Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:04, реферат
В начале 90-х годов в России резко возрос интерес к социологии. Однако и на
Западе, давно построившем рыночное общество и намного раньше обозначившем свою
осведомленность в сфере политической социологии, интерес к ней не только не
угасает, но в последние годы заметно усиливается.
Введение.
2.
Макс Вебер- классик мировой социологии.
3.
Общество социальной политики и эмпирические исследования М.Вебера.
4.
Политика как призвание и профессия.
5.
Заключение.
6.
Список используемой литературы.
Формирование
социально-политических
Из наиболее
важных последних работ Вебера
следует отметить его доклады
"Политика как призвание и
профессия" (1919) и "Наука как
призвание и профессия" (1920). В
них нашли отражение
Вебер считается
крупнейшим представителем немецкой исторической
школы политэкономии. Правовед по образованию,
он начинал свою деятельность с исследований
в области экономической истории. Занимаясь
экономической историей, Вебер не мог
обойти Общество социальной политики
и его представителей. Сочинения Макса
Вебера поражают энциклопедическим охватом
социальной действительности, и не так
просто оценить, в какую сферу знаний он
внес больший вклад.
3. Общество социальной политики и эмпирические исследования Вебера.
В 80-90-е гг. XIX
в. эмпирическая социология в Германии
зарождалась как паллиотивная наука
- через заимствование и
Характерной чертой
являлись ежегодные собрания Общества,
где профессура с приглашенными
министерскими работниками, промышленниками
и представителями пофсоюзов
детально обсуждала итоги исследований
и содержание отчетов. Вместо традиционного
сообщения о выводах
Таким образом, Вебер, привлеченный к анализу собранной по старым методикам информации, подверг эти методики серьезной критике.
4. Политика как призвание и профессия.
От разговора о политике как призвание непроизвольно можно ожидать высказываний и оценок по злободневным вопросам. Из данной работы я бы хотела исключить все вопросы, относящиеся к тому, какую политику следует проводить, какое , таким образом содержание следует придавать своей политической деятельности. Они не имеют никакого отношения к общему вопросу: что может означать политика как призвание и профессия. Далее, я бы хотела рассмотреть как смотрел на этот вопрос Макс Вебер.
Итак, что
он понимал под политикой? Это
понятие имеет чрезвычайно
Итак, политика,
судя по всему, означает
Правовое
государство Вебер
Политическая
позиция Вебера так же как
и его теория господства, представляла
собой существенный отход от
позиций классического
С одной стороны,
Вебер выступает как
Сам Вебер не двусмысленно указал на связь понятия рациональности с важнейшей для него ценностью- свободой - в своей полемике с Рошером, Книсом и Майером. Человек тем свободнее, чем рациональнее его действие, т.е. чем яснее он сознает преследуемую цель и чем сознательнее избирает адекватные ей средства.
В политическом
плане это сказывается в отходе
немецкого социолога от классического
либерализма. Этот своей отход Вебер
наметил прежде всего при рассмотрении
проблем политической экономии. Политэкономия,
по его мнению, не может ориентироваться
ни на этические, ни на производственно-технические
идеалы- она может и должна ориентироваться
на идеалы национальные. Нация выступает
у Вебера и как важнейшая политическая
ценность. Правда, нужно сказать, что
его " национализм" не носил такого
характера, как у немецких консерваторов.
Его идеалом было сочетание политической
свободы и национального
Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся по господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?
В принципе имеется
три вида внутренних оправданий, т.е.
оснований легитимности. Во-первых,
это авторитет "вечно вчерашнего":
авторитет нравов, освещенных значимостью
и привычной ориентацией на их
соблюдение. Далее, авторитет внеобыденного
личного дара, полная личная преданность
и личное доверие, вызываемое наличием
качеств вождя у какого то человека.
Наконец, господство в силу "легальности",
в силу веры в обязательность легального
установления и деловой компетентности,
обоснованной рационально созданными
правилами. Правда, чистые типы редко
встречаются в
В данном случае я бы хотела рассмотреть прежде всего второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной харизме вождя, так как здесь корениться мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или а парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне призванным руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но и потому что верят в него. Правда сам вождь живет своим делом.
Конечно, главными фигурами в механизме политической борьбы не были одни только политики в силу их "призвания" в собственном смысле этого слова. Но решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении. Как политически господствующие силы начинают утверждаться в своем государстве? Данный вопрос относится ко всякого роду господства во всех его формах: к традиционному, равно как и к легальному, и к харизматическому.
Штаб управления,
представляющий во внешнем проявление
предприятие политического
Можно заниматься
политикой - то есть стремиться влиять
на распределение власти между политическими
образованьями и внутри них - как
в качестве политика "по случаю",
так и в качестве политика для
которого эта побочная или основная
профессия, точно так же, и при
экономическом ремесле. Политиками
"по случаю" являемся все мы, когда
отпускаем свой избирательный бюллетень
и т.д. у многих людей подобными
действиями и ограничивается их отношение
к политике. Политиками "по совместительству"
являются в наши дни, например, все
те доверенные лица и правления партийно-
Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить для политики, либо жить за счет политики и политикой. Кто живет для политики, в каком-то внутреннем смысле творит свою жизнь из этого - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит делу, и тем самым придает смысл своей жизни. Именно в таком смысле всякий серьезный человек, живущий для какого то дела, живет также и этим делом. За счет политики как профессии живет тот, кто стремиться сделать из нее постоянный источник дохода; для политики - тот, у кого иная цель.
Если государством
или партией руководят люди, которые
живут исключительно для
Руководить политикой можно либо в порядке "почетной деятельности" и тогда ее занимаются "независимые", то есть состоятельные люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие и тогда они должны иметь вознаграждение. Профессиональный политик, живущий за счет политики, может быть чистым чиновником на жалованье.
Подлинной профессией настоящего чиновника - это имеет решающее значение для оценки нашего прежнего режима - не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно - данное требование применимо даже к так называемым политическим управленчиским чиновникам,- по меньшей мере официально, пока под вопрос не поставлены государственные интересы господствующего порядка.