Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа
Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция регламентировалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие формы, нормы и способы общежития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 5
2. ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Личность как субъект политики 9
2.2. Социальная общность как субъект политики 12
2.3. Государство как субъект политики 14
2.4. Властно значимые интересы – основа деятельности 15
субъектов политики 15
3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И
(УГУЭС)
Кафедра
гуманитарных, естественнонаучных, математических
и социально-экономических
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Политология»
на тему: «Социальные основы политики: целостная характеристика»
Выполнила: студентка группы 2БЭЗк-11 шифр:2-12.01.053
Сарычева В.И.
Проверил:
С.А. Левощенко
к. полит. н., доцент
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 5
2. ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Личность как субъект политики 9
2.2. Социальная общность как субъект политики 12
2.3. Государство как субъект политики 14
2.4. Властно значимые интересы – основа деятельности 15
субъектов политики 15
3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Вся социальная жизнь представляет
собой процесс постоянного
С усложнением и интенсификацией социальных взаимосвязей, нарастанием демографической, территориальной, религиозной дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.
Одним из наиболее эффективных способов не силового в основном регулирования противоречивших друг другу интересов в человеческих взаимоотношениях и стала политика. Регулирующая функция политики реализовывалась по мере становления самого этого социального феномена и государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социально-политического поведения для всех групп и слоев своих граждан.
Новая, политическая система
регулирования социальных контактов
групп не только обеспечивала реализацию
разнообразных групповых
Политика понимается по существу как разновидность инновационной деятельности, т.е. деятельности по переводу социальных систем в новое качество. В этом случае, как и в предыдущем подходе, политика оказывается существующей в социальных системах разного уровня. Политиком может быть не только государственный деятель, принимающий нестандартные политические решения, но и ректор университета, кардинально перестраивающий сложившиеся схемы образовательного процесса, или руководитель предприятия, осуществляющий внедрение новых производственных технологий.
Политика - это сложный комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. В политике находят отражение интересы и потребности различных социальных групп, которые являются базой и опорой государственной власти.
Основная задача современных демократических государств достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, смягчение противоречий между ними, поиск гражданского согласия. Функции "сцепления" социума, соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством выполняет гражданское общество.
Объектом исследования данной работы является политика. А предметом исследования – социальные основы политики.
Цель моей контрольной работы: выявить социальные основы политики, рассмотреть личность, социальные общности и государство как субъекты политики, выделить социальные функции политики.
Можно выделить следующие признаки политики как социального явления из всей совокупности общественных отношений:
1. Политика всегда есть там, где действуют большие социальные группы (социально-профессиональные, этнические, религиозные, демографические, территориальные и т.д.), преследующие свои коренные, существенные, долговременные интересы.
2. Политика всегда есть
там, где есть столкновение, конфликт,
борьба социальных интересов,
т.е. интересов больших
3. Политика всегда есть
там, где действует
4. Политика всегда есть
там, где есть государственные
и общественные органы, которые
занимаются регулированием
Поле политики можно представить в виде аналитической модели (см. рис. 1). В центре поля находятся политические явления и процессы. Их развитие в политически организованном обществе во многом зависит от позиции государственных и иных политических организаций и структур.
Вырабатываемая ими политика в известном смысле самостоятельна по отношению к обществу.
Рис.1. Аналитическая модель политики
Однако, выступая как выражение интересов различных социальных групп, она представляет собой своеобразную равнодействующую существующих в данном поле основных влияний и воздействий, которая:
– отражает потребности людей в организации политического бытия, общественной жизни в целом, в сотрудничестве (или соперничестве) и коммуникации;
– определяется посредством или на основе идеологических ценностей больших социальных групп;
– является отражением особенностей социально-экономического развития общества, экономических интересов различных социальных групп;
– обусловливается содержанием и развитостью общественного сознания и политической культуры.
