Современное политическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание

На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации - автоматически включает в свой состав выбираемых глав администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по пропорциональной избирательной системе.

Содержание

Введение
3
1. Конституционные основы демократических преобразований в России
5
1.1. Конституции
5
2. Проблемы во взаимодействии государства и человека
7
Вывод
10
Список используемой литературы
11

Работа состоит из  1 файл

история(курсовая).doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Важная роль в становлении  современной российской государственности  отводится формированию национально-государственной  идеи, задающей «общее дело» и консолидирующей  российское общество. Российские демократы, приступая в начале 90-х гг. к реформам, давали обещание путем либеральных реформ сделать жизнь россиян в скором времени процветающей и приближенной к мировым стандартам. Однако результаты реформ оказались в явном противоречии с замыслами («Хотели как лучше получилось как всегда»): 1) стремительно упало производство;2) резко сократился жизненный уровень; 3) девальвировались некоторые традиционные ценности; 4) возник «номенклатурно-криминалистический» капитализм; 5) обострились социально-политические противостояния и национальные конфликты. 1

В результате современное  российское общество выглядит социально  разобщенным и прежде всего по базовым ценностям: идеи демократии для многих россиян стали в  настоящее время синонимами всего плохого и поэтому не могут служить консолидирующим фактором. Президент России объявлял о «пропаже» национально-государственной идеи, но пока государственная власть в России не может предложить вразумительного «общего дела», консолидирующего российское общество.

Целый ряд проблем  в становлении новой российской государственности существует в  России во взаимодействии государства  и индивида, государства и общества. Во взаимодействии государства и  индивида можно выделить два аспекта  проблем - правовой и социальный. Конституция провозгласила права человека и гражданина в России, которые на практике зачастую носят декларативный характер. Современное российское государство не обладает пока необходимыми ресурсами для того, чтобы быть непосредственным гарантом конституционных прав человека и гражданина в России.

 

  1. Проблемы во взаимодействии государства и человека.

 

Большие проблемы возникли во взаимодействии государства и  человека в России в социальном плане. Прежняя российская государственность  базировалась на принципах патернализма, являющихся оборотной стороной политики полицеизма. В ходе реформ государство в России как отказалось от политики полицеизма, так и «бросило» индивида на произвол судьбы, постоянно сворачивая социальные программы в России, не выплачивая месяцами бюджетникам заработной платы, пенсий - пенсионерам. Несмотря на то, что к 2002 году состояние социальных программ стабилизировалось, прогресс в области социальной защиты наступит еще не скоро. Поэтому одной из важных проблем становления российской государственности выступает формирование в России социального государства, более привычного для патерналистской ментальности россиян.

Другой комплекс проблем  возник во взаимоотношении государства  и общества. В России еще не существует гражданского общества и перспективы его становления достаточно проблематичны. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, государство традиционно стремится сузить сферу «гражданского общества» и охватить своим контролем как можно большее число общественных связей и отношений. С другой стороны, это обусловлено специфическим менталитетом россиян, который блокирует их гражданскую самостоятельность и инициативу.

         Важной проблемой становления российской государственности выступают отношения государства к природным ресурсам страны. Попытки реформаторов путем либеральных реформ перевести Россию на путь инновационного развития провалились. Современное российское государство вынуждено ориентироваться на традиционный способ выхода из кризиса - мобилизационный путь развития за счет экстенсивного использования природных ресурсов (газ, нефть, лес, золото).

Целый ряд проблем  возник в связи с взаимодействием  российского государства и мирового сообщества. Кризис мирового коммунизма, распад СССР как мировой державы  привели к серьезным геополитическим изменениям в мире. Биполярный мир превратился в монополярный. Единственной мировой державой остались США, хотя в последнее время наметилась тенденция становления нового геополитического центра в мире объединенной Европы. Россия в настоящее время больше занята внутренними делами. Утратив свои позиции в мире, Россия пока не выработала геополитическую стратегию и поэтому больше действует ситуативно, чем стратегически. Поэтому некоторые аналитики считают, что Россия на международной арене в настоящее время действует скорее обдуманно, чем продуманно, т.е. действует исходя из ситуации, а не из стратегических соображений в соответствии с какой-либо концепцией национально-государственной безопасности.

Одной из важных проблем  современной политической ситуации в России является проблема многопартийности. Главной задачей любой политической партии является достижение государственной исполнительной или законодательной власти. В современной России партии имеют влияние только в законодательной ветви власти. Наиболее значительные партии, КПРФ, ЛДПР, НДР и «Яблоко», пройдя через выборы 1995 г., имели фракции в Государственной Думе, в законодательных органах субъектов Федерации. Формирование партии «Единая Россия» и консолидация власти в ее руках заставляют задуматься о кризисе многопартийности в современной России.

При этом сам Президент  России не должен быть связан ни с одной  политической партией. Правительство  также формируется не по партийному, а по профессиональному признаку. Большинство глав администраций субъектов Федерации, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. 2

Выборы в органы исполнительной власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат  выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата. Этому есть свои причины.

