Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:01, доклад
Природа и место Правительства Российской Федерации в системе органов
государственной власти в процессе проведения с конца 80-х годов политической
реформы и конституционных преобразований существенно менялись. В силу
Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 27
октября 1989 г. - ВВС РСФСР, 1989, N 44, ст. 1303) Совет Министров РСФСР
являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной
власти РСФСР, ответственным и подотчетным перед Съездом народных депутатов и
Верховным Советом РСФСР.
Природа
и место Правительства
государственной власти в процессе проведения с конца 80-х годов политической
реформы
и конституционных
Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 27
октября 1989 г. - ВВС РСФСР, 1989, N 44, ст. 1303) Совет Министров РСФСР
являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной
власти РСФСР, ответственным и подотчетным перед Съездом народных депутатов и
Верховным Советом РСФСР. Поскольку в компетенции данных высших
представительных органов государственной власти советского типа было
осуществление не только законодательной функции, но и полномочий по
исполнению законов, Совет Министров был правомочен решать вопросы
государственного управления, отнесенные к ведению РСФСР, за исключением тех,
которые входили в компетенцию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
С введением поста Президента РСФСР на основе решений референдума 1991 г.
Правительство было включено в систему федеральной исполнительной власти,
возглавляемой Президентом Российской Федерации, как орган, подотчетный
Президенту Российской Федерации. Закон "О Совете Министров - Правительстве
Российской Федерации", принятый 22 декабря 1992 г. (ВВС РФ, 1993, N 1, ст.
14),
урегулировал отношения в
Российской Федерации с учетом того, что Президент Российской Федерации был
наделен полномочиями по руководству деятельностью Совета Министров. При этом
вопросы
исполнительной власти были целиком
сосредоточены в руках
Правительства вследствие того, что
Конституция провозгласила в качестве незыблемой основы конституционного строя
разделение властей (ст. 3 Конституции 1978 г. в редакции Закона Российской
Федерации от 21 апреля 1992 г., - ВВС РФ, 1992, N 20, ст. 1084).Принятие
Конституции 1993 г. знаменует новый этап в развитии института
исполнительной власти, для характеристики которого определяющее значение
имеют положения Конституции, согласно которым Правительство самостоятельно
осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с
Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и судами Российской
Федерации (ст. 10 и 11 Конституции). В текст новой Конституции не была
включена формула прежней Конституции о подотчетности федерального
Правительства Президенту, поскольку Президент Российской Федерации
провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти. Вместе с
тем следует отметить, что Конституция наделила Президента широкими
полномочиями по формированию Правительства, направлению его деятельности.
Президент назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов
Правительства,
принимает решения о его
федеральных органов исполнительной власти.
Правительство действует на основе указов Президента, и в случае противоречия
актов Правительства Конституции, федеральным законам и указам Президента они
могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Анализ конституционных
норм о полномочиях Президента и Правительства позволяет прийти к выводу о
том, что многие из конституционных полномочий Президента свидетельствуют о
наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в
частности, относится руководство внешней политикой (п. "а" ст. 86), право
председательствовать на заседаниях Правительства (п. "б" ст. 83) и другие.
Кроме того, Президент, реализуя свои конституционные полномочия по
определению основных направлений внутренней и внешней политики государства,
осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные
указы, обусловленные требованиями осуществления экономической и политической
реформ и обеспечения социальных преобразований в обществе, в том числе и по
вопросам, находящимся в силу ст. 114 Конституции в компетенции Правительства.
Объективная необходимость в согласовании действий Президента и Правительства
как органов, обеспечивающих осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78),
заставляет находить способы их взаимодействия, исключающие дублирование в
управленческой сфере.
Правительство
проводит работу по осуществлению социально-
преобразований, руководствуясь указами Президента Российской Федерации,
установками,
определенными в таких
Федеральному Собранию Российской Федерации.
Так, с целью реализации мер, намеченных в Послании Президента Российской
Федерации "О действенности государственной власти в Российской Федерации",
Правительством принято специальное Постановление от 31 марта 1995 г. N 305,
в котором федеральным органам и органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предписывается, руководствуясь посланием Президента,
осуществить разработку и реализацию мероприятий, направленных на обеспечение
экономических и социальных прав граждан, скорейшее достижение финансовой
стабилизации, совершенствование системы государственного регулирования
экономики, развитие рыночных отношений в агропромышленном комплексе и
интеграции российской экономики в мировое хозяйство (СЗ РФ, 1995, N 15, ст.
1302).
Сложилась практика систематического информирования Президента Председателем
Правительства о работе Правительства, установлен детальный и четкий порядок
взаимного согласования проектов актов Президента и Правительства, планов
законопроектных работ и т.д. (см. Указ Президента от 10 июня 1994 г., N 1185
- СЗ РФ, 1994, N 7, ст. 697; 1995, N 19, ст. 1732). Правительство Российской
Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в
определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в
Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти
и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и
обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на
территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов
Российской
Федерации в системе
Российской
Федерации и полномочиям
совместного ведения с субъектами Российской Федерации главы администраций
подчиняются Президенту и Правительству Российской Федерации. В порядке
обеспечения полномочий федеральных органов государственной власти на всей
территории Российской Федерации контроль за осуществлением полномочий глав
администраций осуществляется Председателем Правительства Российской
Федерации (см. Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N
1969, - СЗ РФ, 1994, N 24, ст. 2598). При Правительстве Российской Федерации
по предложению администраций субъектов Российской Федерации учреждаются их
представительства и назначаются руководители представительств. Так,
образованы представительства администраций Брянской, Магаданской, Тульской,
Самарской, Ивановской областей (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 223; N 7, ст. 574; N
14, ст. 1257; N 29, ст. 2846; N 44, ст. 4215), других областей и автономных
округов. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении
Правительства Российской Федерации, за исключением случаев обеспечения
конституционных полномочий Президента Российской Федерации либо
подведомственности Президенту Российской Федерации в соответствии с
федеральными законодательными актами. В пределах своей компетенции
Правительство Российской Федерации утверждает Положения о федеральных
органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначает
и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных
органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных
федеральных органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации в рамках отведенных ему полномочий
осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной
власти и на основе Закона Российской Федерации "О Совете Министров -
Правительстве Российской Федерации" от 22 декабря 1992 г. вправе отменять
акты министерств, государственных комитетов Российской Федерации и других
подведомственных
ему федеральных органов
Закона).Конституция 1993 г. изменила характер взаимоотношений органов
законодательной и исполнительной власти, а также характер ответственности
Правительства перед парламентом. Она вывела Правительство из прямого
подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой контроль в ключевой