоги «Политик», «Критий».В хар-ке госва Платон выделяет 4 осн-х формы:1. темократия – это гос. форма правления, которая основана на господстве честолюбивцев.2. Олигархия – это госп-во немногих над большинством.3. Демократия – это власть и правления народа.4. Тирания – власть в обществе одного человека над всеми.Все 4 формы он рассм-т как отриц-е и считает, что ни одна из них не является совершенной. В противопол-ть данным формам Платон противопоставляет проект наилучшего устр-ва гос-ва. Гос-вом должны руководить мудрецы или фил-фы, это тоже власть немногих (как в олигархии), но они заботятся не о своих интересах, а об обществе в целом.По мнению Платона, гос-во:1.должно обладать собств. орг-ей и ср-вами защиты;2. должно осущ-ть системное и достаточное обесп-е всех граждан необходимыми благами3. должно руководить дух. деят-ю общества и творчством.Для разделения граждан в гос-ве по группам Платон берёт нравст. кач-ва человека: мудрость, мужество, терпимость. Таким образом, он выделяет 3 группы людей:1.ремесленники и земледельцы (терпимость!)2. воины или стражи (мужество!).3. философы (мудрость!) Во главе гос-ва должны быть философы! Аристотель полит-ую проблематику рассматривает в таких работах как «Политика», «Афинская полития». Его волнуют вопросы о возникновении реального гос-ва. Он подверг резкой критике проект Платона об идеальном гос-ве.Аристотеля интересуют проблемы:1. происхождение гос-ва: он пытается обосновать естеств. происх-е гос-ва. Чел-к, по его мнению, всегда стремится к общению и общежитию. Это приводит к образованию семьи, как 1-ой ступени обр-я гос-ва, Со временем этого становится маловато…образуются селения из нескольких семей…а затем и государства из нескольких селений. Но в отл-и от семей и селений, которые основаны прежде всего на стремл-и продолжительности рода и на отц-ой власти, гос-во образ-ся на нравств. основе, оно созд-ся ради общей пользы.2. Проблема формы гос. устройства: в завис-ти от цели, которую ставят правители, Аристотель разл-т правильную и неправ-ю формы гос. устройств. Прав-ым он считает такой строй, при котором преслед-ся общие блага. А неправильным – где прислед-ся личные интересы правителей. Он выд-ет след. виды гос. устройства:- монархия (правл-е одлного в интересах всех) - аристократия (правл-е немн-х, но в интресах всех) - полития (правл-е многих, но в инт-ах всех)К неправ-ым относит: - тирания- олигархия- демократия. Хар-ной особенностью полит мысли Сред-вья было влияние на неё христ. рнлигии и Римск. катол. церкви. Одной из центр. проблем полит мысли этого периода был вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церк.) или светская (гос-ая). Согласно христ. полит. концепции гос-во выступает частью униврс-го порядка, созд-ем и правитиелем которого явл-ся БОГ. Мыслители этого периода: Аврелий Августин, Фома Аквинский. В раннем средневековьи Аврелий Августин в работе «О граде божии» обосновывает неравенство в обществе. Историю челов-ва он рассм-ет как борьбу града божьего и града земного –борьба за матер. блага, в которой притесня.ются праведники.Фома Аквинский считает, что гос-во сущ-ет для того, чтобы заб-ся об общем благе. Лучшей формой он считает монархию. Осн-ной целью явл-ся забота о добродетельной жизни подданных.
5)
Соц-пол концепции
эпохи Возрождения
и Нового времени.
В эпоху Возрождения полит мысль представл-на
прежде всего в работах Макиавелли.
В своём сочинении «ГОСУДАРЬ»и др. произведения
он противопоставляет религ-ой концепции
гос-ва теорию светского гос-ва, воз-ние
которого связано с потребностью обуздать
эгоист-ю натуру чел-ка.Наиболее разумной
формой гос. устройства Макиавелли
считает монархию. При этом монархия рассм-ся
им как господство одного чел-ка, который
стремиться конституировать и сохранить
гос-во. Высшей целью политики и гос.
деят-ти явл-ся создании и функц-е жизнеспособного
гос-ва. Монарх должен всеми силами и средствами
укрепить сущств-й строй и жизнь страны,
как цель оправд-ет любые ср-ва, которыми
он польз-ся. Гос-во будет сильным тогда,
когда монарх будет заб-ся о благе народа.
