Социалистическая идеология и её разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:32, контрольная работа

Описание

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).

Содержание

Ведение………………………………………………………………………....2

1. Противостояние принципов либеральной и консервативной

идеологий: история и современность…………………………………3

2. Социалистическая идеология и её разновидности…………………..17

3. Практический вопрос………………………………………………….25

4. Заключение…………………………………………………………….27

5. Список литературы……………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Устюгова Политология.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее же ортодоксальные защитники революционного духа марксизма, обвинив «эволюционистов» в ревизии идей К. Маркса, занялись организацией новых, «коммунистических» рабочих партий, которым было суждено сыграть значительную роль в истории 20 в. Многие из них смогли получить власть и попытались построить новое, коммунистическое общество. Неудача коммунистического эксперимента в странах так называемого «реального социализма» заставила критически оценить содержание марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии. Ныне ей предъявляют следующие претензии:

            Отождествление идеологии с теорией, позволяющее претендовать на непогрешимость, абсолютность, единственность;

            Закрытость для критики и дискуссий из-за преувеличения значения принципа партийности;

       Неспособность адекватно реагировать на меняющуюся историческую ситуацию;

       Чрезмерная апологетика революционного, насильственного характера разрешения социальных проблем;

       Растворение нужд и интересов отдельного человека в интересах и нуждах классов, наций, государств и других больших социальных общностей и, как следствие, игнорирование проблемы прав и свобод человека, несбыточное стремление насильно осчастливить все человечество.

Правда, противники марксистской идеологии утверждают, что все эти отрицательные моменты суть лишь следствие неверного решения исходной, базовой проблемы – соотношения планово-централизованного и рыночно- саморегулирующегося начал в общественной жизни. Выбор планово- централизованной экономики влечёт за собой необходимость столь же централизованной, жесткой политической власти. Последняя неизбежно скатывается в тоталитаризм, а в нем в свою очередь возможна только одна, разумеется «единственно верная» идеология.

У идеологии социал-демократии судьба оказалась более счастливой. Изначальный «реформистский» уклон этого варианта социалистической идеологии со временем только усиливался и, в конце концов, из составленных на его основе политических программ полностью выветрились основополагающие постулаты марксизма – диктатура пролетариата, уничтожение частной собственности и пр. целью социал-демократов был объявлен «демократический социализм», предполагающий длительный процесс постепенных, неограниченных во времени социальных преобразований. Идея классовой борьбы была заменена концепцией «социального партнерства», приверженность принципу консенсуса при решении спорных проблем привела к задаче поддержания равновесия между трудом и капиталом. Главным же достижением социал-демократической политической теории и практики стало создание в Западной Европе системы «социального государства» (ФРГ, страны Скандинавии), одно из важнейших приоритетов которого – социальная защищённость трудящихся. Пик политических успехов социал-демократов и их идеологии приходится на 60- 70- е годы. С накатом неконсервативной волны 80-х они уходят в тень. Да и распад системы социализма, с которой они имели хотя и отдаленное, но все же идеологическое родство, также «понизил рейтинг» идеологии социал-демократизма.

Таково в целом содержание наиболее влиятельных идеологий нашего столетия. Однако, разумеется, ими далеко не исчерпывается весь спектр идеологических течений нашего времени. Он включает в себя множество идеологических форм, постоянно возникающих на основе частичного совпадения политических интересов различных социальных групп. К ним относятся, например, национальные идеологии. Их концептуальность оформляется не на основе того или иного теоретического понимания структуры и законов развития общества, а как результат осознания политических задач национальной консолидации или размежевания в какой-то конкретный исторический момент. Национальные идеологии разрабатываются и поддерживаются теми политическими силами, которые надеются получить политические (а также экономические, социальные и пр.) преимущества от воздействия национальной принадлежности в ранг основной ценности. Это могут быть и целые народы, отстаивающие свою национальную независимость и самобытность, а могут быть и политические элиты, стремящиеся к повышению своего статуса (как в случае распада СССР).

