Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:07, контрольная работа
В настоящее время медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, имеет место проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг, количество безработных с каждым днем увеличивается, система образования страны близка к состоянию общей стагнации, качество жизни россиян находится на низком уровне.
Введение
1.Теоретические аспекты исследования социальной политики
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства
1.2. Функции и модели социальной политики государства
2. Особенности социальной политики в России
2.1. Основные направления социальной политики в России
2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения
Заключение
Список литературы.
Таблица.
Показатели доходов населения
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Реальные располагаемые доходы населения (% к пред. периоду) | 88.1 | 113.4 | 110 | 110.9 | 114.9 | 109.9 | 109.3 | 110 |
110.7 | 102.7 |
Среднедушевой денежный доход (рублей в месяц) | 1663 | 2288 | 3075 | 3972 | 5115 | 6296 | 7848 | 9911 |
12499 | 15106 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня (млн. человек на конец периода) | 41.20 | 42.30 | 40.00 | 35.60 | 29.30 | 25.20 | 25.20 | 21.50 |
18.70 | 18.60 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня (в % к общей численности населения) | 28.3 | 29 | 27.5 | 24.6 | 20.3 | 17.60 | 17.7 | 113.4 |
13.3 | 13.2 |
По данным таблицы, видно, что реальные располагаемые доходы населения значительно увеличились в 2000 году, и именно с этого года начали возрастать более, чем на 100 %. Происходит постепенное увеличение среднедушевого денежного дохода, а численность населения с доходами ниже величины прожиточного уровня, как в количественном, так и в процентном соотношении ежегодно сокращается, к 2008 году более, чем в 2 раза.
По итогам
2008 г. количество людей, живущих за чертой
бедности, практически не сократилось.
В конце прошлой недели Минэкономразвития
опубликовало предварительную оценку
численности бедного населения, проживающего
в России. Согласно этим данным, в 2008г.
18,6 млн. человек или 13,2% населения страны
имели доходы ниже величины официально
установленного прожиточного минимума
(4593 руб. в месяц). Таким образом, по сравнению
с 2007г. (18,7 млн. человек) ситуация с бедностью
в России практически не улучшилась. Очевидно,
что в условиях экономического кризиса,
сопровождающегося повышением уровня
безработицы и существенным замедлением
роста реальных доходов населения, а в
последние месяцы – даже их падением,
ситуация с бедностью может только ухудшиться.
Поэтому прежние намерения правительства
добиться снижения уровня бедности до
10% к 2011 г. становятся нереалистичными
[12].
2.2
Проблемы социальной
политики России
и пути их решения
I. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем [17, C.63-65].
Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.
Эта проблема
возникла в связи с многолетним
недофинансированием
Системы управления, ценообразования и финансирования отрасли в современных социально - экономических условиях не обеспечивают не только развитие, но и стабилизацию существующего уровня обслуживания населения. Одновременно возросла доля собственных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре семейных расходов. Темпы роста доли платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, без заметного улучшения их качества, все чаще вызывают неудовлетворение низкодоходной части населения. При этом во многом высокие эксплуатационные затраты
жилищно - коммунального хозяйства вызваны низким качеством проектирования и строительства объектов, применением недолговечных материалов, пренебрежением к последующим затратам на текущее содержание жилья и коммунальной инфраструктуры.
Во-вторых, проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения.
Основной
причиной данного процесса являются
ограниченные возможности привлечения
прямых государственных, муниципальных
и частных инвестиций, недоступность
кредитных ресурсов. Существующая в
настоящее время система
В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
Действующим законодательством Российской Федерации определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство. Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т.п.) возникают обязательства государства по содействию в улучшении жилищных условий иных категорий граждан (работники бюджетной сферы, молодые семьи, сельское население и т.д.). Принятие таких решений не всегда соответствует бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. При этом не сформированы единые принципы определения объема поддержки различных категорий граждан за счет бюджетных средств, а также механизмы реализации государственных обязательств.
В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.
Концепция жилищной политики на основе анализа ситуации и проблем, существующих в жилищной сфере предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищной сфере.
Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой программой на 2002 - 2010 годы с учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических условиях. С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» ориентирует на удвоение объемов жилищного строительства к 2010 г., доведение их до 80 млн. м2 в год, что воспроизводит исторический максимум доперестроечных лет. При этом предполагается существенно снизить срок пребывания в очереди на улучшение жилищных условий.
Глобальными задачами новой Жилищной политики на ближайшее время должны стать [14]:
– удвоение жилищного фонда Российской Федерации (современный жилищный фонд – 2,85 млрд. кв.м. общей площади) с условием замещения и реконструкции за этот период не менее 70% существующего жилищного фонда. Для этого за пять лет необходимо выйти на годовой объём строительства и реконструкции жилья порядка 90 млн. кв.м.
– увеличение средней обеспеченности жильём граждан до 40 кв.м. на человека (сейчас – 19,7 кв.м. на человека).
14. Официальный
сайт Совета при Президенте
России по реализации
www.rost.ru
II. Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров.
Эти проблемы возможно решить [22, C.273]:
во-первых, введением обязательных страховых взносов для большинства работодателей и самих работников на будущее пенсионное обеспечение последних;
во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);
в-третьих, созданием условий для развития негосударственных систем пенсионного обеспечения (негосударственных пенсионных фондов), взносы в которые также уплачиваются работниками или работодателями;
Во всех случаях создаются механизмы гарантирования текущих пенсионных выплат и, что особенно важно для будущих пенсионеров – сохранности их пенсионных накоплений, в том числе и в негосударственной части пенсионной системы. Очевидно, что уровень таких гарантий должен превышать уровень гарантий по вкладам населения в финансово-кредитных учреждениях страны.
- доступность бесплатной медицинской помощи;
- недостаточная
эффективность финансирования
- нехватка кадров;
- обеспечение лекарственными препаратами;
- качество оказываемых услуг.
В связи с существующими проблемами мы предлагаем следующие пути решения [19]:
22. Смирнов C.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. –М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с.
19. Савченко
А.П. Здоровье общества и система здравоохранения
в контексте социальной политики России:
доклад. – 2007. – www.vob.ru
1) повышение
реальной доступности
2) обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства.
3) развитие
механизмов координации
4) реформирование
системы финансирования
включающее:
• обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;
• внедрение механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
• завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций;
• усиление
государственного регулирования платной
медицинской помощи, оказываемой
в государственных и