В произ-ях Томаса Мора, Томаза Компанелли
и др. мыслителей этого периода обосн-ся
необх-ть устан-я такого обществ. порядка,
который основ-ся на равенстве всех членов
общ-ва, коллект собст-ти, обяз-ти труда
всех граждани общ. самоупр-ия. Идеи утопического
социализма явились своеобразной формой
протеста против тех отношений, которые
возн-ли в обществе в связи с перех-м к
капит-му строю. В своём разв-и утопич.
социализм проходит 3 осн-х этапа:1. утопич.
соц-м: 16-18вв: Мльен, Марели2. критич. утопич.
соц-м: Сеньсемон, Фурье, Оуэн3. утопич.
соц-м рус-х революционеров-демократов.
Пол-ка и полит деят-ть рассм-ся как временное
явл-е, даётся всесторонняя критика бурж.
общ-ва в целоми бурж гос-ва в частности.Гос
власть должна иметь след-е права:-1- право
наказать нарушителей закона -2-право объявл-я
войны и закл-я мира-3- право суда -4 право
уст-ть законы, касающ-ся собств-ти-5- запрещать
вредные учения, которые ведут к нарушению
мира и спокойствия внутри гос-ва. Гоббс
считает, что гос власт должна быть нераздел-ой
и суверенной. Он выд-ет 3 вида гос власти:-
монархия-аристократия-
6) Развитие пол мысли Зап Европы в Новое время (19в). Получал дальнейшее распространение либерализм, отстаивающий экономич. и полит. свободы, конкуренцию, плюрализм мнений, реформирование общества.Как реакция на либерализм утверждается консерватизм (Э.Берк и др.), выступавший против реформ, нарушающих общественные устои, в защиту традиций, морали, семьи.Ряд мыслителей (А.Токвиль, Дж.Миль) видели в бурж. демократии опасность подавления большинством меньшинства и личности. Большинство воспринималось как диктатура посредственностей, а меньшинство как группа просвещенных. Последних по мнению Дж.Милля необходимо избирать в нескольких округах. Особая роль отводилась представительным органам. На гос. должности предлагалось принимать по итогам экзаменов. Представительная власть не должна вмешиваться в «частности управления». Реакцией на утверждение капиталистических порядков, не принесших избавления трудящихся от эксплуатации и бедности было появление идей утопического социализма (замена частной собственности общественной, установление равной оплаты за труд, налаживание народовластия). Первыми соц.-утопистами предлагался грубо уравнительный строй. ВХ1Х в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн выдвинули идеи более рационального характера: о введении планового хозяйства, всестороннем развитии личности, оплате по труду и др. Многие их идеи были использованы К.Марксом и Ф.Энгельсом. Основные постулаты их учения: пролетариат как ведущая сила капиталистического общества под руководством ком. партии свергает власть буржуазии, устанавливает свою диктатуру, утверждает общественную собственность, плановое хозяйство, ликвидирует эксплуатацию, строит сначала социализм , а затем и коммунизм. Против либеральных и социалитических идей выступали представители социального дарвинизма Л. Гумплович, Ф. Ницше и др. Л.Гумплович считал главной движущей силой истории борьбу рас за существование. Под расами он имел ввиду классы и нации. Высшая расса (господ) должна подалять низшую расу огнем и и мечом. Фридрих Ницше считал движущей силой общественного развития волю к власти. Вся история общества есть исторя борьбы «сильной расы» - господ-аристократов и «слабой расы» угнетенных, толпы. Эксплуатация, неравенство естественны. Чтобы убедиться во вреде социализма нужно провести эксперимент.Идеи социал-дарвинистов были использованы фашистами в их теории и политике.
7)
Соц-пол идеи Беларуси
в 12-19вв.
На влияние полит мысли в Б оказали влияние
соц-эк факторы, а также истор развитие,
особенности формир-я нац самосознания.
Проблемы соц-полит хар-ра уже нашли отр-е
в трудах мыслителей 12в. и закл-сь
в обосновании необх-ти феод гос-ва и утверждения
христ-ва.Пол идеи средневек – Ефросиния
Полоцкая(сторонник введения принципов
христ-ва в гос жизнь, смягчения жестокости
княжеского законодат., выступала за помощь
гос-ва бедным, демократизацию образования),
Кирилл Туровский (выступал против вероломства
в политике, за единение восточнослав.
земель, законопослушание, выполнение
этических норм). В работах мыслителей
15-16вв. много внимания уделяется хар-ке
прав. регулир-я полит отн-й. Наибольший
интерес в этом плане представляют труды
Льва Сапеги(редактор Статута ВКЛ 1588.
