Современное политическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание

На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации - автоматически включает в свой состав выбираемых глав администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по пропорциональной избирательной системе.

Содержание

Введение
3
1. Конституционные основы демократических преобразований в России
5
1.1. Конституции
5
2. Проблемы во взаимодействии государства и человека
7
Вывод
10
Список используемой литературы
11

Работа состоит из  1 файл

история(курсовая).doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

 

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

Ярославский филиал

Финансово- экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

По дисциплине: Отечественная история.

Тема: Современное политическое развитие России

 

 

 

                                                       

                         

 

 

 

 Руководитель:_Зацепина Ольга Ивановна

 

 Группа: ЭТ – 11 С

 

Ф.И.О. студента: Ларина Дарья Константиновна

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Ярославль 2011 год.

Содержание.

 

Введение

3

1. Конституционные основы демократических преобразований в России

5

     1.1. Конституции

5

2. Проблемы во взаимодействии  государства и человека

7

Вывод

10

Список используемой литературы

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Географически «вторая» Европа включает в себя Россию, бывшие европейские республики СССР и коммунистические страны, а также «евразийскую» Турцию. Все эти страны пытаются догнать «первую» Европу. Теоретически «вторая Европа» - это «второй эшелон» западноевропейского развития.

Страны «второй Европы»  в социально-экономическом, политическом и культурном смысле не являются Западом. Все они представляют собой осколки  распавшихся в разное время империи, в той или иной мере сохранившие  черты авторитарных или тоталитарных режимов. Во многих из них еще продолжаются процессы становления национального самосознания.

Политическое руководство  стран «второй» Европы ориентировано  на Запад, а контакты с «Востоком» и друг с другом воспринимает как  вынужденные. Во многих из этих стран  существуют противоречия между прозападными элитами и социальным большинством, настроенным к Западу индифферентно, а иногда враждебно.

Сможет ли современная  Россия как страна «второй» Европы в ближайшей перспективе стать  Западом. Многие ученые сходятся во мнении, что нет, даже при использовании «силовых» методов «модернизации». Для этого ей придется изменить свою идентичность и, прежде всего, социокультурную специфику большинства населения, на что потребуется много времени, а за этот срок Запад уйдет вперед.

За последние годы политический режим в России претерпел большие изменения: тоталитаризм - посттоталитаризм - антикоммунизм - основы демократии.

Эти изменения происходили  в контексте преобразования всей общественной системы России. Хозяйственный  механизм страны, основанный на монополии государственной собственности и плановых (а по сути административно-командных) методах управления, сломан, началось создание саморегулирующейся рыночной экономики, базирующейся на свободной конкуренции. Стали формироваться основы гражданского общества. Региональный хозрасчет сменился экономической самостоятельностью субъектов Федерации, строящих свои взаимоотношения с центром на основе договоров о разграничении полномочий и предметов ведения.

В России отсутствует  господствующая идеология, место аморфной гласности заняла вполне ощутимая властями свобода слова. Коммунистическая партия из «руководящей и направляющей силы» общества превратилась в центр «непримиримой оппозиции».

Полностью сменились  центральные и региональные политические элиты. Отличительная особенность новых элит - это прагматизм в политике и опора на финансовые олигархии в экономике.

На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным Федеральным  Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации - автоматически включает в свой состав выбираемых глав администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по пропорциональной избирательной системе.

В силу этого политический режим современной России может  быть охарактеризован как демократический  с устойчивыми авторитарно-олигархическими  чертами и элементами политического  корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.

В результате не всегда продуманной  политики приватизации значительная часть  государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих к тому же масс-медиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в корпоративно-олигархический.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение  полномочий явно смещено в сторону  исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

Усилению авторитарных тенденций способствуют такие привходящие  факторы, как:

- перманентный рост  преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные конфликты;

- военные столкновения;

-нестабильность ситуации  внутри правящих элит.

Надо отметить, что  тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят  качественно новые задачи, требующие  времени и большого напряжения всех социальных ресурсов; оборотной стороной этого процесса может оказаться аморфность и паралич потестарных функций.

Возможно ли усиление в России демократических тенденций? В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного и массовидного характера. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

Кроме этого, гарантией  роста демократизации политического  режима современной России являются свобода слова и печати, наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной власти, включая депутатов, глав городов и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.

Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое - не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического развития заявлен; это - демократизм и правовое государство.

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционные основы демократических преобразований в России.

         Среди проблем становления новой российской государственности можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера.

В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия - правовое государство). Однако на практике Конституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила правовое российское государство. В этом отношении она является в большей степени программным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих общественных отношений.

Хотя по Конституции Россия - это  демократическое государство с  республиканской формой правления, но в действительности мы имеем дело с «президентской республикой», в которой глава государства обладает огромными полномочиями по формированию Правительства и выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих Президента лиц, а Правительство России - малосамостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска.

