Социалистическая идеология и её разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:32, контрольная работа

Описание

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).

Содержание

Ведение………………………………………………………………………....2

1. Противостояние принципов либеральной и консервативной

идеологий: история и современность…………………………………3

2. Социалистическая идеология и её разновидности…………………..17

3. Практический вопрос………………………………………………….25

4. Заключение…………………………………………………………….27

5. Список литературы……………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Устюгова Политология.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

                  Концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;

                  Требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.

Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах – гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. человек – независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательно внешнего (государственного, церковного и пр.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую, по сути, свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится. Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:

                  Идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория «общественного договора»);

                  Концепция «гражданского общества» как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию – государство; при этом носителем государственного  суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в целом ;)

                  Концепция «правового государства», базируется на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;

                  Идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;

                  отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;

                  признание основополагающего значения и разработка прин7ципов конституционализма, парламентаризма и демократии;

                  признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни – политической, социальной, культурной, религиозной и пр.

Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннего буржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция. Содержание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного состояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией. Идеи своеобразно социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII – начала XIX вв. однако столь радикальным либерализм был не долго. Как выяснилось ближе к XX в., следование базовым принципам либерализма почему-то никак не приближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот – вело к все более резкому экономическому и социальному расслоению общества, что автоматически ставил либерализм с его требованиями свободной конкуренции в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.

Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра – в признании большей позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций. Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, «новые либералы» принялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики, например, кейнсианство, провозгласили необходимость осуществления государством широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т. д.

В целом коррекция идей классического либерализма применительно к реалиям XX в. Оказалась достаточно успешной. Наиболее заметные действия социально-политического реформаторства нашего столетия («новый курс» Ф. Рузвельта в 30 – е годы в США, строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50 – 60 – е годы в Западной Европе) были в значительной степени вдохновлены именно идеями «неолиберализма» (или «социального либерализма»). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия усиления государственной регламентации в экономической и социальной сферах, популярность неолиберальной идеологии пошла на спад. Появились программы возрождения идей классического либерализма («либертаризм»), усилилось влияние главного конкурента либерального мышления – идеологии консерватизма.

Консерватизм

Данное направление идеологической мысли чаще всего характеризуют как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержку существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме – обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию же естественный традиционализм  превращается в совершенно определенных исторических обстоятельствах – в  эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требованиями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Берка (1729 - 1797), Жозефа де Местра (1753 – 1821), Луи де Бональда (1754 - 1840), Франсуа Рене де Шатобриана (1768 - 1848) и других мыслителей этой эпохи.

По историческому содержанию эго была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп (аристократии, духовенства и пр.) представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу.   Впрямую атаковать лозунги свободы и общественного прогресса было  бессмысленно, поэтому консерватизм искал более изощренную теоретическую опору своим устремлениям. И нашел ее в конце концов в естественном традиционализме, в идеях непрерывности, преемственности и органичности общественного развития.

Развернутая на этом исходном основании «контрсистема» принципов консервативной идеологии выглядела примерно так. Светоносный и всепобеждающий Разум революционеров – просветителей был заменен такими понятиями, как История, Жизнь, Нация. Смысл замены состоял в подчеркивании консерваторами ограниченности человеческого разума в осознании смысла и целей истории, а следовательно, и чрезвычайной опасности произвольного социального проектирования и переустройства. Жизнь не сводится целиком к рациональному началу, она не менее иррациональна, непостижима и загадочна. Игнорирование сил Провидения, божественного начала мира может дорого обойтись человечеству.

Выбор таких исходных понятий предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему. «Исторический органицизм» означает истолкование общественных процессов по аналогии с развитием любого живого организма, которое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в любом организме ничего «лишнего» или «неразумного»). Кроме того, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя также переделывать, перестраивать общественный организм по своему разумению – будет только хуже.

Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом. Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определенную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требованием всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «органическую целостность» государства, нации и т. д.

Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и политических институтов, норм, правил, ценностей и пр. ведь в историческом процессе множество поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т. д. эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надежнее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защищать самыми решительными средствами.

Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на сохранении существующего положения вещей, все же не может отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергают, а даже приветствуются – но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно. Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Только кажется, что революции развиваются по рациональным планам, на самом деле – это хаос, взрыв, обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно. Кроме того, постепенные, эволюционные изменения в обществе старым испытанным методом проб и ошибок оставляют возможность коррекции, исправления возникающих нежелательных последствий. После революционной же ломки исправить уже ничего нельзя.

Возникшая как антипод либерализма консервативная идеология нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, - потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего. И поскольку потребность эта постоянна, то и консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции.  При этом в соответствии со своими собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения. В XX в. консерватизм сумел ассимилировать даже некоторые базовые принципы либеральной идеологии: свободные рыночные отношения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и т. д.  Этому, правда, в немалой степени способствовало то, что на протяжении длительного времени консерваторы и либералы вынуждено держали «единый фронт» против идеологии социализма.

Подлинный «ренессанс» консерватизма наступил в 70-80-е года нашего столетия. К этому моменту либеральные и социал-демократические лозунги слегка поблекли, столкнувшись с низкой эффективностью моделей «государства всеобщего благосостояния, нагруженного неподъемными социальными программами. Добавились к тому же первые серьезные вспышки энергетического, экологического и прочих техногенных кризисов, справиться с которыми действующим в тот период политическим элитам не удавалось.

В таких сложных условиях инициаторами перемен выступили именно консерваторы. Они смогли «поступиться принципами» собственного изготовления и, взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, преложили обществу обширную программ антикризисных мер и во многом сумели ее реализовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высвобождение предпринимательской инициативы, снижение налогов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.

В рамках новой неоконсервативной стратегии были существенно урезаны многие социальные программы, несколько сокращен  госаппарат, сужены функции государства и т. д. Это дало плоды – в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение. Вместе с тем современные неоконсерваторы не забыли и ценностей доиндустриальной эпохи – прочная семья, высокая нравственность, культура, духовность и пр. Все вместе взятое и обеспечило в 70-80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии. В 90-е, правда, маятник «либерализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторону, но не сильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияние социалистической идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социалистическая идеология и её разновидности

Идеи, родственные социалистическому учению, «бродят по Европе» вот уже 2,5 тыс. лет. «Намеки» на социализм мы найдём уже у Платона в его учении о государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических сочинениях Томаса Мора, Томаззо Кампанеллы. Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в 18-начале 19вв., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заговор равных» Гракха Бафера в 1796 г. во Франции и развернутые модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Это учение претендует на статус строгой теории, в которой выявлены законы исторического развития, однозначно указывающие на неизбежность движения истории в сторону социализма и коммунизма (социализм в данном случае рассматривался как первая стадия коммунистического общества).

К. Маркс и Ф. Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития, достаточно просто и наглядно переводившуюся на язык политических целей и программ. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальные цели – требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства. Именно по ним до сих пор идентифицируют марксистский социализм.

Марксистская идеология была первой в истории теоретической концепции, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного класса. (Правда, сами К. Маркс и Ф. Энгельс предпочитали свои построения идеологией не называть, считая. Что идеология – это ложное, иллюзорное сознание. Для своих убеждений они выбрали термин – «коммунистическое мировоззрение»). Создатели этого учения были уверены, что их историческое предназначении – дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, определить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса. И у такой уверенности, в общем, были серьезные основания – европейское рабочее движение второй половины 19  в. В целом благодарно  восприняло идеи марксистской идеологии и развивалось в тот период в основном под ее флагом.

Однако в конце 19 в., когда социалистическое движение уже достигло серьезных политических успехов (были созданы и окрепли социал-демократические партии, демократизировалось избирательно право и пр.), в нем произошел идеологический раскол, связанный с разным видением способов завоевания политической власти пролетариатом. Сторонники плавного, «эволюционного» пути вхождения во  власть, поэтапного осуществления реформ для достижения целей социализма: Эдуард Бернштейн, Карл Каутский – пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма (типа обязательной диктатуры пролетариата), хотя при этом и сохранили общие социалистические лозунги. Это движение в 20 в. Оставило за собой название социал-демократического.

Информация о работе Социалистическая идеология и её разновидности