Важной характеристикой политики является публичность. Это означает, что все политические решения имеют универсальный характер в том смысле, что могут касаться регулирования всех сфер общественной жизни: хозяйственно-экономической, культурной, образовательной, религиозной, семейно-брачной и т.д.; они являются общеобязательными для выполнения, даже если выглядят несправедливыми или неоптимальными в глазах своих адресатов. Их осуществление гарантируется институтами государственной власти, располагающими монопольным правом на применение средств организованного и легитимного принуждения.
Поэтому в окончательном виде политику можно определить следующим образом.
Политика – это область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей.1
Политика – это деятельность, направленная на регулирование отношений между гражданами, социальными общностями по поводу их места в обществе и обеспечению их экономического и духовного воспроизводства.
Под субъектами политики понимаются
участники политического
Признаками субъекта политики являются: способность и возможность принятия политических решений, наличие средств и возможностей реализовать принятые решения, практическое участие в политической деятельности, ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками и др.
Субъектами (носителями) политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.
Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:
- социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др.;
- институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;
- функциональный: армия (выступая
частью государства, нередко
Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления и предоставленные ей полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках. Бюрократия выступает субъектом политики в силу того, что на нее возлагается функция проведения каких-либо государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит ее интересам .2
Среди субъектов политики принято выделять первичные и вторичные субъекты политики.
Первичные субъекты – это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как организованные целостности, объединенные совокупностью интересов и устремлений, как носители социально значимых интересов.
Большие социальные группы (как сообщества, а не как статистические категорий) являются первичными субъектами политики еще и потому, что благодаря своей самоорганизации, внутренней связи, консолидации, создают предпосылки для появления таких же или других политических организаций, общественных институтов, государственных органов. Их интересы создают потенциальное «поле политики», сферу борьбы и сотрудничества, детерминируют функции и границы власти. Без учета интересов различных слоев народа невозможно было бы результативное функционирование политических партий, их стратегий, программ, лидеров, организационных форм, методов их деятельности.
Под вторичными субъектами понимаются те структуры (различные институты, их органы, малые группы, коллективы и личности), которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших социальных групп и играющие существенную роль в политике, насколько способны служить какому-либо классу, группе и пользоваться их поддержкой. Вторичные субъекты являются производными в отношении первичных как в смысле генетическом (появились как реакция на потребности определенных групп), так и функциональном смысле (выполняют служебную и исполнительскую роль в отношении больших общественных групп). В процессе своей деятельности они могут различаться разным уровнем самостоятельности, активности, эффективности деятельности.3
По мнению большинства современных российских и зарубежных исследователей, главными действующими факторами, или субъектами политики следует признать большие социальные группы – классы, социальные слои, народы, нации и т. д., а также их организации; существенными – все остальные социальные субъекты, если они в своих действиях ссылаются на интересы и ценности больших социальных групп.
Одним из важных содержательных элементов политики является установление меры политического участия гражданина в подготовке, принятии и реализации политических решений.
Каждому ясно, что социум в целом – основа, а человек – исходная сущность политики. Человек – основной субъект политики. Простейшее определение человека политического – Homo politicus – это активная личность, которая посредством исполнения политической роли (ролей) добивается достижения определенных нужных ему целей.
Человек в состоянии искусно овладевать разными политическими ролями и именно таким образом реализовать свою политическую и одновременно человеческую природу и потенциал. Но это происходит не сразу, а постепенно. Взаимосвязь человека с политической сферой обладает своей динамикой. Он постепенно вовлекается в политические отношения и осваивает их. Процесс становления человека политического проявляется прежде всего в обретении им нужных ролей как своеобразных норм и правил поведения.4
Процесс «политизации», т.е. введения человека в политику, осуществляется в ходе политической социализации, которая включает:
1) политическую адаптацию
– интеграцию индивида в
2) политическую интериоризацию – включение политических норм и ценностей во внутренний мир человека и формирование его политического мировоззрения.
Информация о работе Социальные основы политики: целостная характеристика