Кроме того, некоторые аналитики  считают, что, как и раньше, Конституция  нужна властям, прежде всего, для  защиты от своих политических противников.

В XX в. в России сменилось пять Конституций. Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегическое развитие страны на десятилетия, а то и на века. Но для России оказалась нужной именно такая непостоянная конституция. Основной закон у нас менялся тогда, когда руководителям государства становился нужен новый инструмент борьбы со своими политическими противниками.

1.1. Конституции.

 

В этом смысле ленинская  Конституция 1918 г. была самой откровенной. Эта Конституция отвергала демократию, в частности принцип тайного голосования и разделения власти на ветви как «пережитки буржуазного парламентаризма». В таких условиях редко кто отважился выступать против властей, а кто высказывал свое несогласие с ними, того объявляли «контрой», с которой поступали по законам революционного времени.

Следующая Конституция, уже СССР, принятая в 1924 г., мало чем  отличалась от предыдущей, поскольку  сохранились задачи превращения  страны в мощный плацдарм для мировой  революции. В 1936 г. была принята сталинская Конституция, которая должна была решать новые задачи. В условиях тоталитаризма партия превратилась из «ордена меченосцев» в широкий общегосударственный институт, вобравший наиболее активную часть населения. В это время наибольшую угрозу для сталинского режима стала создавать старая «ленинская гвардия», которая не готова была последовательно претворять в жизнь решения «мудрого вождя».

Измененная сталинская Конституция  позволила нейтрализовать старую «ленинскую гвардию» путем внедрения в новую советскую Конституцию такого принципа «буржуазного парламентаризма», как прямые и тайные выборы. При открытом голосовании мнение партийцев с дореволюционным стажем, героев гражданской войны значило многое. При тайном голосовании все стал решать подсчет голосов.

Новая советская Конституция - брежневская - была принята в октябре 1977 г. Это было вызвано тем, что  партийное руководство всерьез  перешло к стратегии «мирного сосуществования двух систем». В  этих условиях выяснилось, что политический режим в СССР серьезно разошелся с конституционными принципами. Основу этого режима составляла коммунистическая партия, генеральный секретарь которой был руководителем этого режима, не занимая никаких государственных постов. Для советско-партийной бюрократии этого было достаточно, чтобы считать Л. Брежнева лидером страны. Однако для остального мира коммунистический режим рассматривался как антиконституционный. Поэтому в брежневскую Конституцию была включена знаменитая 6-я статья о руководящей роли коммунистической партии, а Л. Брежнев стал Председателем Верховного Совета СССР, высшего законодательного органа страны

В 1991 г. из Конституции РСФСР была исключена 6-я статья о руководящей  роли партии и был введен так называемый президентский блок. Буквально через  год Верховный Совет начал законодательную борьбу против этого блока, пытаясь ограничить права президента в России. Для парламента эта борьба закончилась печально - расстрелом «Белого дома», принятием новой российской Конституции, которая похоронила надежду на то, что Россия станет парламентской республикой.

Принятый вариант Конституции  Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный  Суд уже не могли ничем угрожать Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997.№3..

Это привело к тому, что оппозиция  с самого принятия Конституции повела «атаку» на нее и Президента, понимая, что даже абсолютное большинство  в парламенте не гарантирует ей право  на власть. Кандидаты от оппозиции, идя на президентские выборы в 1996 г., обещали в случае победы ограничить, а то и упразднить пост президента. Однако многие аналитики считают, что любой следующий президент, даже если им станет яростный сторонник парламентской республики, забудет о своих обещаниях, ибо будет существовать огромный соблазн использовать неограниченную российскую президентскую власть.

Такая конституционная коллизия в  условиях сильной политической оппозиции  создает в России ситуацию перманентного  конфликта между законодательной  и исполнительной ветвями власти. Но главная проблема становления новой российской государственности состоит не в наличии этого конфликта, а в том, что разные ветви власти систематически нарушают российское законодательство, в том числе и Конституцию Российской Федерации.

В современной России для формирования правового государства  необходимо, во-первых, создать соответствующее  правовое пространство, во-вторых, достичь  необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так  государственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности, соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не стали доминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российской государственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россию демократическим государством в условиях слабого демократического электората (около 30% избирателей).

Согласно Конституции, Россия является федеративным государством. Закрепляя федеративное устройство России, Конституция вместе с тем  породила его асимметрию, поскольку субъекты Федерации - республики, области, края и округа - на практике находятся не в равном политическом и экономическом отношениях. Кроме того, субъекты Федерации живут по конституциям (республики) и уставам (области), многие из которых не соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушая её отдельные положения.

Информация о работе Современное политическое развитие России