        Во-первых, в России еще не сложилась устойчивая партийная система. Обилие партий, носящих во многом искусственный характер, обусловлено не отличием программ, а амбициями их лидеров. Такие партии заботит больше не реализация интересов секторального слоя, а «голый интерес власти». Во-вторых, водораздел в партийной борьбе происходит по линии «партия власти - протестирующие группировки» при неизжитости кардинальных идеологических противоречий, способных вылиться в силовое противостояние, устойчивой партийной системы достичь трудно. В-третьих, становлению сильных партий не способствует и позиция верхних эшелонов власти (Президент и Правительство), которым выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией.

Исполнительная власть сознательно проводит в России политику «деполитизации», чтобы не допустить большего влияния политических партий на население. В условиях, когда по Конституции России большинство властных полномочий сосредоточено в руках Президента и исполнительных органов власти, воздействие и влияние политических партий на общенациональную политику сведено к минимуму и осуществляется в основном в рамках парламентских дебатов.

Власть политических партий в России имеет латентный  характер, сводясь к деятельности их парламентских фракции. В этом случае воздействие на исполнительную власть осуществляется через процесс законотворчества, посредством лоббирования принятия политических и социально-экономических решений, торга на «рынке власти» с Правительством и Президентом (имеющего зачастую вид «схватки под ковром»). Пытаясь преодолеть партийное влияние, исполнительная власть предпринимает шаги, направленные на изменение Закона о выборах в Государственную Думу.

Однако объяснить слабость политических партий в современной  России лишь противодействием со стороны исполнительной вертикали власти нельзя. Сами партии в своей деятельности допускают много просчетов и прямых нарушений действующего законодательства. Многие лидеры, с чьими именами связаны партии в умах электората, просто скомпрометировали себя. Партии зачастую представляют не интересы населения, а свои собственные властные амбиции и поэтому не имеют устойчивых связей с различными социальными слоями общества. Пока партии проявляют завидную активность лишь в преддверии выборных кампаний. Особенно это относится к парламентским партиям, использующим предоставленные им возможности и аппарат (средства связи и коммуникации, финансирование и т.п.) часто не по прямому назначению.

Сильным рычагом потестарного воздействия этих партий на исполнительные органы власти в России является процесс принятия бюджета. Однако здесь узкопартийные пристрастия и интересы, лоббистская деятельность, непрофессионализм и идеологическая заощренность берут зачастую верх над общенациональными приоритетами. Становится очевидной необходимость повышения ответственности партийных фракций в Государственной Думе за те решения, которые ею принимаются.3

 

Вывод.

 

Нынешняя российская конституционная демократия не исключает  легального введения иной экономической  системы, что, однако, не требует разрушения существующего политического порядка.

Политическая модернизация России означает переход к более  сложному типу правления. Легальные  процедуры конституционной демократии содержат систему сдержек и противовесов в отношениях между исполнительной, законодательной и судебной властями (двухпалатный парламент, право вето на законопроекты, принятие Думой бюджета, многопартийная система, Конституционный Суд, импичмент). Эти и другие механизмы внешнего и взаимного контроля препятствуют образованию властной монополии. Хотя сегодня в России наблюдается тенденция к аккумуляции все большей власти у президентской администрации и местной бюрократии.

Модернизация политической системы России связана с переходом  от формального федерализма к  реальному. Стержнем советского федерализма было «государство-партия» с квазицентрализованной командно-административной системой управления. Сегодня федерализм в России с его реальными правами субъектов Федерации - объективная действительность, хотя многие его принципы, зафиксированные в Конституции, остаются на бумаге.

Модернизация политической системы России связана с отказом  от однопартийной системы. Нынешний конституционализм основан на принципе конкурентной многопартийности, строгой  формализации поведения политических партий, их взаимодействия. Актуальной стала проблема легализации политического лоббирования и усиления контроля за финансовыми пожертвованиями парламентским партиям.

Политическая модернизация России означала отмену цензуры и  информационных привилегий (образовательные, контакты с зарубежными странами, эксклюзивная информация, закрытые фонды библиотек), что привело к плюрализации общественного мнения. Однако информатизация общества и концентрация СМИ привели к появлению в России информационных центров власти под олигархическим контролем.

Демократический конституционализм  является рамками плюралистического  общества, где политический процесс  ориентирован на компромиссы между  различными силами. Однако в России между политическими партиями редко  возникают коалиции. Нерешённость проблемы легализации влияния групповых интересов увеличивает коррупцию бюрократии и противоправные действия групп давления. Противоречия законодательной и исполнительной власти редко перерастают в компромиссные решения, что приводит к политическим кризисам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997.№3.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997.№ 1.

3. Пантин И. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии. 1996. № 6.

4. Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. 1997.№3.

5. Российская историческая традиция и перспективы либеральных реформ. «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. 2000. № 6.

6. Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели / / Полис. 1996. №5.

7. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1996. №5.

8. Янов А. Россия: альтернативы развития // Власть. 1996. № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997.№ 1.

2 Пантин И. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии. 1996. № 6.

3 Янов А. Россия: альтернативы развития // Власть. 1996. № 1.




Информация о работе Современное политическое развитие России