Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие надежды и ожидания людей, мобилизует и координирует их коллективное поведение. Представители системного подхода выделяют функции политической системы, исходя из взаимодействия, которое существует между политической системой и средой, между индивидами и группами внутри системы
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика категории «политическая система»……………..6
Подходы к пониманию политической системы………………….……..6
Компоненты политической системы…………………………….……...9
Глава 2 Сравнительный анализ гражданских и преторианских политических систем………………………………………………………………………………….12
2.1 Общие подходы к выделению гражданских и преторианских политических систем…………………………………………………………………….....12
2.2 Характеристика и сравнительный анализ политических систем по критерию политической институционализации и уровню политической активности населения……………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….....29
Список использованных источников……………………………………………...32
Кланы и соперничающие группировки существуют во всех политических системах. Равно как и партии в смысле неформальных групп, соперничающих за власть и влияние. Но партии как организации являются продуктом современной политики. Политические партии существуют в современном обществе потому, что только современная политическая система нуждается в институтах для организации участия широких масс в политической жизни. Политическая партия как организация имеет предшественников в революциях XVI—XVII вв. Первое появление организованных политических партий наблюдается, однако, в XVIII в. в тех странах, где впервые начался рост политической активности широких масс населения, — в Америке и затем во Франции. Появление политической партии как политического института связано с переходом, в терминах Рудольфа, от политики статуса к политике мнения. В 1800 г. политические партии существовали только в США; к 1900 г. они существовали во всех странах Запада. Развитие политических партий идет параллельно развитию государственного устройства современного типа. Чем в большей мере традиционные политические институты оказывались способными адаптироваться к требованиям современной политики, тем менее значительной была роль политической партии. И напротив, значение политической партии для обеспечения легитимности и стабильности в модернизирующейся политической системе обратно пропорционально объему институциального наследия, полученного системой от традиционного общества. Там, где традиционные политические институты (такие, как монархия и феодальный парламент) сохраняются и в современную эпоху, партии играют второстепенную, вспомогательную роль в политической системе. Основным источником преемственности и легитимности являются другие институты. В типичном случае партии возникают в рамках законодательных собраний и затем постепенно распространяют свою деятельность на все общество. Они встраиваются в существующую политическую систему и обычно в своей деятельности отражают организационные и процедурные принципы, на которых строится эта система. Они расширяют круг вовлеченных в деятельность традиционных институтов, адаптируя тем самым эти институты к требованиям современной политики. Они помогают сделать традиционные институты легитимными с точки зрения народного суверенитета, но сами не являются источниками легитимности. Их собственная легитимность определяется тем вкладом, который они вносят в работу политической системы.
Там, где традиционные политические институты разрушены, слабы или вообще отсутствуют, роль партий совершенно иная, чем в обществах, характеризующихся институциальной преемственностью. В таких ситуациях сильная партийная организация — единственная долгосрочная альтернатива нестабильности коррумпированного, или преторианского, или массового общества. Партия в этих случаях не просто вспомогательная организация; это источник легитимности и авторитета. В отсутствие традиционных источников легитимности ее ищут в идеологии, харизме, народном суверенитете. Для того чтобы сохранять свое действие в течение длительного срока, каждый из этих принципов легитимности должен получить воплощение в партии. Партия уже не является, как прежде, отражением государства, напротив, государство становится порождением партии и инструментом партии. Действия правительства легитимны в той мере, в какой они отражают волю партии. Партия становится источником легитимности в силу того, что она институциальное воплощение национального суверенитета, народной воли или диктатуры пролетариата.
Там,
где традиционные политические институты
слабы или отсутствуют, условием
стабильности является существование
хотя бы одной политической партии
с высоким уровнем
Политическая партия представляет собой отличительную особенность современной политики, но в другом отношении это не исключительно современный институт. Функции партии — организация участия населения в политике, согласование интересов, обеспечение связи между общественными силами и государством. Выполняя эти функции, партия неизбежно отражает политическую логику, а не логику эффективности. Бюрократия с ее дифференцированной структурой и системой продвижения в зависимости от заслуг с точки зрения этой второй логики более современный институт, чем политическая партия, функционирование которой основано на патронаже, влиянии и компромиссе. На этом основании идеологи модернизации, как и защитники традиции, нередко отвергают и порочат систему партий. Они пытаются модернизировать свое общество политически, не создавая института, который обеспечивал бы политическую стабильность этого общества. Они стремятся стать модернизированными в ущерб политической сфере и терпят неудачу: невозможно преуспеть в модернизации, пренебрегая политикой.
Таким образом, политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, ролей, отношений, процессов подчиненная политическим, юридическим, идеологическим установкам данного политического режима.
В отличие от однопартийных, военные режимы чаще всего возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц. В политической науке пользуется известностью также наименование этих режимов как «преторианских» — термин, введённый С. Хантингтоном в его книге «Солдат и государство» (1957 г.). В задачи Преторианской Гвардии, существовавшей при императорах в последние дни Римской Империи, входила охрана их безопасности. Однако стратегическое положение преторианцев нередко вело их к действиям, прямо противоположным ожидаемым — убийству императора и продажи его должности тому, кто предлагал наибольшую цену [8, c. 261].
