Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа
Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция регламентировалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие формы, нормы и способы общежития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 5
2. ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Личность как субъект политики 9
2.2. Социальная общность как субъект политики 12
2.3. Государство как субъект политики 14
2.4. Властно значимые интересы – основа деятельности 15
субъектов политики 15
3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Политическая социализация является неотъемлемым слагаемым процесса общей социализации личности. При этом происходят два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых членов. Здесь политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность обеспечить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры личности; формируется ее политическое сознание, «моделируется» политическое поведение, происходит становление личности человека–гражданина.
Проблема личности как «меры всех вещей», в том числе власти и политики, имеет в политической науке, по меньшей мере, три главных аспекта:
а) Личность как особенности человека: его специфические привычки, ценностные ориентации, мотивационно-деятельные установки и т.д. Под этим углом зрения обычно исследуется личность политического лидера (монарха, президента, премьер-министра и т.д.), индивидуальные особенности которого самым непосредственным образом субъективизируют политику, т.е. оказывают довольно существенное влияние на состояние и функционирование этой сферы. Причем это характерно не только для политической культуры Востока с ее традициями сакрализации (обожествления) верховной власти и ее носителей, но и для прагматичной западной демократии.
б) Личность как представитель вполне определенной человеческой общности или группы (социальной, профессиональной, этнической, элитарной, массовой и т.д.), а также как исполнитель той или иной политической роли (избирателя, члена общественной организации, партийного функционера или активиста, репрезентативный» подход к личности как бы растворяет (деперсонифицирует) ее в более крупных социальных формированиях и группах или же в предписанных ей по статусу ролях и функциях. Он не позволяет отразить автономию и активность индивида (его самость) как специфического актора (субъекта) политики.
в) Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой выбора, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами. Это индивидуальность, не сводимая к отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.д.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этой ипостаси человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и пользуется определенными политическими правами и свободами, т.е. выступает одновременно в качестве субъекта и объекта политики.5
Одним из важнейших условий политической субъектности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он пытается влиять на политику в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность и другие насильственные акты. Человек, не обладающий властными функциями и соответствующими правами, сам по себе подлинным субъектом политики быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны и бывают не лишены эффекта. В общем и целом политические действия отдельной личности мало результативны. Поэтому люди объединяются в соответствующие организации — партии, союзы, движения и др.[6]
Таким образом, личность как субъект политики имеет реальный политический вес лишь в том случае, если она выражает интеграцию интересов людей, объединенных в социальную общность, которая в свою очередь делегирует собственную политическую волю личности, в результате чего личность превращается в политического лидера. Таким образом, политическая судьба личности во многом определяется деятельностью другого субъекта политики – социальной общности.6
Социальная общность – это объединение людей, основанное на определенной социальной связи, отличающееся относительной целостностью и выступающее самостоятельным субъектом исторического и социального действия. В зависимости от рода социальной связи общности отличаются огромным разнообразием – классы, партии, элиты, социальные группы, социальные слои и их различные комбинации, общности этнические, профессиональные, демографические, культурные, территориальные и т.д.
Содержанием социальной политики любой общности является обеспечение наивысшей меры возможности воспроизводить себя и выступать в качестве субъекта исторической деятельности. Социальные возможности той или иной общности во многом зависят от ее места и роли в системе общественного производства. Однако история человечества свидетельствует, что социальные достижения тех или иных общностей являются не только следствием прогрессивной роли, которую они играют в общественном процессе, но и достаточно часто итогом ущемления социальных возможностей других общностей.
В настоящее время во многих развитых странах субъекты политики в лице лидеров, элит и социальных общностей приходят к пониманию того, что социальное качество жизни определяется постиндустриальными и информационными тенденциями, требующими социально-структурных изменений в сторону все большего социально-политического равновесия. Поэтому социально-прогрессивной признается такая политика, которая демонстрирует и реализует высокую степень вовлеченности всех социальных групп в выработку и осуществление политических решений. Этим достигаются гуманизм социальных перемен, «общественность» политики, ее открытость и демократичность. Этот процесс отражается в политике социального партнерства (консенсуса), успешно реализуемая в странах Западной Европы и США.
Социальные общности как элементы социальной структуры общества выполняют важную социальную функцию – обеспечивают деятельность системы социального представительства, которая является механизмом групповой консолидации, структуры, предназначенной для выражения и защиты социально и властно значимых интересов в политически неоднородной среде.
К субъектам политики, как мы выяснили, могут быть отнесены различные общности и объединения, имеющие политические интересы, но по своей политической субъектности они отличаются от таких политических субъектов, как государство и его органы. Основная функция последних - организация и поддержание политической власти. В отличие от государства не все общности и даже не все объединения активно участвуют в политике и политической жизни, если политику понимать в указанном выше смысле.
Социальные общности, обеспечивая деятельность системы социального представительства, выступают важнейшим посредником между населением и государством.
Государство — центральный и основной элемент политической организации общества. Это орган управления отдельной общественной структурой, формами собственности и связанной с ней структурой производства. В условиях приоритета общечеловеческих интересов относительно классовых государство может перерастать из органа власти в орган исполнения законодательной инициативы общества, обеспечивающий бесперебойное функционирование его основных механизмов.
Внутренними функциями государства являются обеспечение функционирования общества как целостного организма, сохранение существующих в нем связей, зависимостей, соподчинений; преимущественное удовлетворение интересов политически и экономически господствующих социальных сил, внешними — защита неприкосновенности границ, целостности территории, суверенитета, содействие развитию сотрудничества и взаимодействия с другими странами.
Таким образом, государство,
являясь основным субъектом политики,
нормирует жизнь всего
Социальная сущность государства представляет собой определенную форму человеческого общежития и в этом выступает как целостность взаимосвязей и отношений властно-правовых структур и общества, как система взаимоотношений между индивидами и их ассоциациями. Основной социальной функцией демократического государства является обеспечение учета, представительства и реализации интересов всех социальных групп общества.7
субъектов политики
В политической сфере доминирующим мотивом, основой социальной активности и деятельности субъектов политики становится удовлетворение политически осознанного интереса.
Интерес (от лат. – иметь значение) – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящих за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных общностей. Политический интерес – это избирательное отношение человека к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает человека к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, классов, партий и иных политических сил). Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по следующим, наиболее существенным основаниям: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные, государственные); б) по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по возможности их осуществления (реальные и мнимые); д) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
Политический, властно значимый
интерес личности и социальной группы
оформляется через систему
При переходе на капиталистический путь развития создавались новые сплачивающие общество механизмы, основанные на личной политической и экономической свободе индивидов, которые в процессе жизнедеятельности вырабатывают общие интересы. Общество, имеющее такие механизмы, называется гражданским. Возникающее на основе гражданского общества государство является его официальным выражением. Гражданское общество имеет потребность в государстве как официальном выразителе общих интересов. Поскольку государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, оно является демократическим. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть исполнены другими структурными элементами гражданского общества.
Формируясь в процессе
регулирования межгрупповых противоречий,
поддержания целостности
Политика выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.
Основная функция политической науки - формирование демократических отношений в социуме, формирование гражданского общества и обеспечение стабильности демократических политических процессов.
Помимо этого, политическая
наука имеет нижеследующие
В настоящее время политика выполняет в общественной жизни следующие функции:
1. Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества. Выражение интересов включает в себя: а) осознание интересов; б) их оформление в идеологии; в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения.
2. Рационализация возникающих в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.
3. Руководство и управление
общественными процессами в
Информация о работе Социальные основы политики: целостная характеристика