Социальная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:07, контрольная работа

Описание

В настоящее время медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, имеет место проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг, количество безработных с каждым днем увеличивается, система образования страны близка к состоянию общей стагнации, качество жизни россиян находится на низком уровне.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты исследования социальной политики
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства
1.2. Функции и модели социальной политики государства
2. Особенности социальной политики в России
2.1. Основные направления социальной политики в России
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения
Заключение
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

 Биологические ограничения подразделяются на физиологические  и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству  и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер.

 Экономические ограничения подразделяются на ограничения  материального и морального характера. К первым из них относятся уровень  развития производительных сил, ко вторым – устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются.

 И последняя  причина – социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин [24, C.396-401].

 Суть социальной политики государства заключается  в поддержании отношений, как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

 Однако социальная политика не может рассматриваться  как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения [22, C. 39].

 Выделяют [22,C. 38] узкое и широкое понятие социальной политики. В узком смысле слова социальная политика – это, прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества.

22.  Смирнов C.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. –М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с.

24.Стребков А.И. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители». – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. – 2002. – №12. – С. 396-401. 
 

 В широком  смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

 Основными принципами проведения социальной политики являются [22, C.44]:

  1. защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  2. обеспечение помощи самым бедным семьям;
  3. выдача помощи на случай безработицы;
  4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение

 квалификации. 

 1.2 Функции и модели  социальной политики  государства 

 Социальная политика выполняет ряд функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие [23]:

  1. Обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы.
  2. Обеспечение политической устойчивости власти.
  3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым.
  4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости.
  5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
  6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы. При этом в качестве объектов социальной защиты подразумеваются условия труда и условия жизни.
  7. Обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как посредством оплаты труда, так и посредством предоставления различных социальных трансфертов.

 Все эти функции  тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

 С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную  роль.

 Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политики концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

 Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы [1, C.429].

  1. Асжина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М.: Норма. – 1996. – 608 с.
 

 Государственная социальная политика предусматривает  решения следующих задач [7, C.7-8]:

  1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
  2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
  3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
  4. Дальнейшее совершенствование общественно – политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

 Следует отметить, что возможности решения тех  или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

 Характер  и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы [21,C.49].

 Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер.

  1. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С.Миронов// Общество и экономика. – 2005. – №5. – С. 7-8

21. Смирнов  С.С., Исаев Н.А. Социальная политика. Новый курс // Вопросы экономики. –1999. – № 2. – С. 48-49. 
 

 Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.

 Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.

 Обе группы различаются  между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.

 Различают несколько моделей социальной политики [18]:

 По типу субъекта социальной ответственности:

 •  либеральная модель

 •  корпоративная модель

 •  общественная модель

 • патерналистская модель

 По типу участия  государства в реализации социальной политики:

 •  благотворительная модель

 •  административная модель

 •  стимулирующая модель

 Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена  общества за свою судьбу и судьбу своей  семьи. Роль государственных 

 18. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С., Султанова А.В. Развитие человеческого потенциала как стратегия позиционирования в социальной политике России: доклад в рамках деятельности Школы культурной политики. – 2005. – www.depo.org.ru.edu 

структур в  непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации – социально - страховые фонды и ассоциации третьего сектора.

 Финансовую  основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Поэтому при реализации данной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий, например, прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, а не принцип солидарности, предполагающий перераспределение доходов от одного лица в пользу другого.

 При либеральной  модели социальной политики государство  берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов. Основным достоинством либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому труду) в интересах нелимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. Граждане, постоянно участвовавшие своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

 Недостатки  этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления  экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования – с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Информация о работе Социальная политика России