В этой связи в политологии нередко используется и термин «преторианское общество», означающий, что в обществе весьма высока вероятность военных переворотов как средства разрешения накопившихся политических противоречий.
Можно привести огромное количество практических примеров военного правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции, Пакистане, Южной Корее и других странах.
Г. Алмондом и Д. Коулменом была выдвинута теория перехода от авторитаризма к демократии через развертывание процессов социальной диверсификации (разнообразия) и секуляризации (освобождения сознания общества и индивидов от влияния религии). Впоследствии точка зрения о возможности такого перехода была подвергнута сомнению. Другие представители школы, такие как Эптер и Хантингтон, считали более правильным по отношению к развивающимся странам говорить не в категориях демократии и авторитаризма, а использовать понятия “политического развития”, когда прослеживается динамика власти, и “политической модернизации”, при имитации этими обществами западной модели развития. Главное различие между режимами проходит не по линии авторитаризма и демократии, считал Хантингтон, а между “гражданскими обществами” и “преторианскими обществами”, режимами с частыми военными переворотами, как в Древнем Риме, где Преторианская гвардия возводила на престол и свергала с него кого хотела. Хантингтон считал, что формы правления в странах менее важны, чем наличие или отсутствие процессов нарастания социального многообразия и автономизации государства, или разделения частнопредпринимательской и политической деятельности. Только благодаря этим процессам возможно появление не декоративных, а влиятельных представительных институтов в гражданском обществе. В их отсутствие неизбежен захват власти клановыми группами (в “преторианском обществе”). При анализе политических режимов Р. Даль также стремился обходиться без понятия “авторитаризм”, считая необходимым различать “полиархические системы” (допускающие оппозицию) и “гегемонистские системы” (исключающие оппозицию) [12, c. 326].
В качестве критерия дифференциации политических систем в рассматриваемом случае используется такой параметр, как соотношение между уровнем политической институционализации и уровнем политической активности населения. Соотношение этих переменных влияет на политическую стабильность любого общества.
Политическая система с относительно низким уровнем того и другого, например Парагвай во времена диктатуры генерала Альфреда Стреснера, может оказаться более стабильной, чем система с более высоким уровнем институционализации, но с еще более высоким уровнем вовлеченности социальных групп в политику, как, скажем, современные Колумбия, Россия или Филлипины. Следовательно, сохранение стабильного политического порядка, т. е. действующих правил принятия политических решений предполагает, что по мере возрастания политической активности должны возрастать также сложность, автономия, адаптивность и согласованность политических институтов. На основании вышеуказанного соотношения и проводится различие между гражданскими политическими системами, где уровень институционализации высок по отношению к уровню политической активности населения, и так называемыми преторианскими системами, где уровень политической активности высок.
При этом крайним случаем взрывного роста политической активности масс является социальная революция. Она может привести совершенно хаотическое общество к установлению желанного гражданского порядка, а может и ввергнуть некогда стабильное государство в состояние крайнего упадка и гражданской войны.
1 Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон – М.: Текст, 1993. – 303 с.
2 Ачкасов, В.А. Политология / В.А. Ачкасов – СПб.: Питер, 2000. – 384 с.
3 Бачило, И.Л. Организация государственного управления: правовые проблемы / И.Л. Бачило – М.: Наука, 1994. – 237 с.
4 Василенко, И.А. Государственное управление в странах Запада / И.А. Василенко – М.: Логос, 2000. – 185 с.
5 Глущенко, В. В. Политология: системно-управленческий подход / В.В. Глущенко – М.: ИП Глущенко, 2008. – 341 с.
6 Голосов, Г.В. Сравнительная политология / Г.В. Голосов – СПб.: Питер, 2001. – 367 с.
7 Лейст, О.Э. История политических и правовых учений / О.Э. Лейст – М.: Зерцало, 2006. — 568 с.
8 Ланцова, С.Л. Политическая конфликтология / С.Л. Ланцова – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
9 Мельник, В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология: Практическая политология / В.А. Мельник – Минск: Тесей, 2002. – 240 с.
10 Нерсесянц, В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму / В.С. Нерсесянц – М.: Юристъ, 1992. – 354 с.
11 Тайнби, А. Постижение истории / А. Тайнби – М.: Прогресс, 1992. – 312 с.
12 Трич, Т.Н. Преторианские когорты: модель и практика / Т.Н. Трич – М.: Наука, 1998. – 248 с.
13 Фолитар, Т.И. Политика и власть в Западной Европе XX века / Т.И. Фолитар – М.: Логос, 2000. – 230 c.
14 Хантингтон, С. Политический порядок в меняющихся обществах / С. Хантингтон – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 480 с.
15 Хейвуд, Э. Политология / Э. Хейвуд – М.: Юнити-Дана, 2005. – 526 с.
16 Чагин, О.В. Война и военное дело в античности / О.В. Чагин – М.: Зерцало, 2001. – 270 с.
17
Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е.
Чиркин – М.: Юристь, 1999. – 416
с.
Информация о работе Сравнительный анализ гражданских и преторианских политических систем