Сторонник централизованного правового
независ гос-ва, презумпции невиновности),
Сымона Будного(автор первой в Бел работы
на пол тему «О светской власти», сторонник
частной собственности и соц партнерства,
считал что власть от Бога, но люди исп
её в корыстных целях, войны бывают справедливыми,
если за Отечство),
Франциска Скорины(главная цель гос-ва
- благополучие граждан, пол идеал – образованная,
гуманная и сильная монархия; осн ценности:патриотизм,
правосознание общ-ва, справедл правосудие,
терпимость), Волана(труд «о пол или
гражд свободе», свобода – гл условие
развития личностных качеств чел. Свобода
утверждается благодаря разуму, добру
и законности). В общ- пол мысли 16-18вв.(период
пребывания Бел в сост РП) важное место
занимала проблема развития бел государственности,
осознание принадлежности к бел этносу,
борьба с католицизмом и полонизация бел
населения, созд самост гос-ва).В 18-19в.(в
составе Рос имп) в Бел получили распростр
идеи рев-демократов. Основные их идеи
были созвучны с рус революционерами-демократами(
8)Осн направл разв совр зап П: Институционализм (Институт- созданное для выполнения опр полит. целей и функций учреждение, имеющее внутр организационную структуру и подчиняющееся установленным правилами и нормам деятельности. К полит. институтам относятся государство, полит. партии, др. общественные объединения.Пол поведение людей инт-зм изучает в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов.Представители направления француз М. Дювержье, американцы С. Липсет, Ч. Мильс и др.).;Системно-функциональные концепции политики (дополняют интитуционализм тем, что исследуют политику и ее институты, исходя из их роли и значения в обществе и в тесной связи с другими системами, в частности, с социальной системой, включающей различные группы людей, объединенных общими целями, нормами, связями.Представители данного направления американцы Г. Лассуэл, Т. Парсонс, Д. Истон, немец М. Вебер, француз М. Крозье и др. Так, по Парсонсу, политическая система находясь в тесной связи с социальной системой реализует ее цели посредством властных институтов.) Концепции политического плюрализма (Сторонники этих концепций (Э .Дюкгейм, А. Бентли, Р. Даль, М. Дювержье, Р. Дарендорф) считали, что поведение людей определяется их интересами. Совр общество не делится на классы, а представляет собой систему социальных групп, интересы которых вполне примиримы.Функция согласования этих интересов принадлежит гос-ву, которое призвано не допускать преобладание одних интересов над другими, подчинение более слабых общественных групп более сильным группам и тем самым предупреждать социальные конфликты);Теории демократии(В Новейшее время, как и в Новое время большой интерес на Западе проявлялся к проблемам демократии. В ХХ в. теория демократии пополнилась исследованиями, посвященными правовому государству, гражданскому обществу, правам и свободам человека, положению нацменьшинств и т.д. (Исследователи С. Липсет, и Р. Даль, австриец Й. Шумпетер и др.). и бюрократии (М. Вебер и ряд американских политологов рассмотрели структуру, функции, положение в обществе бюрократии и признали ее как судьбоносное явление, необходимое и для современного гос-ва. Они обратили внимание на рациональность бюрократии в странах Запада, что дает основание для ее легимитации (узаконения). При этом исследователи призывали не допускать посягательства бюрократии на позиции демократии, сдерживать ее стремление узурпировать пол и гос власть общественным контролем.);Роль политических элит, лидеров, партий, политической культуры в жизни общества;Теория политических конфликтов;Теории международных отношений (Особое внимание проблеме международных отношений уделяется в американской политологии. Одна из наиболее известных работ по данной тематике - опубликованнное исследование Г. Моргентау «Политика в ХХ веке», в котором обосновывается концепция «национальных интересов», оправдывающая гегемонистскую позицию США в отношении других государств, обосновывающая некую исключительность данной страны и ее право на мировое господство);Практическая политология (Изучает индивидуальную и корпоративную общественную деятельность, ее влияние на жизнь социальных групп и общества. В данном контексте наиболее привлекательными для исследователей является изучение процесса формирования общественного мнения и политических установок,поведения социальных групп и отдельных граждан в период избирательных кампаний);Процесс формирования общественного мнения и политических установок;Поведение социальных групп и отдельных граждан в период избирательных кампаний. Довольно популярной в П являютя теории элит: Гаэтано Моска («Господствующий класс»; власть должна находится в руках меньшинства; правящее меньшинство – элита); Вильфредо Парето (выдвинул концепцию «циркуляции(смены) элит»; принадлежность к элите зависит от врождённых психологических черт). Ещё одно важное напр П – анализ пол партий: Острогорский(«Демократия и организация пол партий»), Роберт Михельс(«Социология пол отношенияй»).