Политические движения, инициируемые национальными идеологиями, не поддаются однозначной оценке. Они могут иметь как созидательно-охранительный характер, когда противостоят угрозе потери национальной самобытности, так и разрушительный – когда в них берут верх идеи этнической исключительности и превосходства, приводящие, в конечном счете, к усилению национальной розни и открытым конфликтам.

Как ни печально, но проповедь исключительности, безусловного превосходства характеристик тех или иных социальны групп также может быть «связующей нитью» многих идеологических форм, которые все еще находят сторонников: таковы фашизм, расизм, религиозный фундаментализм и пр. в таких идеологических образованиях очень мало собственно идейного содержания, но очень много предложений радикальных способов решения всех социальных проблем разом – насилие, террор, агрессия и т. д. это своеобразные «идеология отчаяния», социальной базой которых могут выступать любые социальные группы, попавшие силою исторических обстоятельств в бедственное, критическое положение, из которого не видно достойного выхода. Поэтому, к сожалению, она существует везде, где разрастаются социальные и политические кризисы, с цивилизованной регулировкой которых современное общество справляется далеко не всегда.

Кроме того, статус «идеологических» в настоящее время приобретают течения, которые объединяют людей стремлением политическими средствами решить какие-либо отдельные социальные проблемы, по разным причинам объявляемые главными или ключевыми. Таковы феминизм, экологизм  и т. д. однако их влияние невелико. Доминирующее положение в мире идеологий по-прежнему занимают три «идеологических кита»: консерватизм, либерализм, социализм. Но соотношение сил между ними к концу нашего столетия заметно изменилось.

Практически весь 20в. прошел под знаком острого идеологического противоборства консерватизма и либерализма, с одной стороны, и радикального варианта социализма (марксизма-ленинизма) –с другой,  исход этой битвы идеологических гигантов стал ясен к концу 80-х годов: социалистическая идеология проиграла, не справившись с самопровозглашенной ролью идеологического лидера эпохи. Однако почти полтора столетия отчаянной борьбы с социализмом не прошли бесследно и для победившей стороны. Либеральная и консервативная идеологии были вынуждены, во – первых, признать частичную правоту социализма в отставании социальной защищенности трудящихся, а во  - вторых, искать почву для сближения своих принципов перед лицом общего противника. Все это привело к тому, что либерализм и консерватизм значительно сблизились на основе ряда исходных принципов и концепций. Так, их «общим достоянием» стали концепции неотчуждаемых прав и свобод человека, правового государства, идея необходимости политического консенсуса и пр. так что сегодня уже никого не удивляет словосочетание «либерально-консервативный» или «консервативно-либеральный». Сегодняшние границы либеральной и консервативной идеологий уже плохо различимы для рядового гражданина. Этих различий ныне гораздо больше в конкретной политической практике, где сталкиваются личные и групповые амбиции политических лидеров и возглавляемых ими партии, чем на теоретико-идеологическом уровне.

Главная же особенность нынешней идеологической ситуации заключается в том, что на месте отступившей социалистической идеологии образовался некий духовный вакуум, свободная ниша, которую, однако, не могут до конца заполнить либерально – консервативной идеи. Кроме того, особый предмет волнения для последних заключается в том факте, что с ослаблением социализма исчез источник напряжения, движущая сила идеологического развития. Либерально-консервативной мысли больше не на чем оттачивать свои аргументы, пропал явный стимул к обновлению, реально замаячила угроза идейного застоя. Пошли даже разговоры о «конце истории», об утрате  «духовной энергии», воодушевлявшей прошлые поколения. И в самом деле, складывается впечатление, что нынешнее идеологическое миропонимание утратило свой прежний исторический оптимизм, уже нет безоглядной веры в несомненное и неизбежное улучшение мира, под вопросом оказывается эффективность реформ, усиливается отчуждение масс от государства и пр. так что в настоящее время ведущие идеологии находятся в поиске новых ориентиров, общественно-значимых целей, способных вдохновить большие массы людей. При этом их объединяют весомые идейные завоевания уходящих в прошлое эпох (права человека, гуманизм, демократия), что позволяет достаточно эффективно сдерживать проявление идеологического радикализма (фашизм, анархизм, расизм и пр.).

В современной России идеологическая ситуация несколько иная. После долгих лет безраздельного господства марксизма - ленинизма идеологическое поле неожиданно опустело. Но ненадолго. Разгоревшаяся среди различных групп постсоветской политической элиты борьба за власть потребовала соответствующего идеологического оформления. Пытающиеся выразить новые устремления масс десятки и даже сотни политических партий стало срочно примерять различные идеологические одежды. Наиболее «модными» среди них оказались либеральный, национально-патриотический и испытанный коммунистический ансамбли идей.

Преобладание на сегодняшнем российском идеологическом пространстве либеральных, национальных и коммунистических конструкций не случайно: каждая из них выражает не только интересы стоящих за ними элитарных политических групп, но и фундаментальные общественные потребности, озвучиваемые на языке политических целей и задач.

Либеральная идеология ориентирована у нас на задачу глубокого реформирования всех сфер общественной жизни, начиная, естественно, с экономики. Национально-патриотический комплекс идей пытается спасти единство народа, раскалываемое экономическими реформами, поднять уровень самооценки нации. Коммунистическая же система идей призвана ныне сгладить шоковые последствия либеральных реформ, сохранить по мере возможности былую социальную защищенность и «уверенность в завтрашнем дне» каждого члена общества. В принципе все эти задачи вовсе не взаимоисключающи. Так что у лидирующих ныне в России идеологических течений есть точки соприкосновения, есть основа для национального согласия. Западный опыт последних столетий показал, что идеологические разногласия в конце концов поддаются цивилизованному (не силовому) урегулированию. И уж коль скоро основные идеологические принципы (марксизма или либерализма) позаимствованы Россией на Западе, то хорошо бы, чтобы и тамошние способы разрешения идеологических конфликтов не остались у нас без внимания.

Но это в перспективе. Пока же новые для России идеологические доктрины с национальной спецификой еще не оформились окончательно и не нашли для себя четко очерченную социальную базу. В этой сфере все находится в брожении, в становлении. А в таких ситуациях надеяться на идеологический мир рановато. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для каждой из трех основных идеологий современности (либерализма, консерватизма, социализма) выберите приоритетные ценности из следующих пар противоположностей:

а) свобода – равенство;

б) порядок – законность;

в) права человека – справедливость;

г) социальное равенство – равенство перед законом;

д) рыночная конкуренция – государственное регулирование;

е) индивидуализм – коллективизм.

Свой выбор обоснуйте.

Я считаю, что для либерализма характерны такие ценности как: свобода, равенство, рыночная конкуренция, индивидуализм. т. к. главная его цель и ценность — свобода личности. Классический либерализм исходил из автономии индивидуальной свободы и разума, свободы собственности и частного предпринимательства, ограничения властного произвола и вмешательства государства в экономику. “Лучшее правительство то,– отмечал  в свое время Т. Джефферсон, – которое меньше всего управляет”. Также либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

- индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;

- свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;

- равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от ис­пользования своей свободы во зло другим.

Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Для консерватизма, по моему мнению, характеры такие ценности как рыночная конкуренция, порядок – законность. К числу базовых ценностей консервативная идеология относит частную собственность, рыночные механизмы развития экономики, правовое государство, эволюционность общественного прогресса.

Для социализма присущи такие ценности как: равенство, справедливость, государственное регулирование, коллективизм, т. к. социализм — общественно-политический и экономический строй, основанный на принципах равенства прав и возможностей людей, государственного регулирования экономики, приоритета общественной собственности. Основной лозунг такого строя: "От каждого — по способностям, каждому — по труду.

 

Информация о работе Социалистическая идеология и её разновидности